Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:07, курсовая работа
Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного ( в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они ж
В реальной жизни
родственная семья далеко не всегда
возможна. Это связано, например, с
тем, что место рождения и место
вступления в брак могут быть значительно
удалены друг от друга. Кроме того, родственники
могут быть фактически или социально отдалены
от супружеской пары, и в этом случае семья
остается в чистом виде нуклеарной. Современное
общество характерно ослаблением многих
родственных связей и, следовательно,
преобладанием нуклеарной семьи над родственной.
Формы брака. Почти
во всех обществах начальная стадия
возникновения супружеской пары
связана с помехами, различными испытаниями
и подготовительными
Как показывает
опыт, образцы брачных связей более
этноцентричны, чем все другие культурные
образцы общества. Нам, например, может
казаться противоестественным практикуемое
в некоторых современных обществах заключение
брака по сговору, когда будущие супруги
практически заранее не встречаются. Как
они могут знать, нравятся ли они друг
другу или нет? Почему никто не интересуется
их чувствами и симпатиями? Однако наша
реакция, когда мы считаем, что люди с другой
культурой думают и чувствуют как и мы,
является обычной ошибкой этноцентризма.
В нашем обществе рассматривают начальную
стадию создания супружеской пары как
романтическое приключение, через которое
люди приходят к любви. Однако девушка
в классическом Китае или современной
Японии, например, считает странным выходить
замуж за человека, не выбранного ее родителями.
Стоя на позициях этноцентризма, мы жалеем
молодых людей в других обществах потому,
что при выборе партнера они не имеют свободы,
а они жалеют наших молодых людей, лишенных
родительской опеки. Но и те, и другие молодые
люди не чувствуют себя нуждающимися в
жалости.
Экзогамия и
эндогамия. Каждое общество ограничивает
выбор партнера в браке тем, что разрешает
выбирать его только вне определенной
узкой группы. Это явление называется
экзогамией. В нашем обществе это ограничение
применяется для избежания кровосмесительных
связей. Так, нравственные нормы запрещают
нам жениться на сестрах, двоюродных сестрах
и некоторых других близких родственниках.
Во многих обществах запрещено выбирать
супруга внутри своего клана, деревни,
а иногда даже племени.
На практике
встречаются также
Моногамия и
полигамия. Для россиян, англичан или
американцев существует только один
вид цивилизованной формы супружества
- моногамия, т.е. брак одного мужчины с
одной женщиной (в одно время). Однако в
развитии большинства обществ практиковалась
полигамия т.е. формы брака, при которых
существует более одного партнер в супружестве.
Теоретически возможны три формы полигамии.
Во-первых, групповой брак, при котором
несколько мужчин и несколько женщин находятся
одновременно между собой в брачных отношениях.
Еще сравнительно недавно эта форма брака
была широко распространена, она существует
и сейчас, например, на Маркизских островах.
Очень редкой формой полигамного брака
является полиандрия, когда женщина имеет
несколько мужей. Одним из таких редких
примеров служат некоторые общества Южной
Индии и Тибета. Здесь считается нормальным,
когда женщина, выходя замуж, автоматически
становится женой всех братьев своего
мужа и они живут вместе. Полиандрия в
семьях Южной Индии стала понятной, когда
в результате анализа демографической
ситуации выяснилось, что в этих регионах
мужское население значительно превосходит
по своей численности женское.
Наиболее распространенной
формой полигамного брака является
полигиния, или многоженство. Мнение
представителей современной Европы
и Северной Америки о многоженстве
также в значительно степени
этноцентрично. Многие в нашем обществе,
например, считают, что культивирование
такой формы брака ведет к деградации
женщины, к превращению ее в рабыню. Это
считается неслыханной жестокостью и
вызывает возмущение (возможно, это чувство
навеяно некоторыми фильмами о восточных
владыках). Однако факты говорят об обратном.
Трудно сказать, в каком обществе женщина
имеет более высокий статус - в обществе
с полигамной или моногамной формой брака.
Во-первых, даже в обществах, где широко
распространена полигамная семья, браки
обычно являются моногамными. Только наиболее
преуспевающие люди с высоким статусом
могут позволить себе иметь более одной
жены. Во-вторых, обязанности между женами
четко распределены, а первая жена очень
часто оказывает решающее влияние на поведение
мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени
обеспечена, и они, как правило, не желают
для себя другой доли.
Развод. Что делать
в том случае, когда супруги
не могут по разным причинам нормально
существовать совместно? Сменить партнера
по браку мешает совместная собственность,
общие дети. Кроме того, обществу невыгодна
любая нестабильность института семьи.
Поэтому практически в каждом обществе
существуют определенные правила и законы,
затрудняющие развод или дающие привилегии
одной из сторон. Есть, правда, отдельные
общества, где в случае затруднений в совместной
жизни муж просто собирается и уходит,
а жена через определенное время выставляет
его вещи за дверь. Однако это редкое исключение;
большинство же обществ стремится сделать
развод весьма болезненной операцией.
Особенно это касается тех обществ, где
партнер по браку выбирается родителями.
Очень часто в тех обществах, где большое
значение имеет родственная семья, воспитание
ребенка в случае развода частично берут
на себя братья, сестры, дяди или тети.
В нашем обществе с сильным акцентом на
индивидуальную любовь при выборе партнера
и при ярко выраженном приоритете нуклеарной
семьи развод чаще всего влечет за собой
трагические последствия как для детей,
так и для взрослых.
Функции семьи. Семья во всех обществах развивается как институциональная структура, целью которой является решение определенных социальных задач. Какие же задачи решает семья? Каковы ее функции как основного социального института?
Функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. С другой стороны, в так называемых патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин).
Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов. Семья - это основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Поэтому появление ребенка вне института семьи обычно вызывает жалость, сострадание или осуждение.
Функция социализации. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе безусловно занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей, с тем чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Однако этот эксперимент не получил широкого распространения. В настоящее время в нашем обществе пытаются совместить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему удерживает первенство в социализации индивидов. В современном Израиле дети в кибуцах (кооперативных фермах) воспитываются в общих коттеджах и находятся под присмотром специальных воспитателей, в то время как их матери выполняют различные работы в тех же кибуцах. Родители обычно проводят с детьми около двух часов в день и весь день в субботу. По мнению некоторых обозревателей, такое воспитание проходит успешно, хотя у него существует много противников. Правда, так воспитывается лишь незначительное число детей Израиля. Эти редкие исключения, пожалуй, только подчеркивают первостепенное значение семьи для социализации детей. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения.
Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье (218, с. 56). Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертности, отклоняющемуся поведению. Доказано; что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и образ жизни.
Защитная
функция. Во всех обществах
институт семьи осуществляет
в разной степени физическую,
экономическую и
Экономическая
функция. Ведение членами семьи
общего хозяйства, когда все они
работают, как одна команда, способствует
формированию крепких экономических связей
между ними. Можно сказать, что семья представляет
собой самую крепкую экономическую ячейку
общества. Нормы семейной жизни включают
обязательную помощь и поддержку каждого
члена семьи в случае, если у него возникают
экономические трудности.
4.2.
Почему современное
российское общество
считает укрепление
семьи одной из важнейших
целей в социальной
политике государства? (ответ
обосновать).
В современных
условиях развития постиндустриального
и уже во многом информационного общества
семья является практически единственным
источником помощи. Причем в качестве
такой помощи выступает как материальная,
так и духовная и социальная поддержка.
Иногда человек покидает на какой-то период
оставляет или покидает общий дом и живет
отдельно от всей семьи. Но даже в этом
случае он остается ее членом, потому что
родственные связи или как их еще называют
родственные узы – это самые крепкие социальные
отношения между людьми и разорвать их
очень сложно.
В этом плане
семья как социальный институт выступает
объединяющим фактором для жителей
отдельных городов, регионов и страны
в целом. Объединение происходит
за счет того, что каждый имеет свою
семью и ему понятны ожидания,
желания других. Стремление к единому
общему благу, которое достигается за
счет наличия в социальном обществе таких
ячеек как семья, позволяет развивать
наиболее ценные качества в каждом человеке.
Семья как социальный институт позволяет
создавать отдельные домохозяйства, в
которых каждый трудится на благо всего
хозяйства. При этом труд может быть различен:
работа с целью заработка, содержание
жилища в чистоте, уход за больными членами
домохозяйства и т.д.