Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:07, курсовая работа
Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного ( в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они ж
Трудности
социализации в этот период
связаны с тремя главными
несовпадением
между высоким уровнем притязаний (стремление
стать героем, прославиться) и низким социальном
статусом, который задан их возрастом;
несовпадением
старого стиля родительства, ориентированного
на то, что для матери сын и
дочь всегда остается ребенком, и новых
потенциальных возможностей подростков,
заданных их психофизиологическим повзрослением;
противоречие
между усилившейся ориентацией
на самостоятельность и
Психофизиологическое
повзросление практически ничего не меняет
в социально-экономическом положении
подростков. Социальный статусы родителей
и юношей по-прежнему несовместимы: родители
зарабатывают на жизнь, несут моральную
и правовую ответственность за детей и
неприкосновенность имущества, участвуют
в общественной и производственной жизни.
Взрослые – собственники, распорядители,
опекуны, производители, законодатели,
потребители, защитники и т.д. А подростки
экономически несамостоятельны, они все
еще требуют социальной защиты и не выступают
участниками правонарушений. Их ролевой
диапазон крайне ограничен. Они не являются
собственниками, распорядителями, производителями,
законодателями. Они – лишь потребители.
Хотя в правовом смысле они могут принимать
жизненно важные решения, в психологическом
плане подростки созрели для них. Но родители
ограничивают их. В этом и заключается
противоречие.
В связи
с этим социологи говорят о
ролевом бесправии подростков
– меньшем объеме прав и
обязанностей по сравнению со
взрослыми. Обладая меньшими
Социологи
полагают, что сексуальная распущенность,
Итак, мы рассмотрели
трудности социализации в период юности
и установили, что главной среди них является
ролевой конфликт, или ролевое бесправие
подростков
7.1.
7.2.Национальные
отношения в России: история и
современность.
В многонациональном государстве составной частью политических отношений являются межнациональные отношения. Государство налаживает, регулирует отношения между нациями и народностями. Совокупность принципов, норм, правил, посредством которых осуществляется управление национальными отношениями, составляет национальную политику. В каждой многонациональной стране национальная политика имеет свои особенности. Вместе с тем, существуют проверенные историческим опытом пути и методы решения национального вопроса, оптимизации национальных отношений.
В системе национальных отношений ключевыми, решающими, являются политические аспекты. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, представительство национальных кадров в структуре власти и некоторые другие вопросы. Вместе с тем, на формирование национальной идеи, политических установок, политического поведения, политической культуры заметное воздействие оказывают исторически складывающиеся традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия обитания наций, народностей. По существу все вопросы межнациональных отношений приобретают политическое значение и могут быть решены на политическом уровне. Важнейшим выражением сущности национальных отношений является национальный вопрос.
Национальный вопрос — это, прежде всего, отношения национального неравенства, неравенство уровней экономического и культурного развития различных наций, отставание неравноправных и угнетенных наций от наций привилегированных, великодержавных. Это атмосфера национальной розни, вражды и подозрений на национальной почве, закономерно возникающих на основе неравноправия и фактического неравенства наций в доступе к экономическим и культурным ценностям. Национальный вопрос — проблема не столько этническая, сколько социально-политическая.
Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое и социальное содержание, включающее совокупность национальных проблем на определенном этапе развития данной страны. На конкретном содержании национального вопроса отражаются особенности исторического развития страны и ее народов, специфика их социально-экономического и политического устройства, социально-классовой структуры, национального состава населения, исторических и национальных традиций и другие факторы. Причем с решением одних проблем возникают другие, подчас более сложные, обусловленные возрастанием уровня развития самих наций. Поэтому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса во всех аспектах и социальных измерениях.
Национальный
вопрос в бывшем СССР был решен
в нескольких аспектах: уничтожен
национальный гнет и в определенной
мере — национальное неравенство (экономическое
и культурное), созданы условия цля экономического,
социального и культурного прогресса
бывших национальных окраин. Вместе с
тем были допущены и серьезные ошибки
и нарушения в ходе проведения национальной
политики. Противоречия и конфликтные
ситуации порождались самим фактом совместного
проживания в одном союзном государстве
более 130 наций, народностей, национальных
и этнических групп. Национальные образования
существенно различались по этносоциальным,
этнокультурным, этнодемографическим
характеристикам. Эти различия обусловили
различие интересов и потребностей народов,
что и порождало противоречия.
Развал СССР вызвал многочисленные трения и конфликты на разных уровнях и в разных регионах одной шестой части планеты. На фоне усиления тенденции к национальному самоопределению, подъема национального самосознания проявились центробежные, сепаратистские устремления этнополитических сил, ставящих свои амбиции выше жизненных интересов народов. Причинами межнациональных конфликтов на территории России можно считать следующие: допущенные акты несправедливости и беззакония в отношении некоторых народов (например, переселение целых народов); неравномерность экономического, социального и культурного развития республик, национально-культурных образований; преобладание отраслевого принципа управления, в результате чего не всегда учитывались национальные условия и традиции, социальные и экономические интересы комплексного развития территорий; общий социально-экономический кризис, охвативший государство; изменение этнического состава населения отдельных регионов в результате демографических и миграционных процессов; проблема взаимоотношений коренного и некоренного населения регионов; рост национального самосознания; недооценка национального фактора властными структурами.
Поиск механизмов и способов их решения интенсивно ведется сегодня по многим направлениям. Заключение Федеративного договора, принятие новой Конституции и целого ряда законов, прямо или косвенно регулирующих отношения между субъектами Федерации, двусторонние договоры о разделении полномочий — все это создает правовую базу не только для развития межнациональных отношений, но и для нормального функционирования всего общественного организма, успешного становления новой федеративной государственности. Накапливаемый в этом направлении опыт требует своего своевременного и всестороннего анализа с учетом того, что межнациональные отношения теснейшим образом связаны со всеми другими видами общественных отношений, а их содержание и формы проявления детерминируются общей ситуацией в стране.
6 июня 2007 г. в
Институте философии РАН
Первым с докладом "Русский народ и российское государство" выступил кандидат исторических наук, директор Института русских исследований МосГУ Андрей Фурсов, рассказавший о формуле русской истории, вписывающейся в цикл "демонархия - оттепель - застой - Смута". По мнению профессора, успехи России, всегда достигавшиеся за счет усилий русских (великороссов, малороссов, белорусов), редко шли на пользу русскому народу: "Россию и Советский Союз непроста называли "империей наоборот", ведь державообразующий народ - русские - не эксплуатировал окраины, а вкладывал в них средства в ущерб себе. В советское время производство в РСФСР и Белоруссии было выше потребления, в то время как все остальные республики больше потребляли, чем производили, то есть русские действительно кормили окраины", - отметил Андрей Фурсов. По его убеждению, сегодня Россия находится на фазе выхода из Смуты, и впервые за всю историю русские в России составляют абсолютное большинство - более 80% населения. По словам Фурсова, условием выживания русских в современном мире является построение национального государства и национальная консолидация русских, но этому мешает глобализация и преобразование России в государство-корпорацию.
Следующим выступил известный социолог, руководитель аналитического отдела Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Леонтий Бызов, рассказавший о специфике формирования новой русской идентичности и корелляции этого процесса с попытками построения "гражданской российской нации". Затем слово взял доктор исторических наук, эксперт "Горбачев-фонда" Валерий Соловей, выступивший с докладом на тему "Национализм как идеология: вчера, сегодня, завтра". По мнению Соловья, имперское государство в России длительное время находится в конфликте с русским народом, а потому оно всегда воспринимало националистов как своих злейших врагов и конкурентов, лишь изредка запуская "дымовую завесу", маскирующую подлинное положение вещей. "Это неизбежная ситуация, поскольку империя всегда держалась на двух устоях: элите, наполовину состоявшей из людей нерусского происхождения, и русском народе, соками которого питалась империя. Русские всегда были тягловой лошадью и пушечным мясом российского государства, которое, конечно, защищало народ от внешних угроз, но при этом осуществляло колоссальное насилие над русскими", - заявил Соловей. По мнению эксперта, силы русских были надорваны, и сейчас Россия больше не является империей и не сможет стать таковой в обозримом будущем, по крайней мере, пока сохраняются нынешние демографические тенденции: "Русских не хватает!". Валерий Соловей рассказал о социологическом исследовании, давшем поразительные результаты: оказывается, ценностно-культурный профиль элиты настолько расходится с идеалами народа, что впору говорить о том, что это разные биологические виды.
Затем выступил кандидат филологических наук, сопредседатель Национально-Державной Партии России (НДПР) Александр Севастьянов. Он продемонстрировал собравшимся карту компактного расселения русского этноса, соответствующую оптимальным границам будущего государства, построение которого является целью деятельности русского движения. "Если ХХ век был эпохой борьбы коммунизма и антикоммунизма, то в ХХI веке нас ждет борьба глобализма и национализма... В ХХ веке было около 50 национальных государств, сейчас - более двухсот, и это глобальная тенденция. Россия слегка отстает в этом процессе даже по сравнению с республиками бывшего СССР, где построены не просто национальные, но этнократические государства. Россия подошла к тому порогу, за которым начинается строительство национального государства. Россия будет национальным государством, или ее не будет вообще", - убежден Севастьянов. Политик сформулировал программу-максимум русского национального движения: "Построение Русского национального государства, включающего в себя территорию нынешней России (но без национально-территориального деления), а также земли, пожелающие с ней воссоединиться".
После небольшого перерыва слово взял депутат Госдумы, руководитель Конгресса русских общин Дмитрий Рогозин. В своей речи политик предложил рассмотреть права и интересы русского народа и перечислил их, опираясь на Политическое заявление "Родины.КРО":
Право на существование, процветание и свободное развитие.
Право на Родину,
на национальное воссоединение в
пределах родовой территории, на защиту
соотечественников
Право на свободную проповедь Слова Божия, сохранение духовных традиций Православия.
Право на природные богатства и ресурсы русской земли.
Право на свободу передвижения, сообщения, экономического и информационного обмена, на свободный доступ ко всем достижениям мировой цивилизации и их использование в частных и национальных интересах.
Право на свободное
и публичное выражение мнений
по всем вопросам национальной жизни,
на создание партий, организаций, объединений
и движений, выражающих и исполняющих
политическую волю русского народа.
Право на самоидентификацию, на свободу думать и говорить по-русски, называться русским и иметь в своем паспорте соответствующую запись.