Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:07, курсовая работа
Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного ( в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они ж
Теория мотивации
становится все более важным, хотя
и не единственным средством управленческого
воздействия. Это особенно характерно
для современного управления, которое
все в большей мере опирается на главные
ресурсы: творческий потенциал личности,
сильную социальную организацию, интеллектуальную
собственность и ее составляющую — информацию.
Поэтому правы те исследователи, которые
считают, что сегодня необходимо говорить
о новой парадигме управленческой теории,
которая все в большей мере основывается
на приоритетном включении в содержание
главного, субъекта управления — творческой
личности, коллективного преобразующего
интеллекта общества, а не только усредненных
органов и организационных структур управления.
Именно интеллектуальные
системы управления, состоящие из
творческих индивидуальностей, мотивированных
к управленческой деятельности, способны
достигать наилучших
Поэтому управление
— это особый вид профессиональной
деятельности, который не только сводится
к достижению целей системы, организации,
но и представляет собой средство поддержания
целостности любой сложной социальной
системы, ее оптимального функционирования
и развития.
Обычно считают,
что управление возникло только в
результате разделения труда на умственный
и физический, что привело к разделению
управленческой и исполнительной деятельности.
Однако феномен управления имеет более
древнюю и длительную историю. Уже на заре
человечества в стаде человекообразных
обезьян обнаруживаются признаки управления.
В стаде управление проявляется на уровне
животных инстинктов. Члены стада шли
за своим вожаком не потому, что они осознавали
разумность этого, а в силу заложенных
в них природой программ целесообразного
поведения. Такое бессознательное поведение
сохраняло им жизнь. В дальнейшем, по мере
развития человека, управление из бессознательного
(инстинктивного) акта постепенно превращается
в сознательный, который получает со временем
и научное подкрепление.
Феномен управления
тесно связан с понятием социальная
организация. В самом деле, в течение
многих веков управление из бессознательной
деятельности превращалось в обычай, традицию,
общественный институт с помощью устойчивой
социальной структуры, которая из поколения
в поколение передавала навыки управления.
Таким образом,
социальное управление — это во многом
продукт социальных организаций.
Управленческое
воздействие осуществляется в процессе
управленческой деятельности. Последняя
— одна из разновидностей человеческой
деятельности вообще. “Всякая деятельность
человека субъективна, — подчеркивал
В.Г. Афанасьев, — человек — субъект деятельности.
Вместе с тем эта деятельность объективна,
поскольку она направлена на какой-либо
объект. Объект — это то, с чем человек
взаимодействует, что противостоит субъекту
в его предметно-практической, социально-политической
и духовной деятельности, что преобразуется
человеком в процессе этой деятельности”.
Управленческая
деятельность призвана обслуживать
реализацию целей и функций управления,
обеспечивать подготовку и проведение
в жизнь управленческих решений.
Ее можно определить как набор (совокупность)
выработанных историческим опытом, научным
познанием и талантом людей навыков, умений,
способов, средств целесообразных поступков
и действий человека в сфере управления.
Управленческая
деятельность отличается интеллектуальным
характером, поскольку всегда есть процесс
выработки, принятия и практической реализации
управленческих решений, призванных изменять
состояние и течение общественных процессов,
уровень использования социальных ресурсов
общества, а опосредованно — сознание
и поведение людей. Она должна адекватно
отражать Социальную действительность,
вскрывать имеющиеся ресурсы, находить
средства и резервы, выбирать оптимальные
способы совершенствования социальных
систем и перевода их на новый уровень.
Во многом управленческая
деятельность является информационной,
потому что связана с получением,
осмыслением, систематизацией, хранением,
выдачей социальной и, прежде всего,
управленческой информации. Существуют
большие трудности в получении
того, что олицетворяет собой информацию,
пригодную для управления. Хаос фактов,
событий, данных при их субъективном истолковании,
не является информацией. Информацией
может быть только то, что характеризует
тот или иной общественный процесс в целом,
с выявлением причин и движущих сил, определяющих
его состояние и динамику. Поэтому управленческая
деятельность в основе своей и посвящена
поиску, отбору, переработке и анализу
социальной информации, которая и лежит
в основе целесообразной управленческой
деятельности.
Это сложное
эмоционально-психологическое
В процессе управленческой
деятельности субъекты управления, органы
управления, управляющие и каждый
человек вступают в управленческие
отношения, которые можно разделить
на две части: связанные с целеполаганием,
анализом информации, постановкой задач
и организацией их достижения.
Управленческие
отношения отличаются исключительной
сложностью, представляя собой единство
объективного и субъективного, и
реализуются в деятельности субъектов
управления. Они определяются особенностями
социальной экономической системы.
Организационные
отношения — необходимый
В процессе деятельности,
которая реализуется в
Помимо отношений
субординации типа “руководители — подчиненные”
существуют отношения координации, или
отношения между находящимися на одном
иерархическом уровне членами организации,
направленными на взаимное согласование
действий, исходя из совместных задач
руководства или исполнения.
Система управления
подразделяется на две основные подсистемы:
управляющую и управляемую, каждая
из которых может рассматриваться
как относительно самостоятельная
с присущими ей особенностями. Они
имеют многоуровневую иерархическую
структуру, в каждом звене (подсистеме)
имеются свои направления прямых и обратных
связей, образующих внутренние источники
саморегуляции.
Анализируя дальше
систему управления, необходимо выделить
следующие ее компоненты. Помимо объекта
и субъекта управления организационных
и управленческих отношений и соответствующих
видов деятельности, в нее входят функции
управления, под которыми понимают конкретные
направления деятельности. Функции управления
можно классифицировать по их общим значениям,
разделяя их на функции целевые и организационные.
Назначение целевых функций состоит в
направленности к определенной цели системы,
которая может охватывать разные уровни
социальной организации. Поскольку суть
управления состоит в достижении цели,
целевые функции являются не только необходимым,
но и определяющим элементом как управленческой
деятельности, так и всей системы управления,
ее становления и развития.
Процесс целеполагания
является определяющим условием эффективности
всей системы управления. Содержание
существующей системы управления функционально
организуется (самоорганизуется) именно
для достижения определенных целей. Целеполагание
всегда выполняет элемент прогнозирования
— предвидения состояний, изменений, которые
ожидаются в результате развития данной
социальной системы.
Итак, основные задачи управления и его составной части — организации — решает система управления. Конечным результатом ее функционирования являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.
Выводы
1. Необходимость
социального управления прежде
всего обусловлена разделением
труда и потребностью в его
кооперации. Как совместный труд
составляет основу всякого человеческого
общества, так и управление является необходимым
условием существования и развития общества.
2. Ключевое понятие
управления — воздействие.
3. Новой парадигмой
управления является все более
полное включение творческой личности,
коллективного преобразующего интеллекта
общества в содержание субъекта управления,
что позволяет формировать управленческую
элиту профессионалов, которая способна
выполнить главную миссию общества, —
создать условия для его саморазвития
и повышения качества жизни своих членов.
Поэтому управление не только сводится
к достижению целей, но и является средством
поддержания целостности любой сложной
системы и стимулирования ее саморазвития.
4. В процессе
осуществления управленческой
9.2. Раскройте сущностное содержание научных принципов социального управления.
В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые формами движения материи: неживую природу, живую природу и человеческое общество.
В каждой из этих составляющих протекают процессы развития, осуществляемые под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или технических системах, управление в живой природе, или биологических системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.
Управление техническими системами (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин) изучается в основном техническими науками.
Управление в живой природе, то есть управление биологическими системами, является объектом изучения естественных наук.