Основы социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:07, курсовая работа

Краткое описание

Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного ( в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они ж

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

Что представляет общество как социальная система? Каковы основные элементы этой системы?

Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как  человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного ( в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

Люди не могут  жить изолированно друг от друга. Ещё  Шефтсбери настаивал на том, что  человек по природе - существо общественное и общество неизбежно и естественно  для него. Как отмечал П.А. Сорокин, " для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления ". " Что такое общество, какова бы ни была его форма? "- ставил вопрос К. Маркс. И отвечал: " Продукт взаимодействия людей ".

Общество - это  не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в  рамках которого происходит более или  менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие этих людей.

В социологии понятие  общество трактуется неоднозначно. В  широком смысле общество рассматривается  как исторический результат естественно  складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле - как социальную организацию нации, народности, населения страны. П. Сорокин считал, что общество - это совокупность людей, находящихся в процессе общения. Общество - это объединение людей связью взаимодействия.

По мнению Шилса  общество - это продукт взаимодействия людей, объединённых общей системой ценностей, традиций, законов, правил. Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей действий.

Т. Парсонс определял  общество как систему отношений  между людьми, которых объединяют нормы и ценности.

Из этих определений  следует, что общество - это целостное  единство , состоящее из людей, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Общество - это совокупность, объединение людей, но не механическое, а устойчивое, благодаря рациональной взаимосвязи и взаимодействия людей. Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы и общности, социальные нормы и ценности. Каждый из них находится в тесной взаимосвязи с другими, играет особую роль в обществе.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.

Базисными элементами общества выступают: индивиды, социальные действия, связи и взаимодействия, социальные общности, институты, нормы, ценности. Первоосновой общества выступает  социальное действие, вызываемое потребностями  людей. Человеческое действие, как показал М. Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально), и находится во взаимосвязи с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение, и одновременно испытывает воздействие от поведения других лиц. Когда люди временно влияют друг на друга, на поведение и действия друг друга, тогда складывается их взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех процессов жизни общества. 

1.2. Сущность  и структура социологии 

Учёные по-разному  трактуют понятие “общество“. Это  во многом зависит от той школы  или направления в социологии, которые они представляют. Так, Э. Дюркгейм рассматривал общество как  надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Толкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. 

Во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся между собой в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. 

Система - это  определённым образом упорядоченное  множество элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих некоторое  целостное единство. 

Таким образом, социальная система - это целостное  образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в  историческом процессе, переходя из поколения в поколение.[1] 

Общественные  взаимодействия и отношения носят  надиндивидуальный, надличностный  характер, т.е. общество - это некоторая  самостоятельная субстанция, которая  по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и постепенно включается в неё. 

Таким образом, общество - это определённая совокупность (объединение) людей. Но каковы границы  этой совокупности? При каких условиях это объединение людей становится обществом? 

Признаки общества как социальной системы таковы: 

Объединение не является частью какой-либо более крупной  системы (общества). 

Браки заключаются (преимущественно) между представителями  данного объединения. 

Оно пополняется  преимущественно за счёт детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями. 

Объединение имеет  территорию, которую считает своей  собственной. 

У него есть собственное  название и своя история. 

Оно обладает собственной  системой управления (суверенитетом). 

Объединение существует дольше средней продолжительности  жизни отдельного индивида. 

Его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. 

Чтобы представить  себе общество с точки зрения предмета социологии, необходимо различать три исходных понятия - страна, государство, общество. 

Страна - это  часть света или территории, которая  имеет определённые границы и  пользуется государственным суверенитетом. 

Государство - политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима политической власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент). 

Общество - социальная организация данной страны, основой  которой является социальная структура. 

Каковы же основные элементы структуры общества? 

Прежде всего  общество можно представить как  систему взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой социальных общностей. Для каждой общности характерно выделение  того или иного ведущего признака: пол, возраст, национальность, профессия, роль, статус и т.д. Этот общий признак является доминирующим и должен принадлежать всем членам общности, определяя её специфику и отделённость от других общностей. С другой стороны, общий признак является тем консолидирующим началом, благодаря которому разрозненная масса людей приобретает характер целостного образования. Этот общий признак может иметь природный (пол, возраст) или социальный (религиозная принадлежность, статус и т.д.) характер. 

Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы. 

Идея разделения общества на классы принадлежит французским  обществоведам ХVIII-ХIХ вв., но наибольшее внимание анализу классового деления  общества уделяли К. Маркс и М. Вебер. Они заложили традицию определения классов в экономических понятиях. М. Вебер, например, делил население на классы в соответствии с неравными жизненными шансами. А классическое марксистское определение классов было дано В.И. Лениным: “Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”. Альтернативную традицию, согласно которой класс не представляет собой исключительно экономическое явление, развивают некоторые американские социологи. В частности, независимыми факторами класса называются социальный статус и престиж. 

Понятие социального  слоя было введено в науку первоначально  как альтернатива марксистской трактовке  классов и имело больше идеологический (направлено против теории классовой  борьбы), чем научно разработанный характер. Однако в настоящее время рассмотрение общества с точки зрения его деления на слои стало важным предметом исследования социологии. 

Сейчас можно  говорить о том, что понятие социального  слоя значительно дополняет классовую  модель социальной структуры. Действительно, социальный класс нельзя рассматривать как однородную социальную общность. Выделив в каждом классе несколько слоёв, можно отразить объективные различия разных групп населения в рамках отдельно взятого класса. 

Социальная группа - это наиболее общее и специальное понятие социологии, означающее определённую совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями. 

Социальные группы можно делить в зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов и условий внутригруппового взаимодействия социальные группы делят на малые, средние и большие. 

Говоря о социальной структуре, обязательно необходимо выделять и учитывать особенности субъектов социальной системы, т.е. тех элементов социальной системы, которые выступают как относительно самостоятельные “действующие лица”. Такими субъектами социальной системы являются прежде всего индивиды, общности и социальные институты (о них - второй вопрос). 

Субъекты социальной системы вступают между собой  в различного рода социальные отношения. Социальная деятельность включает в  себя осознанную цель, средство, сам  процесс деятельности и её результат. Таким образом, действие индивида или группы получает статус социального только в том случае, если оно осмыслено и социально ориентировано на других людей. 

Наиболее общее  деление социальных отношений на виды традиционно включает в себя экономику, политику, идеологию. 

При научном  анализе социальной системы конкретного  общества необходимо учитывать её социально-этнические, социально-демографические, социально-территориальные, социально-профессиональные и социокультурные  характеристики. 

Всё мыслимое и  реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи  разделяют на определённые типы. Несколько  типов обществ, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию. Принято выделять следующие типологии : 

по наличию  письменности - дописьменные и письменные; 

по числу уровней  управления и степени социальной дифференциации (расслоения) - простые  и сложные; 

по способу  производства, т.е. способу добывания  средств существования, - охота и  собирательство; скотоводчество и огородничество; земледельческое; индустриальное; постиндустриальное; 

по способу  производства и форме собственности (К. Маркс и его учение об общественно-экономической  формации) - первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое. 

Информация о работе Основы социологии