Основы психологической самопомощи социального работника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность социального работника относится к категории профессий с высокой ответственностью за жизнь людей, отдельных слоев населения и социума в целом. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» - эту мысль можно заложить в фундамент исследования психологического феномена – синдром «эмоционального выгорания» .
Социальные работники, постоянно внедрены в напряженное общение с другими людьми. И их задачей является научиться ставить перед собой барьеры в профессиональном общении от других людей, быть менее эмпатичными, иначе им грозит феномен «профессионального выгорания».

Оглавление

Введение.
1.1 Определение синдрома эмоционального выгорания.
1.2 Социальное сходство/сравнение как риск выгорания.
1.3 Теория социального сравнения Л. Фестингера.
1.4 Факторы выгорания связанные с переживание несправедливости.
2.1 Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов.
2.2 Роль установок и ожиданий в сохранении и поддержании.
психического здоровья.
2.3 Стресс в студенческой среде.
2.4 Ранняя профилактика психического здоровья студентов.
2.5 Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Выгорание.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Эмоциональная установка к профессиональной деятельности, выражением которой становится чувство  социальной поддержки, профессионального  успеха и жизненного удовлетворения. Эффективность деятельности в педагогических и социальных профессиях в значительной степени определяется сознанием социальной пригодности и полезности, поскольку основная цель педагога и социального работника — оказание помощи другим людям.

           Область поведения и переживания в профессиональной среде описывают 11 шкал опросника, учитывающие три приведенные выше сферы личности.  На основе анализа показателей отдельных шкал опросника и их взаимосвязей авторами методики были выделены четыре типа поведения и переживания в профессиональной среде:

  • Тип G — здоровый тип (нем. gesund — здоровый), активный, способный к решению трудных проблем, конструктивному преодолению ситуаций неудач, которые рассматривает не как источник негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления; придающий работе высокое значение, контролирующий собственные энергетические затраты.
  • Тип S — тип экономный, бережливый (нем. sparsam — экономный, бережливый), со средним уровнем мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний, способный к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, довольный результатами своего труда. Характерная черта этого типа — общая жизненная удовлетворенность, источником которой могут быть ситуации, не связанные с работой.
  • Тип А — тип риска А, соответствующий классическому описанию Фридмана и Розенмана, характеризующийся экстремально высоким субъективным значением профессиональной деятельности, высокой готовностью к энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации и стрессу. Преобладание негативных эмоций как следствия психической перегрузки, стремления к совершенству и связанной с этим неудовлетворенности эффектами своей деятельности, а также отсутствие социальной поддержки позволяет отнести этот тип к группе риска с высокой вероятностью быстрого развития синдрома профессионального выгорания.
  • Тип B — тип выгорания (англ. burnout — выгорание) отмечен низким субъективным значением деятельности, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к релаксации и конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу от решения в трудных ситуациях, постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха. Приведенные симптомы отражают эмоциональное истощение организма и соответствуют картине синдрома профессионального выгорания.

 Использование опросника AVEM показало, что среди студенческой популяции значительное место занимают неблагоприятные для психического здоровья типы поведения А и В, которые составляют почти половину обследованной группы. Такая ситуации тем более тревожна, поскольку речь идет о студентах первого курса.

             Cтуденческая популяция характеризуется высокой активностью в учебной деятельности, что проявляется в повышенной склонности к энергетическим затратам и высоких профессиональных притязаниях. Одновременно отмечается снижение чувства успешности в профессиональной деятельности, общей удовлетворенности жизнью, а также недостаточно сформированные способности к активному решению возникающих проблем. Последнее можно было бы объяснить низким чувством собственной компетентности и сниженным контролем эффектов своих действий. Высокий уровень активности находится в соответствии с умеренной тенденцией к отказу в ситуации неудачи.

          Обращает на себя внимание средний уровень чувства социальной поддержки со стороны ближайшего окружения. Это можно объяснить содержанием первичного этапа адаптации студентов-первокурсников к новым условиям деятельности в учебной среде. В этот период происходит формирование новой социальной роли студента, восприятия себя и окружающих как элементов новой социальной среды. Исходя из положений концепции когерентности Антоновского, можно говорить о повышенной чувствительности к актуальной ситуации, ее осмыслению, определению личностной значимости поставленных требований, поиску адекватных стратегий их преодоления. Формирующееся в этот период сознание принадлежности к данной среде, идентификация со средой требует высокого чувства доверия к ней, сознания собственного участия и влияния на происходящее, убеждения в том, что развитие событий будет отвечать ожиданиям индивида. Одновременно это становится основой для формирования активных стратегий преодоления стресса и в результате — для возрастания успешности деятельности. Процесс социальной адаптации студентов-первокурсников характеризует ряд черт, свойственных этапу профессиональной адаптации. На первый план выступают необходимость отбора, конкуренции, предпринимаемые усилия для достижения высокого социального статуса в студенческой группе. Другой проблемой этого периода обучения становится требование повышенной самостоятельности, умений принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности.

             Следующая проблема — неудовлетворенность результатами своей деятельности, ожидание скорее неудач и поражений, чем успехов. Это означает, что среда, в которой функционирует студент, воспринимается им как неблагоприятная для реализации своих целей.Низкий уровень социальной поддержки в сочетании с общей неудовлетворенностью результатами своей деятельности подтверждает необходимость принятия соответствующих профилактических мер, более активного участия вузовских психологов в создании консультационных пунктов для студентов на территории вуза.  

2.4 Ранняя профилактика психического здоровья студентов 

         Представленные результаты исследования типов поведения студентов с помощью опросника AVEM указывают на высокую вероятность развития симптомов профессионального выгорания. Ранняя диагностика индивидуальных резервов индивида может позволить определить индивидуальные стратегии преодоления трудных ситуаций, указать характерные способы реагирования на требования студенческой среды.

         Исходным пунктом планирования профилактики стресса в студенческой среде может быть концепция когерентности Антоновского. Восприятие ближайшего окружения как доброжелательного, имеющего высокое личностное значение, ожидание положительного подкрепления, антиципация положительных эффектов своей деятельности расширяют социально-психологическую компетентность индивида и снижают опасность появления симптомов выгорания. Целью психологической профилактики стресса в студенческой среде является формирование умений активного преодоления стресса, формулирования близких и далеких целей деятельности, повышение самоконтроля и регуляции собственной активности, способности к поддерживанию необходимой дистанции по отношению к профессиональной среде.

        Направления деятельности психологической помощи можно представить в форме некоторых вопросов, которые необходимо решить совместно со студентами для выявления трудностей и проблемных ситуаций:

  1. Что является для меня самой большой нагрузкой во время обучения: ситуации с другими людьми, конфликты, трудные предметы?
  2. Какие потребности и интересы я проявляю в этих ситуациях? Что препятствует мне в их реализации?
  3. Какими возможностями я располагаю для уменьшения нагрузки в ситуациях обучения?
  4. Могу ли я изменить свою установку по отношению к трудным ситуациям? Если да, то каким образом?
  5. Что я переживаю в таких ситуациях?
  6. Как я обычно выхожу из подобных ситуаций?
  7. Могу ли я представить себе другие возможности для их разрешения?
  8. Были ли у меня раньше такие ситуации, как я выходил из них?
  9. Когда я могу приступить к поиску стратегии преодоления трудных ситуаций?
  10. Какие конкретные шаги я должен предпринять в этом направлении?
 
 

2.5 Социальная поддержка как фактор психического

здоровья  студентов. 

 В  исследованиях стратегий преодоления  стрессовых ситуаций, т. е. копинг-стратегий,  выделяется несколько основных  форм. К ним относятся: 

  • конфронтативный копинг;
  • дистанцирование по отношению к проблемной ситуации;
  • самоконтроль;
  • поиск социальной поддержки;
  • принятие на себя ответственности за решение проблемы;
  • избегание решения трудных проблемных ситуаций;
  • планирование собственных действий;
  • переоценка значения проблемной ситуации.

    Среди перечисленных стратегий поиск социальной поддержки занимает особое место, так как переводит анализ стрессовой ситуаций от индивидуального уровня к контексту всей ситуации в целом, включающей в себя широкое поле взаимодействия индивида с другими людьми.

 Социальную поддержку в обобщенном виде можно определить как всяческую помощь, оказываемую индивиду средой в трудных ситуациях. Сюда относятся прежде всего проблемные ситуации, ситуации стресса, критические жизненные события и т. д.

 Социальная поддержка состоит из трех основных элементов:

  • Эмоциональная поддержка: взаимопонимание, эмпатия, положительное подкрепление.
  • Помощь в решении проблем:
  • непосредственная: выполнение работы за кого-либо;
  • опосредованная: помощь при решении проблем, совместный анализ проблемы, предоставление советов и информации в случае потребности и выраженного желания с другой стороны.

 Социальная  поддержка со стороны конкретных  лиц, гарантирующая чувство безопасности, стимулирующая активность индивида, дающая возможность отвлечься от переживания трудной ситуации.

         Социальная поддержка со стороны близкого окружения может принимать различные формы: совета, необходимой информации, эмоционального сопереживания, беседы, совместных действий. Исходя из самого определения понятия, поддержка означает взаимную помощь, т. е. включает в себя совместное действие. Можно говорить о различных видах поддержки: формальной и неформальной. Первая предполагает ряд мер, направленных на обеспечение студенческой деятельности: библиотека, стипендии, кураторы и т. д.  В рамках проблематики стресса и психического здоровья на первый план выступает второй вид поддержки — неформальная социальная поддержка. Сюда относится, прежде всего, поддержка со стороны самих студентов, а также преподавателей.

        Исследования факторов стресса в профессиональной деятельности убедительно показывают, что социальная поддержка — одно из условий редукции стрессовых состояний. Под этим понимается помощь и содействие со стороны коллег по работе и руководства в решении профессиональных проблем. В критических ситуациях она становится важным защитным психологическим фактором, способствующим психическому здоровью человека. Недостаточная социальная поддержка может приводить к таким нежелательным последствиям, как отчуждение и неудовлетворенность результатами своей деятельности, становиться источником фрустрации и разочарования. Типичным примером отчуждения и фрустрации, возникающих в результате недостаточной социальной поддержки со стороны окружающих, является деперсонализация как симптом профессионального выгорания. Несоответствие между собственным вкладом в выполняемую деятельность и положительной обратной информацией приводит к «кризису гратификации», который, в свою очередь, становится причиной резкого снижения мотивации. Ожидание положительного подкрепления со стороны окружающих, подтверждение полезности и эффективности собственных действий противостоит отчуждению и эмоциональному истощению в субъект-субъектных отношениях. Качество партнерских взаимоотношений определяет степень поддержки и снижает риск раннего появления симптомов профессионального выгорания.

           Внешняя оценка и поддержка как фактор эффективной деятельности — важная предпосылка психического здоровья индивида. Ожидание успеха и положительного подкрепления со стороны окружающих ведет к повышению мотивации достижений, формированию эффективных стратегий преодоления стресса, т. е. способствует сохранению психического здоровья индивида.

 Смыслом  социальной поддержки является  прежде всего эмоциональное сопереживание и поддержка в трудных ситуациях. В категориях чувства когерентности эмпатию можно представить как своего рода настроенность на одну и ту же волну, глубокое взаимопонимание, действие в унисон друг с другом.  Противоположностью эмоциональной защиты со стороны  окружения становится острая конкуренция, недоброжелательность и зависть, порождающие многочисленные интерперсональные конфликты в среде. Качество партнерских взаимоотношений является важным стабилизирующим фактором психического здоровья в студенческой среде.

              Как следует из представленной зависимости, эффект редукции стресса в случае высокой социальной поддержки становится очевидным. «Амортизирующее» действие поддержки показывает, что эмоциональное сопереживание и подкрепление со стороны других людей становится важным источником психического здоровья. При этом значительно снижается «цена», какую платит человек на пути разрешения проблемных ситуаций, из которых в значительной степени складывается путь профессиональной самореализации личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основы психологической самопомощи социального работника»