Основы социально-психологического тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 08:48, реферат

Краткое описание

Трудности и разногласия, которые объективно разъединяют людей, порождают атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенный в учебно-тренинговых группах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Он помогает решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждого человека.

Файлы: 1 файл

Основы социально.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Основы социально-психологического тренинга 

Публикуется по материалам монографии А.С. Прутченкова 

«Социально-психологический  тренинг межличностного общения» (Москва, 1991)  

 Трудности  и разногласия, которые объективно  разъединяют людей, порождают  атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенный в учебно-тренинговых группах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Он помогает решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждого человека. Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно одолевать трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.  

 Не углубляясь  в теоретические проблемы социально-психологического  тренинга, остановимся на практических  целях, задачах и главных принципах  работы тренинговых групп. 

 Общие рекомендации  по организации занятий группы  социально-психологического тренинга  

 Цель группы: развитие социально-психологической  компетентности личности, то есть  способности индивида эффективно  взаимодействовать с окружающими  его людьми.  

 Задача тренинга:

 а) овладение  определенными социально-психологическими  знаниями;

 б) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;

в) осознание  целостности социально-психологического бытия людей;

г) развитие способности  адекватно и понимать себя и других;

д) овладение  приемами декодирования психологических  сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;

е) обучение индивидуализированным  приемам межличностного общения;

ж) чувственное  познание группо-динамических феноменов  и осознание своей причастности к возникающим межличностным  ситуациям.  

 Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.  

 Уровень организации  работы в значительной мере  зависит от того, как практически  реализуется принцип психологического  взаимодействия. Для достижения  положительных личностных изменений,  перестройки отношений иногда  нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно-тренинговой группе должны использоваться такие приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодрамы и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.  

 Одним из  основных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.  

 Также необходимо  сделать акцент на принципе  практической материализации социально-психологических  феноменов, которые изучаются.  Благодаря его реализации много  проявлений человеческой психики  не только возникают перед  членами группы в виде теоретических понятий, а и становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предложенных межличностных феноменов каждым участником группы.  

 Существенным  является вопрос о комплектовании  группы. Желательно проводить предшествующие индивидуальные собеседования с ее потенциальными участниками. Формируя группу, лучшее не включать в неё людей с очень стереотипизованной психологической защитой, так как занятия могут значительно усилить тревожность таких субъектов. Кроме того, это может отрицательно повлиять на групповой процесс. Также нежелательно участие людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личного развития и идут в группу только с целью «познания метода» или ради приятного времяпровождения.  

 Отправным  пунктом для обеспечения успешной работы тренинговой группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта и работа в ней четко структурирована. Продолжительность занятий в принципе должна быть определена заранее. Размещать участников во время тренинга лучшее по кругу в мягких креслах. Важно, чтобы каждый из них был уверен, что их не подслушивают.  

На начальной  стадии обучения важнейшей задачей, которую решает руководитель, является выработка групповых норм и усвоение участниками главных требований тренинга. Руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормами  и принципами тренингового общения:  

1. Общение по  принципу «здесь и теперь».  Для многих участников характерно  стремление переключится с непосредственной  тренинговой работы на обсуждение  прошлых или будущих событий.  В этом случае срабатывает  механизм психологической защиты. Но главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, которая базируется на доверительном межличностном общении.  

2. Принцип персонификации  высказываний. Суть его состоит  в добровольном отказе от безличных  языковых форм, которые помогают  скрывать в повседневном общении  собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Конкретно: вместо высказываний: «считается...», «некоторые считают, что ...» в группе учат говорить, используя формы: «я считаю, что ...» и т.п..  

3. Принцип акцентирования на языке чувств. Согласно нему участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, который фиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить», четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.  

4. Принцип активности. Соблюдение этого принципа является  главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включённостью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включая руководителя.  

5. Принцип доверительности.  Предусматривает создание благоприятных  условий для доверительного общения  участников тренинга, обеспечивает  групповую динамику, в значительной  мере определяет результативность  занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того, доверчивость поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить только правду, или хотя бы не врать».  

6. Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации  «не выносить» содержание общения,  которое развивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказывает содействие установлению доверительных отношений, так как участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт. Конфиденциальность дает возможность группе сохранить свой дискуссионный потенциал; обсуждение же участниками тренинга проблем группы за ее пределами приводит к тому, что готовность и потребность в обсуждении этих проблем в рамках самой группы уменьшается, ведь тема в определенной мере исчерпывает себя.  

 Одна из  закономерностей начального периода  общения — противодействие со  стороны отдельных участников, которое  возникает из-за тревожных ожиданий  или очень развитой психологической  защиты. Для того, чтобы разрушить  начальную скованность, можно использовать подгруппы (2-4 человека), в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы.  

 Нужная атмосфера  для занятий в группе создается  путем осознания участниками  положительных аспектов своей  личности. Этому отводится особое внимание. Ведь открытие в себе новых положительных качеств вырабатывает уверенность в себе и дает силы для дальнейших конструктивных изменений. Руководителю группы также необходимо позаботиться о том, чтобы никто из ее членов не был подвергнут групповому давлению, и чтобы каждому участнику в случае переживания им кризисного состояния была предоставлена соответствующая помощь и поддержка.  

 Организовывая  работу группы, следует помнить:  обучение ее участников имеет  ценность не только во время  интенсивных и совместных эмоциональных переживаний, а главным образом во время осознания, внутреннего переосмысления, раскрытия причин их возникновения, то есть когда обнаруживаются назревшие вопросы и проблемы, которые не поддаются контролю и волевой регуляции со стороны самого субъекта. Искусство тренера и эффективность обучения во многом зависят от того, способен ли он использовать полученный материал, «вытягивать» из него учебный эффект, поскольку даже наиболее эффективные игры и ситуации в конкретной ситуации могут оказаться непродуктивными.  

 Необходимо  упреждать поспешные намерения  того или иного члена группы  измениться соответственно какому-либо  образцу, если они являются  результатом групповых эффектов, простого «наполнения» личности  эмоциональной энергетикой из-за работы в группе, а не следствием глубокого самоанализа. Руководитель не должен выступать посредником в принятии членом группы решений относительно личных изменений, но его главная обязанность — предупредить, к чему могут привести непродуманные решения (в данном случае — непонимание временности энергетического подъема как результата групповых занятий).  

 В особенности  необходима такая поддержка, если  члены группы проявляют готовность  к самоисследованию. Руководитель  должен продумывать и находить  способы привлечения участников тренинга к работе друг с другом, а также исследовать, как можно помочь понять причины поведения в группе. Желательно проводить периодический анализ того, что происходит на занятиях, делать промежуточные итоги, уточнять направления дальнейшего развития группы и ее каждого участника.  

 На заключительных  занятиях необходимо предупредить  членов группы, чтобы они не  переносили отношения в группе  социально-психологического тренинга  непосредственно в реальную жизнь,  в другие коллективы. Сначала надо выяснить реальный уровень развития коллектива и подходить к организации своих отношений с людьми доброжелательно, но и критически, не отвергая, а используя опыт, которого они приобрели в процессе обучения. Тогда можно надеяться на положительные изменения.

 Методические  разработки занятий группы социально-психологического  тренинга  

 Предлагается  один из вариантов проведения  социально-психологического тренинга. Соответственно специфике состава  группы, опыта руководителя, особенностей  групповой динамики, социально-психологической компетентности участников можно и нужно вносить коррективы, изменения в предложенные упражнения.  

 Занятие 1.  

 Цель занятия:  создание условий для лучшего  и быстрого знакомства участников  тренинга, ознакомление их с принципами работы группы, создание групповых ритуалов, овладение игровым стилем общения, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему придется работать вместе с группой.  

 Содержание  занятия.  

 Знакомство. Все участники садятся в круг. Руководитель раздает бумагу и ручки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя, потом делит лист на две части вертикальной линией. Левую обозначает знаком «+», правую знаком «-». В левой части перечисляет то, что нравится (в природе, людях, в себе), а в правой — то, что неприятно в окружающем мире («не люблю дождевую осень», «ненавижу лжецов» и т.п.). Потом все зачитывают свои записи вслух.  

 Варианты:  

 Упражнение  «Кто я?»  

 Каждый человек  имеет свою собственную теорию  относительно того, что именно делает его уникальным, единственным в своем роде, чем он отличается от всех других людей. При этом возникает вопрос: разделяют ли окружающие мою мысль о себе? Если же они видят меня иначе, то что лежит в основе их восприятия и оценки?  

Информация о работе Основы социально-психологического тренинга