Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 08:48, реферат
Трудности и разногласия, которые объективно разъединяют людей, порождают атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенный в учебно-тренинговых группах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Он помогает решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждого человека.
Попробуем
выяснить этот вопрос в
А. Дайте
ответ на вопрос: «Кто я такой?»
Сделайте это быстро, записывая
свои ответы точно в такой
форме и последовательности, как
они приходят в голову.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Б. Дайте ответ
на этот же вопрос так, как, по Вашему мнению,
о Вас сказали бы Ваши отец или
мать (выберите одного).
1.
2.
3.
4.
6.
7.
8.
9.
10.
В. Дайте
ответ на это же вопрос так,
как, по Вашему мнению, сказал
бы о Вас лучший друг (подруга).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Теперь сравните
три набора ответов и в
1. В чем состоит сходство?
2. Какие отличия?
3. Если есть
отличия, то как Вы их
4. Как можно
объяснить эти отличия, исходя
из индивидуальных
5. Укажите, какие
10 ответов Вашей
а) физических качеств (внешность, сила, здоровье и т.п.);
б) психологических особенностей (интеллект, эмоциональная сфера и т.п.);
в) социальных ролей
(профессиональная деятельность, семейное
состояние и т.п.).
Теперь установите
ту очередность перечисления
этих трех групп качеств,
Если Вы
успешно выполнили упражнение, то
сделанный Вами в письменной
форме вывод и есть словесным
определением Вашей Я-концепции, то есть
относительно согласованного и зафиксированного
представления о себе самом. Здесь же указана
зависимость Я-концепции от других людей,
которые Вас воспринимают, от варианта
своего имени, которое Вы предпочитаете
и которое во многом зависит от тех, кто
Вас окружает.
Теперь попробуем
разобраться в том, как на
суждения о других людях
Упражнение «Кто
мне нравится и кто не нравится».
Общаясь с
окружающими, мы замечаем, что
они нравятся нам или не
нравятся. Как правило, эту оценку
мы связываем с внутренними
качествами людей, которые
А. Вспомните
двух людей, которые Вам очень нравятся.
Укажите пять качеств, которые Вас в них
больше всего привлекают.
Инициалы первого
________ Инициалы второго ________
Качества:
1.
2.
3.
4.
5.
Б. Вспомните
двух людей, которые Вам совершенно
не нравятся. Обозначив их тем же
образом, запишите качества, которые
Вам не нравятся.
Инициалы первого
________ Инициалы второго________.
Качества:
1.
2.
3.
4.
5.
В. Указав все
эти качества, Вы сможете увидеть,
чем похожи люди, которые Вам нравятся
или не нравятся. Проведя сравнение
второй пары, Вы увидите сходство людей,
которые Вам не нравятся (например,
«жестокий», «жадный»). Теперь сравните
все четыре списка и определите, какие
личностные параметры людей заставляют
Вас любить или ненавидеть их. Определите,
какие качества людей важны для Вас, что
Вы ищете в окружающих и что Вас в них отталкивает.
Запишите свои выводы.
Теперь совсем
нетрудно увидеть связь собственной
самохарактеристики с характеристиками,
которые Вы даете другим людям, и сделать
вывод, что каждый индивид может понять
другого лишь в границах собственной Я-концепции.
Кроме того, упражнения помогают подойти
к чувственному пониманию феномена «отношение».
Оно не совпадает с объективным (адекватным)
отображением действительности, а содержит
в себе истоки субъективизма, который
препятствует полному взаимопониманию
людей. В конце концов, Вы сами можете перечислить
множество выполняемых Вами ролей.
В целом следует
сделать вывод о
Выработка правил
работы в группе
После того, как
состоялось знакомство, руководитель
коротко повторяет главные
Упражнение
«Девиз»
Все участники
поочередно говорят о том,
Упражнение «Игрушка»
Каждый член
группы думает о том, какой
игрушкой хотел бы стать. Группа
старается отгадать эту «игрушку», идет
обмен впечатлениями, своими ощущениями.
Упражнение
«Отгадай, кто это?»
Каждый участник
составляет детальную
Все написанное
отдается руководителю, перемешивается
и по очереди зачитывается. Группа
старается узнать, где чья самохарактеристика.
Список качеств,
важных для межличностного общения.
На первом
этапе работы над этой задачей
проводится дискуссия с целью
выявления коллективного
На втором
этапе каждый участник
После того,
как все сделали это,
Упражнение
«Телефон доверия»
Инструкция:
«Вообразите себе, что набираете
номер «телефона доверия». О чем
бы вы хотели спросить
Творческая
работа группы заканчивается
заполнением анкеты, которая нужна
для того, чтобы руководитель
мог наблюдатель и за
Ориентировочный
текст анкеты:
Имя ____________
Дата занятия ______
1. Сегодняшнее
общение оказало на меня
большое впечатление
5-4-3-2-1 никакого впечатления
2. Я ощущал(ла)
себя;
свободно 5-4-3-2-1
скованно
3. Наибольшее
влияние на ход занятия, по
моему мнению, имели: а)________6)__________
4. Лично мне
очень мешало поведение
а)________ б) __________
в) _______
Заполненные анкеты
сдаются руководителю группы. В конце
занятия вся группа получает домашнее
задание:
«Вспомните
и запишите как можно больше
ласковых имен, которыми вы в момент
наибольшей духовной близости называете
своих близких, родителей, родственников,
друзей и др.»
Занятие 2.
Цель занятия:
закрепление игрового стиля
Содержание
занятия.
Если в группе
выработаны ритуалы общения, встречи,
то занятие начинается именно с них. Например,
руководитель обращается к группе с такими
словами:
«Закройте
глаза... Теперь возьмите правой
рукой руку соседа... подержите
и в своей. Старайтесь, не открывая
глаз, сосредоточиться на звуках вокруг
вас, пусть любой сосредоточит внимание
только на том, что слышит, пусть некоторое
время слушает и узнаёт звуки, которые
к нему доносятся (1 минута)... Все еще не
раскрывая глаз, сконцентрируйте свое
внимание на ладонях соседей справа и
слева, которых вы касаетесь. Постарайтесь
определить, какая ладонь теплее, какая
— холоднее, была ли это ладонь соседа
по правую сторону или по левую сторону
(30 сек.)... С закрытыми глазами разомкните
руки и сосредоточьтесь на своем дыхании,
ощутите, как воздух входит и выходит через
ноздри и губы, как двигается грудная клетка
при каждом вдохе и выдохе (1 минута) ...
Попробуйте сосчитать каждый выдох и на
пятый — откройте глаза...»
Рефлексия
прошедшего занятия
Группа садится
в круг, и все желающие поочередно высказывают
свои впечатления об этом занятии. Что
понравилось? Что не приемлемо? Что хотелось
бы сделать сегодня по-иному? Какие претензии
к группе, конкретно к кому, к руководителю?
Не надо никого принуждать высказываться,
говорят только по желанию.
Упражнение
«Здравствуйте»
Начинает
один из участников занятия.
Обращаясь к соседу по левую
сторону, с чувством радости
от встречи проговаривает: «
Информация о работе Основы социально-психологического тренинга