Основы социально-психологического тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 08:48, реферат

Краткое описание

Трудности и разногласия, которые объективно разъединяют людей, порождают атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенный в учебно-тренинговых группах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет». Он помогает решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждого человека.

Файлы: 1 файл

Основы социально.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

 Упражнение  «Ласковое имя» 

 Это проверка  домашнего задания. Каждый участник  рассказывает то, что он смог  вспомнить, но обязательно искренне. Не надо зачитывать, следует говорить  с одними и теми же интонациями,  мимикой и т.п., будто участник  обращается к самому близкому человеку. При этом можно смотреть на кого-то из группы, кто больше всего приятен в этот момент.  

 Упражнение  «Интервью» 

 Один из  участников садится в центре  круга. Группа может задать  ему пять вопросов, но строго  придерживаясь рамок определенной социальной роли того, кто сидит в центре, например, вопроса к педагогу, студенту, члену парламента и т.п.. Потом следующий участник садится садится в центре. Ему также ставят пять вопросов, но обязательно с учетом того, в какой социальной роли он выступает.  

 Упражнение  «Перехват инициативы в диалоге» 

 Двое участников  садятся в центре. Один из них  начинает диалог с любой реплики,  на любую тему. Другой должен  подхватить разговор и при  этом переключить собеседника  на свою тему. Делать это надо  ненавязчиво, вежливо, но настойчиво. Группа следит за диалогом. Потом двое следующих участников садятся на их место и т.д. Упражнение «Видение других» 

 Один из  участников тренинга становится  спиной к группе, он должен  детально описать (по предложению  группы) внешний вид кого-то из присутствующих товарищей.  

 Или можно  создать такую ситуацию. Кто-то  из участников садится в центре, а другой должен детально воссоздать  последовательность его поведения,  например, за последние полчаса.  

 Подобные  тренировки желательно проводить регулярно, чтобы участники привыкли внимательно относиться друг к другу.  

 Упражнение  «Разговор через стекло» 

 Двое участников  с помощью жестов стараются  о чем-то договориться. Тему сообщают  одному из них и он должен  передать эту информацию своему товарищу, как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Разговаривать и запрещено.  

 Упражнение  «Сильные стороны» 

 Каждый член  группы должен рассказать о  своих сильных сторонах, о том,  что он любит, ценит в себе, о том, что дает нему чувство  внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно подчеркнуть то, что есть или может быть точкой опоры в разные моменты жизни. Это упражнение направлено не только на определение своих собственных сильных сторон, но и на умение думать о себе положительно. Поэтому, выполняя ее, следует избегать любых высказываний о своих недостатках, ошибках. Руководитель должен пресекать подобные попытки.  

 Высказывается  первый желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3-4 мин. и даже если закончит раньше, время, которое остался, принадлежит нему. Это означает, что другие члены группы остаются только слушателями, они не могут высказываться, уточнять детали, просить объяснений или доказательств. Человек, которая говорит о себе, не должен оправдываться или объяснять, почему он считает те или другие качества своей сильной стороной.  

 Потом начинает  говорить следующий участник, и  так длится, пока не выскажутся  все.  

 Потом руководитель  дает каждому лист бумаги, карандаши и предлагает попробовать назвать свои сильные стороны, причем не только те, которые упоминалось, а и другие, какие человек осознает у себя.  

 Увидев, что  члены группы выполнили упражнение, руководитель раздает им листы  бумаги с перечнем качеств, важных для межличностного общения, которые были составлены на первом занятии. Напротив каждого качества была проставлена цифра, с помощью которой каждый оценил себя. Руководитель просит снова оценить те же качества, то есть поставить новую оценку.  

 После этого  участники тренинга создают группы  из 2-3 человек (по симпатии). Каждая  из них находит место, где  никто не мешал бы — ведь  нужно еще обсудить, как, опираясь  на свои сильные стороны, сделать  что-то по-настоящему ценное. На  это отводится 30 мин. Потом все снова возвращаются к общему кругу и рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать сильные стороны.  

 Анкетирование  проводится по той же схеме,  которая была на первом занятии.  

 Руководитель  дает домашнее задание «Вспомните и запишите, какими ласковыми именами называют Вас родные, друзья, дети и др.»  

 Занятие 3.  

 Цель занятия:  усвоение невербальных средств  общения, разрушение шаблонов  повседневного общения, активное  самораскрытие, преодоление психологических  барьеров и стереотипов.  

 Содержание  занятия.  

 Перед его  началом используются ритуал  индивидуального приветствия, а  потом в круге — ритуал приветствия  группы.  

 Рефлексия  прошлого занятия.  

 Сохраняется  общая схема предшествующего  занятия, куда можно включить еще одну позицию «Если бы я был руководителем группы, я бы...».  

 Члены группы  по колу приветствуются этой  фразой, описывая любой интересный, смешной случай, который имел  место во время общения с  каким-то человеком в период  между предшествующим и этим занятием.  

 Упражнение  «Ласковое имя» 

 Так же, как  и на втором занятии, проверяется  домашнее задание. Участники говорят  искренне и с интонацией ласковые  имена, а группа следит за  откровенностью высказываний.  

 Упражнение  «Подарок» 

 Все участники  по колу высказываются: «Что я бы хотел подарить тому, кто сидит рядом?». Называется то, что могло бы по-настоящему порадовать человека. Тот, ком «подарили», благодарит и объясняет, в самом деле ли он был бы рад такому подарку.  

 Упражнение  «Эмпатия» 

 Один из членов группы выходит из комнаты. Те, которые осталось, характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, то есть высказывают свою мысль, причем только положительную. Кто-то из группы ведет «протокол», записывая автора и содержание высказывания.  

 Через некоторое  время приглашается участник, который  вышел из комнаты и ему зачитывается  все сказанное, не называя автора. Главная задача его — определить, кто мог бы о нем такое  сказать.  

 Потом «секретарь»  зачитывает, все высказывания, но  уже с указанием авторов.  

 Упражнение  «Брачное объявление» 

 Всем членам  группы дается 3-5 минут для того, чтобы написать брачное объявление. Любой пишет о себе, составляя  свой психологический портрет,  выделяя свои преимущества, которыми  он мог бы заинтересовать другого человека. В инструкции подчеркивается, что следует выделять прежде всего психологические характеристики, а не восхищаться описанием внешнего вида, квартиры, машины.  

 И снова  все поочередно зачитывают свои  объявления, а группа помогает, дополняя  то, что участник пропустил.  

 Упражнение  «Без маски» 

 Все участники  поочередно берут карточки, которые  лежат на столе, и без подготовки  продолжают высказывания, которое  имеет начало на карточке.  

 Группа прислушивается  к интонациям, голосу, оценивает  меру искренности. Если признано, что высказывания было искренним, то упражнение продолжает следующий участник. Если же группа признает, что оно было шаблонным, неискренним, участник делает еще одну попытку, но уже после всех.  

 Содержание  незаконченных предложений:  

 «Мне в  особенности не нравится, когда...» 

 «Мне знакомое  острое ощущение одинокости. Помню...» 

 «Мне очень  хочется забыть, что...» 

 «Бывало,  что близкие люди вызвали у  меня почти ненависть. Однажды,  когда...» 

 «Однажды  меня напугало то, что...» 

 «В незнакомом  обществе я ощущаю...» 

 «Даже близкие  люди иногда не понимают меня. Однажды ...» 

 «Помню случай, если мне стало стыдно, я...» 

 «В особенности  меня бесит то, что...»  

 Занятие 4.  

 Цель занятия:  это заключительное занятие, и  руководителю надо быть в особенности внимательным к участникам: следить за их эмоциональным состоянием, ориентировать группу на предоставление психологической поддержки, если она кому-то нужна.  

 Содержание  занятия.   

 Ритуал встречи  в начале занятия, рефлексия  прошлой встречи и психологическая разминка.  

 Упражнение  «Решительный разговор» 

 Все по  очереди высказываются о том,  от каких слов и привычек  в общении с людьми они хотели  бы избавиться. Причем все надо  актуализировать, то есть проговорить  и продемонстрировать группе, опять таки — искренне и откровенно.  

 Упражнение  «На приеме у психолога» 

 Все участники  занятия по мере психологической  готовности выбирают из своей  среды «психолога» — значимого  другого, и, вообразив себе, что  пришли к нему на прием с  своими проблемами, которые мешают нормальному общению дома или на работе, рассказывают ему об этом. Психологом может быть и вся группа, если «психолог» не может дать «квалифицированную консультацию». 

 Упражнение  «Чемодан» 

 Это главное  упражнение занятия, последнее для группы. Один из участников выходит из комнаты, а другие начинают готовить ему в дальний путь «чемодан». В этот чемодан собирают то, что, по мнению группы, очень нужно человеку в общении с другими людьми, обязательно учитывая учитывая и положительные характеристики, которые группа в особенности ценит в нем. Не забывают «собрать» и то, что мешает этому человеку, от чего ему следует избавиться. На практике это делается следующим образом. Избирается «секретарь», который берет лист бумаги и делит его вертикальной линией пополам. На одной стороне сверху ставится знак «+», на другой — знак «-». Под знаком «+» группа собирает все положительное, а под знаком «-» — все отрицательное.  

 При этом  каждая характеристика должна  быть поддержана большинством  группы, если есть возражения, сомнения, лучшее воздержаться от категоричной оценки. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 5-7 характеристик.  

 Далее участнику,  который выходил, зачитывается  и передается этот список. У  него есть право лишь на  один вопрос, если нему что-то непонятно. Потом выходит другой участник группы и вся процедура повторяется. В конце концов, это дает основания к некоторым выводов.  

 После выполнения  упражнения «Чемодан» целесообразно  сделать музыкальную паузу.  

 Подводя общий  итог тренинга, каждый член группы составляет соглашение (контракт) с самым собой, отвечая на такие вопросы:  

1. Что нового  о себе я узнал во время  занятий группы?

2. Что нового  я узнал о других?

3. Что я хотел  бы изменить в себе по итогам  работы в группе?

4. Каким образом  я буду это делать?  

 Соглашение  вкладывается в конверт, на  котором указывается точный почтовый адрес того, кто его подписал. Все конверты сдаются руководителю Через месяц он разошлет их по указанным адресам. И у участников будет еще одна возможность «встретить себя самого» таким, которым каждый из них видел себя в конце работы группы.  

 В конце  руководитель проводит традиционное  анкетирование и обращается к  членам группы с сердечными  словами:  

 «У Вас  есть последняя возможность сказать  о том, что вас беспокоит  больше всего. Если Вы хотите  что-то сказать, говорите, группа  Вас слушает... Успехов и счастья Вам среди людей!»

Информация о работе Основы социально-психологического тренинга