Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:49, контрольная работа
Деятельность социального работника относится к категории профессий с высокой ответственностью за жизнь людей, отдельных слоев населения и социума в целом. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» - эту мысль можно заложить в фундамент исследования психологического феномена – синдром «эмоционального выгорания» .
Социальные работники, постоянно внедрены в напряженное общение с другими людьми. И их задачей является научиться ставить перед собой барьеры в профессиональном общении от других людей, быть менее эмпатичными, иначе им грозит феномен «профессионального выгорания».
Введение.
1.1 Определение синдрома эмоционального выгорания.
1.2 Социальное сходство/сравнение как риск выгорания.
1.3 Теория социального сравнения Л. Фестингера.
1.4 Факторы выгорания связанные с переживание несправедливости.
2.1 Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов.
2.2 Роль установок и ожиданий в сохранении и поддержании.
психического здоровья.
2.3 Стресс в студенческой среде.
2.4 Ранняя профилактика психического здоровья студентов.
2.5 Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов.
Заключение.
Список литературы.
Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличинными и формальными; возникающие негативные установки могут по началу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении ("уходе") от обязанностей по отношению к другим. Появляется безразличие к работе.
Считается, что синдром
1.2
Социальное сходство/сравнение
как риск выгорания.
Выгорание – это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно бороться.
К симптомам выгорания
Первоначально к лицам, потенциально подверженным выгоранию, относили социальных работников, врачей и адвокатов. Выгорание данных специалистов объяснялось специфическими особенностями так называемых «помогающих профессий». К настоящему времени существенно расширилось не только количество симптомов профессионального выгорания, но и увеличился перечень профессий, подверженных такой опасности. Данный список пополнили учителя, полицейские, тюремщики, политики, торговый персонал и менеджеры. В результате «из платы за соучастие» синдром профессионального выгорания превратился в «болезнь» работников социальных или коммуникативных профессий.
Специфика работы людей данных
профессий отличается тем, что
существует большое количество
ситуаций с высокой
Подобная специфика позволяет причислить все вышеназванные специальности к категории «профессий высшего типа» по классификации Л. С. Шафрановой (1924). Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации учителей, Л. С. Шафранова сформулировала характеристики учительского труда, с помощью которых можно описать специфику деятельности всех профессий, способствующих выгоранию занятых в них людей. Среди них:
Говоря об эмоциональной насыщенности межличностных контактов, характерной для обсуждаемых профессий, отмечается, что она может не быть постоянно очень высокой, но имеет хронический характер, а это в соответствии с концепцией «хронических житейских стрессов» становится особенно патогенным.
Изначально подавляющее большинство исследований, посвященных феномену выгорания, касалось различных категорий медицинского персонала, социальных работников, психологов и преподавателей. В последнее время, судя по публикациям и сайтам в Интернете, внимание начинает уделяться менеджерам и торговым представителям. Рассмотрим результаты некоторых исследований, содержащих сведения о факторах, способствующих развитию психического выгорания.
Эмоциональное истощение
и сниженный уровень
самоуважения (редуцирование
персональных достижений)
имеют значимые связи
с желанием социального
сходства. При этом субъекты с высоким
уровнем выгорания и низким уровнем самоуважения
и собственного достоинства избегают
контактов с более успешными субъектами
и ситуациями, связанными с социальным
сравнением, т. е. ситуации социального
сравнения или оценки для определенных
лиц выступают в качестве сильных стресс-факторов,
оказывающих разрушающее влияние на их
личность. Исходя из теории социального
сходства Л. Фестингера, было высказано
предположение о возможности овладения
стрессом через управление потребностью
социального сходства/сравнения. В ряде
других исследований также отмечается
ведущая роль процессов «социального
сравнения» в совладании с профессиональными
стрессами. Однако в настоящее время этот
вопрос еще не разработан в должной мере
ни в теоретическом, ни в методическом
плане.
1.3 Теория социального сравнения Л. Фестингера.
Мотив, лежащий в основе всех сравнений - это желание точного самооценивания. Многие данные, накопленные с 1950 года, показывают, что это не случайно. Более того, люди прибегают к социальному сравнению, когда хотят повысить собственную ценность. Фестингер предположил, что люди сравнивают себя по принципу соответствия своему самомнению Они выбирают ту информацию для сравнения которая поддерживает их взгляд на себя. Обычно самооценивание и самопродвижение создает конфликте мотивации, благодаря чему происходит саморазвитие.
Позиция Фестингера развивалась во многих экспериментах в группе Тзшфела, поэтому можно сказать, что краеугольный камень теории социальной идентичности - это теория социального сравнения . Теория социальной идентичности предполагает, что люди стремятся к достижению позитивной социальной идентичности, также как и позитивного самоуважения. Сама по себе социальная категория собственного членства не влияет на социальную идентичность, она не может ни расширять, ни сужать ее. Категория членства имеет ценность только в сравнении с другими категориями. Это означает, что на социальную идентичность и оценку собственного группового членства влияют только связанные статусные позиции, которые происходят из сравнения человеком собственной группы с другими.
Так или иначе, но в случае оценки аспектов собственной личности человек сравнивает себя с другими. Этот процесс описывает теория социального сравнения Леона Фестингера (Festinger L.,1954).
В соответствии с этой теорией,
Точно так же дело обстоит и с оценкой своего внешнего облика. Если у нас нет объективного стандарта, то мы полагаемся на мнение окружающих о нашей внешности. Таким образом, идет ли речь о нашей внешности, наших способностях, мнениях относительно кого-либо или чего-либо, даже о чувствах, которые мы испытываем, — во всех этих случаях мы ориентируемся, по мнению Фестингера, на внешность, способности, мнения и чувства других людей, т. е. на наше социальное окружение.
Теорию социального сравнения
Л. Фестингера уточняет и
Когда цель сравнения —
Когда люди сравнивают себя с другими, то выбирают в качестве образца тех, кто одинаков с ними в существенных признаках. Одним из таких признаков является гендерная принадлежность. Люди стремятся сравнивать
себя и свою деятельность с теми, чья деятельность и способности соотносимы с их собственными. И сходство здесь выступает и как признак, и как предпосылка для возможности сравнения.
Вторая цель сравнения — самосовершенствование и самоутверждение. Люди целеустремленные или просто с повышенным чувством соперничества предпочитают сравнивать себя с теми, чьи способности развиты лучше в какой-то одной, определенной сфере: интеллектуальной, спортивной, творческой и т. д. А во всех остальных отношениях они примерно на одном уровне. Сравнение себя с тем, чьи способности в определенной области развиты лучше, чем наши, дает нам возможность улучшить собственные способности. Осознание, что кто-то “такой же, как я” добился в этой сфере успеха, дает человеку надежду и на собственный успех, служит для него источником уверенности в своих силах.
И, наконец, третья цель социального сравнения — стремление повысить самооценку, т. е. попытка убедить себя, что ты лучше, чем себе кажешься. В этом случае, люди выбирают заведомо заниженный образец для сравнения. Другими словами, мы сравниваем себя с теми, кто, как нам кажется, хуже нас. Причем, если у человека нет под рукой реального того, кто “хуже его самого”, тогда он просто выдумывается. Иногда посредством абстрактного рассуждения: “Если подумать, то сколько на свете дрянных людей! Да таких, что не мне чета, я, по сравнению с ними, ангел!” Для этой же цели, если нет достоверных сведений о дурных нравах или поступках другого человека, люди охотно пользуются слухами. Например, слух о том, что некто совершил предосудительный поступок, может поднять человека в его собственных глазах: ведь я такого, что о нем рассказывают, не делал!
Наиболее распространенным способом самоутверждения выступает все-таки сравнение себя с заведомо заниженным образцом. Социальное сравнение оказывает влияние не только на нас самих, но и на тех, с кем мы себя сравниваем.
Результаты многих исследований
показывают: люди, прибегающие к самооправданию,
живут и чувствуют себя лучше, чем те, кто
не умеет этим пользоваться. Как видим,
очень часто вместо того, чтобы самосовершенствоваться,
добиваться успехов, развивать свои способности,
приобретать новые знания, навыки и умения,
люди для сохранения и повышения самооценки
прибегают к различным уловкам: находят
себе оправдания (иногда даже заготавливая
их впрок), ищут изъяны и ошибки в действиях
других людей и если не находят, то придумывают
их сами, принижают достижения других
людей или препятствуют достижению успеха
другими, радуются чужим неудачам и бедам,
греются в лучах чужой славы и тотчас же
бросают своих кумиров, как только их слава
начинает меркнуть, идентифицируют себя,
словно дети, со сказочными героями, рвутся
к власти и т. д. Все эти тактики далеко
не безобидны для человека. Как маски,
которые мы надеваем, способны “прирастать”,
образуя личину (Юнг называет ее Персоной,
т. е. ложным Я), так и описанные способы
поддержания самооценки могут стать привычными.
Это тем более вероятно, если человек пользуется
ими постоянно. В результате может измениться
Я-концепция человека и, как следствие,
трансформироваться личность.
несправедливости.
Особый интерес представляют исследования выгорания в свете теории справедливости. В соответствии с ней люди оценивают свои возможности относительно окружающих в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Люди ожидают справедливых взаимоотношений, при которых то, что они вкладывают и получают от них, пропорционально вкладываемому и получаемому другими индивидуумами.
В профессиональной
Информация о работе Основы психологической самопомощи социального работника»