Основы психологической самопомощи социального работника»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность социального работника относится к категории профессий с высокой ответственностью за жизнь людей, отдельных слоев населения и социума в целом. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» - эту мысль можно заложить в фундамент исследования психологического феномена – синдром «эмоционального выгорания» .
Социальные работники, постоянно внедрены в напряженное общение с другими людьми. И их задачей является научиться ставить перед собой барьеры в профессиональном общении от других людей, быть менее эмпатичными, иначе им грозит феномен «профессионального выгорания».

Оглавление

Введение.
1.1 Определение синдрома эмоционального выгорания.
1.2 Социальное сходство/сравнение как риск выгорания.
1.3 Теория социального сравнения Л. Фестингера.
1.4 Факторы выгорания связанные с переживание несправедливости.
2.1 Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов.
2.2 Роль установок и ожиданий в сохранении и поддержании.
психического здоровья.
2.3 Стресс в студенческой среде.
2.4 Ранняя профилактика психического здоровья студентов.
2.5 Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Выгорание.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Гуманитарный  факультет 

Институт  заочного обучения 
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра психологии и социологии 

Контрольная работа по дисциплине: «Основы психологической самопомощи социального работника»

                                                                                           

                    Тема: «Особенности возникновения  выгорания на основе социального  сходства/сравнения, теория Л.Фестингера. Факторы выгорания связанные с переживанием несправедливости»

    «Предотвращение негативных последствий профессионального  стресса и выгорания у студентов. Ранняя профилактика психического здоровья студентов»

  
 
 
 
 
 
 

                                                                            Выполнила студентка гр. ЗIC-081

                                              Никитина Е.Ю. 

                                     Проверил: 

                             Дата:   

                                Оценка: 
 

Одесса, ОНПУ

2011г.

Содержание.

Введение.

    1.1 Определение синдрома эмоционального выгорания.

    1.2 Социальное сходство/сравнение как риск выгорания.

    1.3 Теория социального сравнения Л. Фестингера.

    1.4  Факторы выгорания связанные с переживание несправедливости.

    2.1 Факторы, влияющие на психическое здоровье студентов.

    2.2 Роль установок и ожиданий в сохранении и поддержании.

 психического  здоровья.

    2.3 Стресс в студенческой среде.

    2.4 Ранняя профилактика психического здоровья студентов.

    2.5 Социальная поддержка как фактор психического здоровья студентов.

Заключение.

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     В период бурных социально-экономических преобразований, сопровождающихся стрессами, личностно-профессиональное благополучие работающего населения представляет собой важную проблему, приобретающую масштабы государственной кадровой политики. В ее решении особое место занимают теория и практика психологической науки. Результаты многих исследований в области психологии труда, социальной психологии, психологии профессионального здоровья, психологии развития и др. показывают, что труд, с одной стороны, способствует личностному развитию работника, с другой может оказывать разрушающее воздействие на него. В связи с этим одной из задач сохранения надежности и работоспособности работника является выявление и смягчение негативных последствий взаимодействия человека и профессии. Одним из негативных последствий трудовой деятельности является синдром профессионального выгорания. Его последствия обнаруживаются в отрицательных переживаниях относительно себя, процесса и результатов труда, деловых отношений, личностного неблагополучия. Синдром выгорания представляет собой форму психологической дезадаптации и проявляется в физическом, психическом истощении, «обезличивании» других людей, потере трудовой мотивации или эмоционально-ценностного отношения к профессии. Распространение синдрома выгорания подвержены специалисты «помогающего характера» труда. К ним относятся социальные работники, как представители одного из самых распространенных видов профессиональной деятельности. За последние десятилетия обнаружены многие факторы, инициирующие появление и развитие синдрома выгорания.

     Деятельность социального работника относится к категории профессий с высокой ответственностью за жизнь людей, отдельных слоев населения и социума в целом. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» - эту мысль можно заложить в фундамент исследования психологического феномена – синдром «эмоционального выгорания» .

     Социальные работники, постоянно внедрены в напряженное общение с другими людьми. И их задачей является научиться ставить перед собой барьеры в профессиональном общении от других людей, быть менее эмпатичными, иначе им грозит феномен «профессионального выгорания».

     Несомненно, социальный работник постоянно находится в напряженной атмосфере посторонних негативных эмоциональных переживаниях. А по природе психика человека не может оставаться хладнокровной к проявлениям эмоций других людей. В итоге это может сказаться не только на ухудшении здоровья самого специалиста, но еще и на результате и эффективности его работы. И как раз здесь уместна мысль классика: «Еще один сгорел на работе» 
 
 

     1.1 Определение синдрома эмоционального выгорания. 

     Синдром "выгорания" (burnout) представляет собой многомерный конструкт, набор многомерных психических переживаний, "истощение" от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

     Впервые термин "выгорание" был введен американским психиатром Х.Фреденбергом в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами при оказании им профессиональной помощи. Первоначально под "выгоранием" понималось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности, затем оно стало содержательно неоднозначным и многокомпонентным, что вызвало значительные затруднения в его изучении. Х. Дж. Фрейденберг описывает "выгорающих" следующим образом: они – сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся, идеалисты, ориентированные на людей и – одновременно – неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), "пламенные" и легко солидаризирующиеся.

     Синдром профессионального выгорания К. Кондо кратко описывает как дезадаптированность  к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Этому  соответствует и данное им образное толкование: "выгоранию" подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время помогая другим, они начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того эффекта, которого ожидали; такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию) и как результат – беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, люмбаго, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое включение стрессогенных (т.е. необязательно характеризующихся тесным контактом с клиентом) факторов профессионального выгорания значительно расширил круг соответствующих профессий.

     В.В. Бойко определяет синдром профессионального  выгорания как выработанный личностью  механизм психологической защиты в  форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

     Согласно  его теории профессиональное выгорание  представляет собой приобретенный  стереотип эмоционального, чаще всего  профессионального, поведения. Выгорание  отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Профессиональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.

     К. Маслач – одна из ведущих специалистов по исследованию "профессионального  выгорания" детализирует проявления этого синдрома: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства, следующие из стресса межличностного взаимодействия. Основная идея подхода заключается в том, что выгорание – результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения "выгорания". В качестве ключевых признаков синдрома "профессионального выгорания" она выделила:

    • индивидуальный предел, "потолок" возможностей нашего эмоционального Я противостоять истощению противодействовать "выгоранию" самосохраняясь;
    • внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;
    • негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и/или их негативные последствия. Маслач выходит за рамки интерперсонального подхода и рассматривает выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности.

Ею предлагается шесть сфер такого несоответствия:

     1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и  его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.

     2. Несоответствие между стремлением  работников иметь большую степень  самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем над ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.

     3. Несоответствие работы и личности  ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником  как непризнание его труда.

     4. Несоответствие личности и работы  ввиду потери чувства положительного  взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. К сожалению, в некоторых видах деятельности работники изолированы друг от друга или имеют формальные социальные контакты. Однако наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и нерешаемые конфликты между людьми. Они продуцируют постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.

     5. Несоответствие между личностью  и работой может возникнуть  при отсутствии представления  о справедливости на работе. Справедливость  обеспечивает признание и закрепление  самоценности работника.

     6. Несоответствие между этическими принципами и принципами личности и требованиями работы. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т.п.

     В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с "выгоранием". Среди них есть такие, которые связаны с мотивацией на работу (потеря энтузиазма, интереса к тем, кого обслуживают). При монотонности жизни, психическом присыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой в начале имелся положительный мотив. Б. Пелман и Е. Хартман, обобщив многие определения "выгорания", выделили три главных компонента: эмоциональное и(или) физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность.

     Эмоциональное истощение выступает, по мнению многих исследователей, как основная составляющая "профессионального выгорания" и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии. Человек чувствует что не может отдаваться работе, как раньше.

Информация о работе Основы психологической самопомощи социального работника»