Основы социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:17, реферат

Краткое описание

Социальное государство - конституционно-правовая характеристика государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства.

Файлы: 1 файл

Каким должно быть социальное государство.docx

— 19.89 Кб (Скачать)

Каким должно быть социальное государство?

Введение

Социальное государство - конституционно-правовая характеристика государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических  и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие  обязанности государства.

Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому  статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических  и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие  обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или  свести к минимуму неоправданные  социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция  РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности  российского государства:

а) охранять труд и здоровье людей;

б) устанавливать минимальный гарантированный  размер оплаты труда;

в) обеспечивать государственную поддержку  семье, материнству, отцовству и  детству, инвалидам и пожилым  гражданам;

г) развивать систему социальных служб;

д) устанавливать государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Цель работы – рассмотреть формирование социального государства в России.

1. Сущность и условия  формирования социального государства.

Сущность государства как общественного  явления представляет собой, образно  говоря, многогранный стержень, который  состоит из множества взаимосвязанных  внутренних и внешних сторон, придающих  ему качественную определенность управляющей системы. Раскрыть сущность государства - значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Задача социального государства  — обеспечить своим гражданам  следующие условия:

a. каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;

b. каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;

c. нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Выполнение этих требований требует  долгой и кропотливой работы всех граждан, проживающих в России. Перераспределять даже на основе принципа справедливости можно лишь то, что накоплено сверх  необходимого. Не отнять, что имеется  в наличии, и поделить поровну, а  накопить и перераспределить часть  созданного для тех, кто не может сам заработать, чтобы достойно жить.

Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать  лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется  праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет  по созданным для себя законам, праву  не подчиняется и не способна умерить  свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

2. Функции социального  государства.

Говоря о функциях социального  государства, следует иметь в  виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального  государства налагает отпечаток  его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как  бы преломляются через призму целей  и задач социального государства, и в этом плане можно вести  речь о наличии у него общей  социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции  можно выделить специфические направления  деятельности социального государства  — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья  людей;

3. поддержка семьи, материнства,  отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. забота о сохранении мира в обществе.

 

Конституция Российской Федерации  в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация  — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.

3. Проблемы создания  социального государства в России.

Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства  в России:

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. в России не создан «средний слой» собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи «профессиональных» идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой — политики и экономики («политика — дело грязное»);

7. существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9. в процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.

И тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие социальной государственности — единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время Россия переживает трудные времена, то политический, то экономический кризисы сотрясают  страну, но именно теперь как никогда  важно выстоять в этой далеко не простой ситуации, сохранив все демократические  завоевания. Ведь Россия провозгласила  себя правовым государством и в свете  этого заявления, закрепленного  в основном законе, призвано не последнюю  роль сыграть право. Оно должно охранять и защищать общечеловеческие отношения, основанные на подлинной свободе и социальной справедливости. Ведь именно в таком обществе возможно реальное и всеобщее участие людей в управлении общечеловеческими процессами в соответствии с требованиями объективных законов исторического развития. Очень хочется, чтобы Россия, наконец, стала подлинным царством свободы и не только формально. Когда не материальное или должностное положение, социально-классовая принадлежность или партийность, а только его личные собственные качества, как свободной личности являются основой положения в обществе и государстве, поскольку только сама свободная личность должна стать высшей целью и конечным результатом исторического прогресса человеческого общества. Но, к сожалению, в настоящий момент это только мечта, высокая и красивая, к которой надо стремиться, порой напрягая все душевные, а порой и физические силы, поскольку наше теперешнее положение дел не всегда соответствует тому, что написано в Конституции, а что уж говорить о мечте, но, тем не менее, к этому все же надо стремится не смотря ни на какие трудности. Прежде всего, потому, чтобы Россия не скатилась опять к тоталитаризму или еще хуже, к нашему «доморощенному» фашизму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основы социального государства