Основы социального прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить прогнозирование развития культуры (на примере Владимирской области).
Задачи данной работы следующие:
Изучить теоретические основы прогнозирования культуры;
Проанализировать современное состояние учреждений культуры во Владимирской области;
Предложить методы совершенствования системы управления культурно-просветительскими учреждениями во Владимирской области.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..
1. Теоретические основы прогнозирования культуры …………………….
1.1. Культура как объект социального прогнозирования. Роль
культуры в развитии страны ………………………………………………….
1.2. Нормативная база развития культуры в Российской Федерации……………………………………………………………………….
2. Современное состояние учреждений культуры во Владимирской области. ………………………………………………………………………..
2.1. Система прогнозных показателей и методы прогнозирования развития культуры …………………………………………………………..
2.2. Анализ современного состояния культуры в РФ (на примере Владимирской области)………………………………………………………
3. Совершенствование системы управления культурно-просветительскими учреждениями во Владимирской области …………….……………………...
3.1. Основные направления развития культуры во Владимирской области ………………………………………………………………………….
3.2. Прогнозирование показателей культуры во Владимирской области ………………………………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы ………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 120.54 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение ………………………………………………………………………..

3

1. Теоретические основы  прогнозирования культуры …………………….

5

1.1. Культура как объект  социального прогнозирования. Роль

культуры в развитии страны ………………………………………………….

 

5

1.2. Нормативная база развития  культуры в Российской Федерации……………………………………………………………………….

 

9

2. Современное состояние  учреждений культуры во Владимирской области. ………………………………………………………………………..

 

14

2.1. Система прогнозных  показателей и методы прогнозирования  развития культуры …………………………………………………………..

 

14

2.2. Анализ современного  состояния культуры в РФ (на  примере Владимирской области)………………………………………………………

 

18

3. Совершенствование системы  управления культурно-просветительскими  учреждениями во Владимирской области …………….……………………...

 

26

3.1. Основные направления развития культуры во Владимирской области ………………………………………………………………………….

 

26

3.2. Прогнозирование показателей культуры во Владимирской области ………………………………………………………………………….

 

29

Заключение …………………………………………………………………….

33

Список использованной литературы ………………………………………..

36

Приложения ……………………………………………………………………

39


 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В культуре государства заложена система  ценностей народа, проживающего на данной территории. Нужно отметить, что культура – это основа государственности и экономики, причем данный тезис не требует доказательств. 

Актуальным на данный момент становится понимание термина «культура» как  метода формирования мировоззрения, то есть того, через что можно формулировать ценности, цели и задачи, которые сегодня и завтра будут приняты гражданами. Культура позволяет формировать картину мира, картину того, как понимается действительность и в каком ключе она должна развиваться и, тем самым — формировать образ жизни россиян.

В последнее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Слухи о неизбежной гибели культуры, а вместе с ней важной ее области - культурно-досуговой деятельности под «асфальтовым катком» рыночной экономики оказались сильно преувеличенными.

Вопреки мрачным прогнозам  некоторых культурологов, социологов и журналистов культура живет, развивается  и, как свидетельствует практика многих российских регионов, прирастает новыми театрами, государственными и  общественными музеями, культурно-досуговыми центрами, домами национального фольклора  и ремесел, детскими школами искусств - словом, разнообразными способами  удовлетворения непрерывно изменяющихся духовных потребностей населения.

Но, к сожалению, не удалось  избежать и досадных потерь. Так, например, утратили свою прежнюю роль дома и  дворцы культуры, еще вчера слывшие  флагманами культурно-просветительной  работы; они преобразованы в культурно-досуговые  центры, сегодня они ведут культурно-досуговую  деятельность, близкую по форме и  содержанию традиционной клубной деятельности.

С развитием рыночных отношений  культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым  технологиям, в основании которых  как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных  граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию  досуга.

Ассортимент досуговых учреждений в России, и во Владимирской области  весьма разнообразен. Это и развлекательные  центры, и кинотеатры, рестораны, дома отдыха, различные музеи и памятники  архитектуры, также не стоит забывать театры, парки. Исходя из этого, можно сделать вывод, что выбранная тема данной работы очень актуальна в настоящее время.

Цель исследования – изучить прогнозирование развития культуры (на примере Владимирской области).

Задачи данной работы следующие:

  1. Изучить теоретические основы прогнозирования культуры;
  2. Проанализировать современное состояние учреждений культуры во Владимирской области;
  3. Предложить методы совершенствования системы управления культурно-просветительскими учреждениями во Владимирской области.

Объектом исследования явилась  культура, как одна из сфер (отраслей) жизнедеятельности общества. Предметом  курсовой работы является анализ и  прогнозы развития культуры.

 

 

 

 

1. Теоретические основы прогнозирования  культуры

 

1.1. Культура  как объект социального прогнозирования.  Роль культуры в развитии страны

 

За последние годы кардинально  изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в  современном обществе, признание  культуры в качестве одного из важнейших  ресурсов социально-экономического развития.

Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого  существования, способности сохранить  ценности и формы цивилизованной жизни.

Многие современные социологи  не просто констатируют возрастание  роли культуры как движущей силы общественного  развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня  культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения  поступков индивида с требованиями социума.

Современный человек погружен в поток жизни. Он часто не может  вырваться из этого потока, чтобы  заглянуть в будущее. У него порой  нет времени даже для того, чтобы  осмотреться в настоящем, настолько  велик темп, в котором живет  нынешнее общество. Между тем, верно  говорят, что, если ты не думаешь о  своем будущем, у тебя его не будет  — в настоящем зреет будущее. Эти мысли могли бы послужить  лозунгами новой науки — прогностики (футурологии). Ее истоки уходят к предсказаниям, к утопиям социально-политическим, культурным, экономическим. 
В XVIII в. в своей утопии «Год две тысячи сороковой» французский писатель и теоретик Просвещения Л. С. Мерсье писал: «О высокочтимый, священный год всеобщего благоденствия, который, увы, я видел только во сне! Придет твой черед, вечность исторгнет тебя из лона своего, и те, кому будет тогда светить солнце, так же равнодушно станут попирать ногами прах мой, как и прах следующих поколений, коих одно за другим поглотит бездна смерти... Мысль долговечнее человека. В этом — великое ее превосходство!»1 В этих суждениях духовная культура характеризуется как сфера долговечного, непреходящего. Это по-своему верный прогноз, основанный на фундаментальной истине: суррогаты человеческой культуры канут в Лету. Подлинные духовные ценности бессмертны, в них человечество нуждается для сохранения себя как рода. Помимо глобальных представлений о развитии культуры важны конкретные представления о ее далеком и ближайшем будущем, о линиях ее развития, о характере художественных потребностей и их динамике. Освещение этих вопросов является задачей прогностических исследований.

В последнее десятилетие  сформировалась специальная научная  дисциплина, изучающая тенденции  развития художественной культуры и  разрабатывающая вопросы научного управления этим развитием. Будущее  искусства предсказывается на основе логико-теоретического анализа его  современного функционирования. Ныне прогнозирование не только ставит себе цель сконструировать понятийно  завершенную модель будущего искусства, но и решает практические задачи сегодняшнего и завтрашнего дня, такие, как  развитие сети учреждений культуры, способной  удовлетворить потребности населения, определение нормативов потребления  художественной культуры с учетом их роста и другие практические задачи. Этот круг проблем во многом определяется планово-управленческими нуждами, поиском  научно обоснованных рекомендаций для  практики культурного строительства.

К сфере культуры относятся  все явления и проблемы, касающиеся реального функционирования искусства  в обществе:

1) сфера художественного  творчества;

2) потребление художественных  произведений;

3) пути и средства хранения, распространения и социального  распределения художественных ценностей;

4) управление развитием  художественной деятельности, хранением  и потреблением ее продуктов.

Возникает вопрос, имеющий  значение для прогнозирования: опираясь на какое теоретическое основание  можно получить целостное представление  о реальном развитии искусства и  его тенденциях? Какие факторы  при этом следует учитывать и  на какую традицию опираться?

Современные прогностические  исследования художественной культуры охватывают разные ее стороны (в том  числе социальные, демографические, экономические) и учитывают специфику  разных форм художественной деятельности. Прогнозирование художественной культуры — научное исследование перспектив ее развития (вероятностная информация о ее будущем).

Каждый прогноз имеет  две составляющие:

1) осмысление тенденций  развития в свете потребностей  их изменения;

2) конкретные решения,  влияющие на процесс культурного  развития.

Футурология искусства учитывает  разные типы взаимодействия художественной традиции с новой художественной тенденцией:

1) продолжение традиции, ее совершенствование и развитие;

2) развитие по принципу  контраста (отталкивание, творчество  «наоборот» по отношению к устоявшейся художественной системе);

3) развитие искусства  с опорой на непосредственно  предшествующий материал;

4) развитие искусства  с опорой на материал «через эпоху» (традиции не «отцов», а «дедов»);

5) синтез разных тенденций  и традиций.

Футурология художественной культуры исходит из трех ее моделей: целевой, реально существующей и  плановой. Последняя является этапом перехода от существующей к целевой. Это позволяет научно обоснованно предсказывать процессы художественно-культурного развития, что помогает решать многие его экономические, организационные и управленческие вопросы. Задача прогнозирования искусства состоит не только в том, чтобы представить себе картину предвидимого будущего, но и в том, чтобы помочь его становлению в желательном и научно обоснованном направлении.

Научная действенность прогноза во многом зависит от знания исторического  опыта, от предшествующей традиции изучения и осмысления объекта. История и  теория объекта — это необходимая  и, пожалуй, даже достаточная предпосылка  прогнозирования его развития. История  и теория художественной культуры —  база прогнозов ее развития. Значение истории для прогнозирования  можно увидеть в появлении  специального типа ретроспективных  моделей прогнозирования, строящихся на основе изучения прошлого развития объекта. Историко-ретроспективный  анализ явлений и закономерностей  развития художественной культуры может  дать плодотворные и точные прогностические  результаты. 
Предвосхищению будущего способен помочь прыжок через разрыв в информации. Это одно из изумительных свойств человеческого разума. Имея ряд данных, мы, опираясь на наши знания, интуицию, предшествующий опыт, можем представить себе будущее.

Есть один принцип, который  применим только в разговоре о  будущем искусства: «я так хочу». В другой области прогнозирования это невозможно, но искусство в своем развитии должно учитывать пожелания и потребности зрителя, читателя, слушателя, обладающего специальной подготовкой. Этот принцип осуществляется при прогнозировании художественной культуры с помощью экспертных оценок: производится отбор специалистов-экспертов, а затем они опрашиваются по специально разработанной для данного исследования системе. Опросы эти бывают индивидуальные и коллективные, очные и заочные, одноразовые и панельные. Разработанный в общей теории прогнозирования метод экспертных оценок пока еще недостаточно эффективен: экспертные суждения часто противоречат друг другу, дают взаимоисключающую информацию. Как их обрабатывать, как использовать для создания целостного прогноза — этот вопрос требует уточнения. Метод экспертных оценок порою дает «сбои» в силу величайшей сложности феноменов искусства и их рецепционной подвижности и неравности себе.

Информация о работе Основы социального прогнозирования