Основы социального прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить прогнозирование развития культуры (на примере Владимирской области).
Задачи данной работы следующие:
Изучить теоретические основы прогнозирования культуры;
Проанализировать современное состояние учреждений культуры во Владимирской области;
Предложить методы совершенствования системы управления культурно-просветительскими учреждениями во Владимирской области.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..
1. Теоретические основы прогнозирования культуры …………………….
1.1. Культура как объект социального прогнозирования. Роль
культуры в развитии страны ………………………………………………….
1.2. Нормативная база развития культуры в Российской Федерации……………………………………………………………………….
2. Современное состояние учреждений культуры во Владимирской области. ………………………………………………………………………..
2.1. Система прогнозных показателей и методы прогнозирования развития культуры …………………………………………………………..
2.2. Анализ современного состояния культуры в РФ (на примере Владимирской области)………………………………………………………
3. Совершенствование системы управления культурно-просветительскими учреждениями во Владимирской области …………….……………………...
3.1. Основные направления развития культуры во Владимирской области ………………………………………………………………………….
3.2. Прогнозирование показателей культуры во Владимирской области ………………………………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы ………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 120.54 Кб (Скачать)

Методологически плодотворен  прогностический прием изучения «опережающих групп». Потребности в художественной культуре, способность ее восприятия, вкус, художественно-рецепционный горизонт распределяются неравномерно среди групп читателей, слушателей, зрителей. 
Есть группы наиболее высококультурных, подготовленных реципиентов, способных адекватно воспринимать наиболее высокие художественные ценности и тяготеющих к ним в своих запросах. Именно такого рода «опережающая» группа и становится моделью изучения функционирования художественной культуры в обществе будущего.

Моделирование художественно-культурных процессов (матрицы, графы, «дерево проблем», «дерево целей», создание математических моделей и т. д.) — важный метод и методика прогнозирования развития культуры. 
Практика, теория и методология прогнозирования культуры еще находятся в стадии становления. Идет процесс совершенствования методов прогнозирования. Прогностические исследования культуры пока еще дают не целостную картину ее будущего развития, а только некоторые ее фрагменты.

 

1.2. Нормативная  база развития культуры в Российской  Федерации

 

Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические  задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и  сохранению самобытности народов.

Социальные гарантии каждого  человека на общедоступность культурных благ в пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно  возрастать. Эти положения закреплены Основным законом – Конституцией Российской Федерации.

Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов  РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

Различные отрасли культуры регламентируют следующие нормативные  документы:

  1. Федеральный закон

Дата:  22.10.2004

Номер:  125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

  1. Федеральный закон

Дата:  25.06.2002

Номер:  73-ФЗ »Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

  1. Федеральный закон

Дата:  06.01.1999

Номер:  7-ФЗ «О народных художественных промыслах».

  1. Федеральный закон

Дата:  22.08.1996

Номер:  126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»

  1. Федеральный закон

Дата:  26.05.1996

Номер:  54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

  1. Федеральный закон

Дата:  20.02.1995.

Номер:  24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»

  1. Федеральный закон

Дата:  29.12.1994

Номер:  78-Ф3 «О библиотечном деле» (с изменениями от 22 августа 2004 г.)

  1. Федеральный закон

Дата:  29.12.1994

Номер:  77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля 2002 г.)

  1. Закон РФ

Дата:  09.07.1993

Номер:  5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.) 

  1. Закон РФ

Дата:  15.04.1993

Номер:  4804-1»О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями от 2 ноября 2004 г.)

  1. Закон РФ

Дата:  09.10.1992

Номер:  3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.) 

  1. Закон РФ

Дата:  27.12.1991

Номер:  2124-1 «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г.).

Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности  для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с  этой целью государство намеревается:

  • осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
  • стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
  • устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
  • способствовать развитию благотворительности в области культуры;
  • осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.

В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные  учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства  сторон с указанием порядка пользования  материальных финансовых ресурсов. При  финансировании учреждений по установленным  нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничиваются.  Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры правительством РФ не утверждались типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации.

Финансовые средства  организации  культуры  образуются  за счет: 

  • бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя; Ø     доходов от платных форм культурной деятельности;
  • платежей за оказание  услуг  по  договорам  с  юридическими  и физическими лицами;
  • добровольных пожертвований,  субсидий,  средств, полученных по завещаниям;
  • кредитов банков и иных кредитных учреждений;
  • других доходов     и     поступлений    в    соответствии    с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государственная  политика в сфере культуры в первую очередь направлена на обеспечение  необходимых условий для реализаций конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в  культурной жизни и пользование  учреждениями культуры, доступа населения  к культурным ценностям.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современное состояние учреждений  культуры во Владимирской области

 

2.1. Система  прогнозных показателей и методы  прогнозирования развития культуры

 

 

 Развитие  культуры как отрасли национальной экономики характеризуется с  помощью таких показателей, как  число профессиональных театров, цирков, музеев, учреждений культуры клубного типа, число их посещений, а также  количество массовых библиотек, тиражи книг, брошюр, газет и т.д. К перечню учреждений культуры обычно относят клубы, библиотеки, дома культуры, театрально-зрелищные предприятия и объекты искусства: театры, цирки, кинотеатры, концертные залы.

Основными задачами в прогнозировании  сферы культуры являются:

  • сохранение действующей сети учреждений отрасли;
  • наращивание творческого потенциала профессиональных и самодеятельных коллективов;
  • сохранение и развитие народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры;
  • расширение экспозиционно-выставочных работ и научно-просветительской базы отрасли, повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, и обеспечение их доступности для населения страны.

При прогнозировании и планировании функционирования и развития учреждений культуры используются следующие показатели:

  • количество посещений театрально-зрелищных учреждений;
  • количество читателей библиотек в расчете на 1000 человек населения;
  • сеть массовых библиотек и клубов;
  • выпуск книг, газет и журналов;
  • объем радио- и телепередач;
  • количество киноустановок и мест в них;
  • количество театров, концертных залов, музеев, парков культуры и отдыха и др.

Развитие  учреждений культуры и искусства  финансируется за счет разных источников, в основном собственных и бюджетных  средств. В условиях перехода к рыночным отношениям возможности бюджета  ограничены.

Существенными источниками  инвестиций могут стать частные  сбережения, средства профсоюзных и  общественных организаций, направляемых на культурное и бытовое обслуживание населения, благотворительные фонды  и спонсорство.

Аналогичные подходы используются и при прогнозировании  и планировании других видов услуг (туризм и т.д.). По мере роста доходов  населения  усиливается значение туризма, отдыха, физической культуры и спорта. Эти виды экономической  деятельности влияют на уровень здоровья населения, его  образовательный, культурный уровень. Услуги туризма, отдыха, физической культуры и спорта требуют соответствующей  материальной базы в виде санаториев, домов отдыха, гостиниц, мотелей, спортивных сооружений. 

В прогнозировании развития культуры основной акцент, поэтому делается на повышение эффективности выделяемых финансовых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрации средств для поддержки объектов, включенных в списки всемирного культурного и природного наследия и отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации.

Одновременно предусматривается  обеспечить доступность пользования  услугами учреждений культуры и искусства  для малоимущих и наиболее уязвимых групп населения, определив перечень услуг, предоставляемых бесплатно  или на льготных условиях.

Известно, что культура относится  к социальной сфере. Поэтому в  прогнозировании показателей культуры используется социальное прогнозирование.

Социальное прогнозирование  как исследование с широким охватом  объектов анализа опирается на множество  методов. При классификации методов  прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.

Степень формализации в методах  прогнозирования в зависимости  от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует  отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, вероятностное  моделирование, анкетирование, метод  интервью, методы коллективной генерации  идей, методы историко-логического  анализа, написания сценариев и  т.д. Наиболее распространенными методами социального прогнозирования являются методы экстраполяции, моделирования  и экспертизы.

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого.

Экстраполяционный метод  отличается многообразием - насчитывает  не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов  современного социального прогнозирования.

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может  быть, например, его макет, чертеж, схема  и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести  экспериментирование с реального  социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной  модели и состоит в том, что  она может быть подвержена каким  угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

Информация о работе Основы социального прогнозирования