Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа
Цель исследования – изучить прогнозирование развития культуры (на примере Владимирской области).
Задачи данной работы следующие:
Изучить теоретические основы прогнозирования культуры;
Проанализировать современное состояние учреждений культуры во Владимирской области;
Предложить методы совершенствования системы управления культурно-просветительскими учреждениями во Владимирской области.
Введение ………………………………………………………………………..
1. Теоретические основы прогнозирования культуры …………………….
1.1. Культура как объект социального прогнозирования. Роль
культуры в развитии страны ………………………………………………….
1.2. Нормативная база развития культуры в Российской Федерации……………………………………………………………………….
2. Современное состояние учреждений культуры во Владимирской области. ………………………………………………………………………..
2.1. Система прогнозных показателей и методы прогнозирования развития культуры …………………………………………………………..
2.2. Анализ современного состояния культуры в РФ (на примере Владимирской области)………………………………………………………
3. Совершенствование системы управления культурно-просветительскими учреждениями во Владимирской области …………….……………………...
3.1. Основные направления развития культуры во Владимирской области ………………………………………………………………………….
3.2. Прогнозирование показателей культуры во Владимирской области ………………………………………………………………………….
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованной литературы ………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………………
Методологически плодотворен
прогностический прием изучения
«опережающих групп». Потребности в художественной
культуре, способность ее восприятия,
вкус, художественно-рецепционный горизонт
распределяются неравномерно среди групп
читателей, слушателей, зрителей.
Есть группы наиболее высококультурных,
подготовленных реципиентов, способных
адекватно воспринимать наиболее высокие
художественные ценности и тяготеющих
к ним в своих запросах. Именно такого
рода «опережающая» группа и становится
моделью изучения функционирования художественной
культуры в обществе будущего.
Моделирование художественно-культурных
процессов (матрицы, графы, «дерево проблем»,
«дерево целей», создание математических
моделей и т. д.) — важный метод и методика
прогнозирования развития культуры.
Практика, теория и методология прогнозирования
культуры еще находятся в стадии становления.
Идет процесс совершенствования методов
прогнозирования. Прогностические исследования
культуры пока еще дают не целостную картину
ее будущего развития, а только некоторые
ее фрагменты.
1.2. Нормативная
база развития культуры в
Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов.
Социальные гарантии каждого человека на общедоступность культурных благ в пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно возрастать. Эти положения закреплены Основным законом – Конституцией Российской Федерации.
Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.
Различные отрасли культуры регламентируют следующие нормативные документы:
Дата: 22.10.2004
Номер: 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»
Дата: 25.06.2002
Номер: 73-ФЗ »Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
Дата: 06.01.1999
Номер: 7-ФЗ «О народных художественных промыслах».
Дата: 22.08.1996
Номер: 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»
Дата: 26.05.1996
Номер: 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
Дата: 20.02.1995.
Номер: 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»
Дата: 29.12.1994
Номер: 78-Ф3 «О библиотечном деле» (с изменениями от 22 августа 2004 г.)
Дата: 29.12.1994
Номер: 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 11 февраля 2002 г.)
Дата: 09.07.1993
Номер: 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.)
Дата: 15.04.1993
Номер: 4804-1»О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями от 2 ноября 2004 г.)
Дата: 09.10.1992
Номер: 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.)
Дата: 27.12.1991
Номер: 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г.).
Действующее законодательно
в сфере культуры предусматривает,
что государство берет на себя
обязательства по обеспечению доступности
для граждан культурной деятельности,
культурных ценностей и благ, с
этой целью государство
В зависимости от собственника
учреждения культуры могут быть государственными,
муниципальными, негосударственными,
со смешанной формой собственности.
Государственные и
Финансовые средства организации культуры образуются за счет:
Таким образом, государственная
политика в сфере культуры в первую
очередь направлена на обеспечение
необходимых условий для
2. Современное состояние
2.1. Система
прогнозных показателей и
Развитие культуры как отрасли национальной экономики характеризуется с помощью таких показателей, как число профессиональных театров, цирков, музеев, учреждений культуры клубного типа, число их посещений, а также количество массовых библиотек, тиражи книг, брошюр, газет и т.д. К перечню учреждений культуры обычно относят клубы, библиотеки, дома культуры, театрально-зрелищные предприятия и объекты искусства: театры, цирки, кинотеатры, концертные залы.
Основными задачами в прогнозировании сферы культуры являются:
При прогнозировании и планировании функционирования и развития учреждений культуры используются следующие показатели:
Развитие учреждений культуры и искусства финансируется за счет разных источников, в основном собственных и бюджетных средств. В условиях перехода к рыночным отношениям возможности бюджета ограничены.
Существенными источниками инвестиций могут стать частные сбережения, средства профсоюзных и общественных организаций, направляемых на культурное и бытовое обслуживание населения, благотворительные фонды и спонсорство.
Аналогичные подходы используются и при прогнозировании и планировании других видов услуг (туризм и т.д.). По мере роста доходов населения усиливается значение туризма, отдыха, физической культуры и спорта. Эти виды экономической деятельности влияют на уровень здоровья населения, его образовательный, культурный уровень. Услуги туризма, отдыха, физической культуры и спорта требуют соответствующей материальной базы в виде санаториев, домов отдыха, гостиниц, мотелей, спортивных сооружений.
В прогнозировании развития культуры основной акцент, поэтому делается на повышение эффективности выделяемых финансовых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрации средств для поддержки объектов, включенных в списки всемирного культурного и природного наследия и отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации.
Одновременно
Известно, что культура относится
к социальной сфере. Поэтому в
прогнозировании показателей
Социальное прогнозирование как исследование с широким охватом объектов анализа опирается на множество методов. При классификации методов прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их структурировать по: степени формализации; принципу действия; способу получения информации.
Степень формализации в методах
прогнозирования в зависимости
от объекта исследования может быть
различной; способы получения прогнозной
информации многозначны, к ним следует
отнести: методы ассоциативного моделирования,
морфологический анализ, вероятностное
моделирование, анкетирование, метод
интервью, методы коллективной генерации
идей, методы историко-логического
анализа, написания сценариев и
т.д. Наиболее распространенными методами
социального прогнозирования
Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого.
Экстраполяционный метод отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.
Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.
Аналогом объекта может
быть, например, его макет, чертеж, схема
и т.д. В социальной сфере чаще
используются мысленные модели. Работа
с моделями позволяет перенести
экспериментирование с