Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:28, курсовая работа
Говоря о том , какую роль играет система управления “человеческими ресурсами” в развитии компании один из руководителей американской компании 3М сказал: “Эффективное управление “человеческими ресурсами” выдвигается в число критических факторов экономического успеха. В недалеком прошлом конкурентная борьба была сосредоточена в области технического прогресса, совершенствования технологий, организационных структур, маркетинга, послепродажного обслуживания. Но сущность бизнеса определяют прежде всего люди. Каждый работник нашей компании выполняет свою функцию и объединяет усилия с другими в достижении общих результатов. Ключевой составляющей нашего бизнеса сегодня является управление кадрами. Оно обеспечивает благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной раб
Введение………………………………………………………………
История развития и деятельности ООО "ТехноПакинг" …..
Неформальные группы…………………………........................
Общее понятие группы…………………………………
Характеристика группы…………………………………
Возникновение неформальной группы и ее роль в процессе функционирования организации………………………..
Анализ трудовых коллективов………………………………..
Выявление формальных и неформальных групп……………
4.1. Формальные группы…………………………………………
4.1. Образование неформальных групп…………………………
Анализ и оценка неформальных групп в коллективе и управления ими на ООО «Технопакинг»…………………………………
Повышение эффективности управления коллективом через совершенствование управления неформальными группами………………
Заключение…………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………
Приложение ……………………………………………………………
Эти
группы, созданные по воле руководства
для организации
В организации существует три основных типа формальных групп: группы руководителей; производственные группы; комитеты.
Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа. Другим примером командной соподчиненной группы являются командир авиалайнера, второй пилот и бортинженер.
Второй тип формальной группы – это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда. Рабочие (целевые) группы имеются в составе таких известных компаний как «Хьюлетт-Паккард», «Моторола», «Техас Инструментс» и «Дженерал Моторс». Более двух третей от общего числа сотрудников компании «Техас Инструментс» (89 с лишним тыс. человек) являются членами целевых групп. За повышение общей эффективности компании они могут получать 15-ти процентную надбавку к своему бюджету. В этой компании руководство считает, что целевые группы ломают барьеры недоверия между руководителями и рабочими. Кроме того, предоставляя рабочим возможность самим думать о своих производственных проблемах и решать их, они могут удовлетворять потребности рабочих более высокого уровня.
Третий тип формальной группы – комитет – будет рассмотрен ниже.
Все
командные и рабочие группы, а
также комитеты должны эффективно работать
– как единый слаженный коллектив. Теперь
уже нет необходимости доказывать, что
эффективное управление каждой формальной
группой внутри организации имеет решающее
значение. Эти взаимозависимые группы
представляют собой блоки, образующие
организацию как систему. Организация
в целом сможет эффективно выполнить свои
глобальные задачи только при условии,
что задачи каждого из ее структурных
подразделений определены таким образом,
чтобы обеспечивать деятельность друг
друга. Кроме того, группа в целом влияет
на поведение отдельной личности. Таким
образом, чем лучше понимает руководитель,
что же представляет собой группа и факторы
ее эффективности, и чем лучше он владеет
искусством эффективного управления группой,
тем больше вероятности, что он сможет
повысить производительность труда этого
подразделения и организации в целом.
4.2. Образование неформальных групп
Неформальная
групп – это спонтанно образовавшаяся
группа людей, которые вступают в регулярное
взаимодействие для достижения определенной
цели. Как и у формальных групп, эти цели
являются причиной существовании такой
неформальной группы. Важно понять, что
в большой организации существует не одна
неформальная групп. Для образования таких
групп особенно благоприятна трудовая
среда. Благодаря формальной структуре
организации и ее задачам, одни и те же
люди обычно собираются вместе каждый
день, иногда на протяжении многих лет.
Люди, которые в других условиях вряд ли
бы даже встретились, часто вынуждены
проводить больше времени в обществе своих
коллег, чем в своей собственной семье.
Более того, характер задач, которые они
решают, во многих случаях заставляет
их часто общаться и взаимодействовать
друг с другом. Члены одной организации
во многих аспектах зависят друг от друга.
Естественным результатом этого интенсивного
социального взаимодействия является
спонтанное возникновение неформальных
групп.
У неформальных групп много общего с формальными группами, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется иерархия, лидеры и задачи.
В спонтанно возникших (эмерджентных) организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций.
Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией.
Структура и тип формальной организации строятся руководством сознательно с помощью проектирования, в то время как структура и тип неформальной организации возникают в результате социального взаимодействия.
Описывая процесс развития неформальных организаций Леонард Сейлис и Джордж Штраус говорят: «Сотрудники образуют дружественные группы на основе своих контактов и общих интересов, и эти группы возникают из самой жизни данной организации. Однако, как только эти группы образовались, они начинают жить собственной жизнью, почти полностью оторванной от трудового процесса, на основе которого они возникли. Это – динамичный, самогенерирующийся процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом. Все возрастающее взаимодействие способствует возникновению у них приятельских чувств по отношению к другим членам группы. В свою очередь, эти чувства образуют основу для все большего числа разнообразных видов деятельности, многие из которых отсутствуют в описании должностных обязанностей: совместные обеды, выполнение работы за приятеля, борьба с теми, кто не является членом группы, азартные игры с номерами на денежных чеках и т.д. Такие расширенные возможности взаимодействия способствуют созданию более крепких межличностных уз. Тогда группа начинает представлять собой нечто большее, чем простое собрание людей. Она создает традиционные способы выполнения тех или иных действий – комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменению. Группа становится организацией».
Почему люди вступают в организации? Люди обычно знают, почему они вступают в формальные организации. Как правило, они либо хотят осуществлять цели организации, либо им нужно вознаграждение в виде дохода или ими руководят соображения престижа, связанные с принадлежностью к этой организации. У людей также имеются причины и для вступления в группы и неформальные организации, но они часто не осознают их. Как показал Хоторнский эксперимент, принадлежность к неформальным группам может дать людям психологические выгоды не менее важные для них, чем получаемая зарплата. Важнейшие причины вступления в группу: чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.
Принадлежность.
Самой первой причиной вступления в
неформальную группу является удовлетворение
потребности в чувстве
Помощь. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если этого не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. В любом случае, правильно это или неправильно, многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них подумает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие боятся критики. Более того, в каждой организации есть множество неписаных правил, которые касаются мелких процедурных вопросов и протокола, как, например: какой продолжительности должен быть перерыв на кофе, каково отношение начальника и болтовне и шуткам, как следует одеваться, чтобы заслужить всеобщее одобрение, а также, насколько все эти правила обязательны. Понятно, что работник еще подумает, стоит ли обращаться за помощью к начальству по всем этим вопросам. В этих и других ситуациях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег. Например, новый рабочий, занятый в производстве, скорее попросит другого рабочего объяснить ему, как произвести ту или иную операцию. Это приводит к тому, что новые рабочие тоже стремятся участвовать в уже сформировавшейся социальной группе, где есть опытные рабочие. Получение помощи от коллеги полезно обоим: и тому, кто получил ее, и тому, кто ее оказал. В результате оказания помощи дающий ее приобретает престиж и самоуважение, а получающий - необходимое руководство к действию. Таким образом, потребность в помощи приводит к возникновению неформальной организации.
Защита. Люди всегда знали, что сила – в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была дополнительная защита от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в те или иные группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить о существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций, состоящих из работников низовых уровней, защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Они, например, могут объединить усилия, чтобы опротестовать вредные условия работы. Не удивительно, что эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.
Иногда руководители также образуют неформальные организации для защиты своих коллег. Их целью обычно является защита своей зоны от вторжения других подразделений организации.
Проблема неформальных организаций также свидетельствует о потребности в интеграции целей подразделений и направлении усилий на благо организации в целом.
Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, особенно, если это затрагивает их работу. И все же во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию. Поэтому одной из важных причин принадлежности к неформальной организации является доступ к неформальному каналу поступления информации – слухам, сплетням и другой информации, которая либо совсем не поступает из официальных источников, либо идет по формальным каналам слишком медленно. Это может удовлетворить потребности отдельной личности в психологической защите и принадлежности, а также обеспечить ей более быстрый доступ к нужной для работы информации.
Тесное
общение и симпатия. Люди часто
присоединяются к неформальным группам
просто для того, чтобы быть ближе
к тем, кому они симпатизируют.
Например, клерки или инженеры отдела
часто работают в больших комнатах, где
нет перегородок между столами. Эти люди
имеют много общего и испытывают симпатию
друг к другу частично оттого, что выполняют
аналогичную работу.
Так, они могут ходить вместе обедать,
обсуждать свои рабочие и личные дела
во время перерывов на кофе, или обращаться
к начальству с просьбой о повышении зарплаты
и улучшении условий работы. На работе
люди склонны взаимодействовать с теми,
кто рядом. Людей обычно тянет к тем, кто,
по их мнению, может удовлетворить их потребности
в принадлежности, компетентности, защите,
уважении и т.д.
5.1. Механизм управления неформальными группами.
Механизм управления неформальными группами можно представить в виде определенного набора правил, которых необходимо придерживаться руководителю какой-либо организации. Основными из них являются:
Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению неформальными группами и организациями, - это изначально невысокое мнение о них руководителей. Раньше было принято считать что для того чтобы справиться с неформальной организацией необходимо просто уничтожить ее, однако в настоящее время утвердилось мнение, что неформальная организация может помочь формальной организации в достижении ее целей так как подобно другим факторам , действующим в области управления, они несут в себе как отрицательные, так и положительные моменты. Необходимо осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию.
а. Размер группы.
Один из современных теоретиков Кит Девис полагает, что предпочтительное количество членов группы – 5 человек. В данной организации много неформальных, практически в каждом отделе по 1, а в крупных отделах более 2х.
б. Состав группы.
Под составом здесь понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Группы состоят из людей с разным характером, но имеющих одинаковое образование(если иметь в виде, то что группы рассматриваются по отделам, учитывается, то что есть группы между различными отделами) и при постоянной работе вместе, чаще общаясь, коллектив на ООО «Технопакиг» сами того не замечая разбился на неформальные группы.
в. Групповые нормы.
Нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им. Некоторые неформальные группы на ООО «Технопакиг» легко принимают в свой состав нового члена, например, в бухгалтерии работают женщины и многие из них ходят по магазинам и берут с собой коллег из других отделов.