Методика исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:06, контрольная работа

Краткое описание

Выявление, отбор, социально-педагогическая поддержка одаренной молодежи – одно из важнейших направлений Государственной молодежной политики, ориентированной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, на обеспечение ее конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности.

Оглавление

1. Краткий системный анализ программы
2. Базовые понятия, используемые в программе
3. Проблемы научного исследования
• Проблемы, препятствующие эффективной работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью
• Проблемы работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью
4. Методология научного исследования по системе поиска, подбора и сопровождения талантливой молодежи

Файлы: 1 файл

Методика исследования.docx

— 42.81 Кб (Скачать)
 

      Содержание

  1. Краткий системный анализ программы
  2.    Базовые понятия, используемые в программе
  3. Проблемы научного исследования
  • Проблемы, препятствующие эффективной работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью
  • Проблемы работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью
  1. Методология научного исследования по системе поиска, подбора и сопровождения талантливой молодежи 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

I.Краткий системный анализ программы

Выявление, отбор, социально-педагогическая поддержка одаренной молодежи –  одно из важнейших направлений Государственной  молодежной политики, ориентированной  на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной  самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, на обеспечение ее конкурентоспособности  и укрепления национальной безопасности.

     Следует признать, что сложившиеся системы  начального, общего среднего и профессионального  образования вступили в противоречие со сложившимся положением в обществе. Поэтому расширяющийся поток  педагогических инноваций, как правило, основывается на представлениях о глубоком несовершенстве традиционной системы  образования, но именно этим объясняется  изрядная доля стихийности и эмпиризма  в обосновании сети специализированных школ, гимназий, лицеев, колледжей. Вследствие этой поверхностности большинство  таких школ нового вида не могут  устранить острого кризиса в  начальном и среднем образовании, преодолеть тот разрыв, который проявляется  сегодня между школой и социальной системой.

     Следовательно, современные тенденции социального  развития ставят перед школой, точнее перед просвещением, новые задачи, поскольку не компьютеризация, не совершенное  знание нескольких языков, а особый - более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления - будет  являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания  нации.

     Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, а важнейшим  резервом человеческой цивилизации  являются интеллектуальные способности. Следовательно, одаренные дети в  любом обществе должны рассматриваться  как национальное достояние и  рассчитывать на особые социальные права. Специалисты отмечают, что количество одаренных взрослых на несколько  порядков ниже числа одаренных детей. Моральные издержки за эти потерянные проценты несут те дети, которые  без профессиональной педагогической и психологической поддержки  вырастают в "потерянных" взрослых, а материальные издержки поколение  за поколением несет государство. Одаренные  дети должны быть в центре специальных  педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды  на улучшение условий жизни и  процветание нации связаны именно с одаренными молодыми людьми.

     Проблема  состоит в системе поиска, подбора и сопровождения талантливой молодежи.

     Выявление, развитие и обучение одаренных детей  тем более актуально для Сибирского региона, что одаренных детей  здесь - от 8 до 12 % в каждом возрасте (аналогичный среднеевропейский  показатель - от 2 до 5 %). Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.

     Особое  место в решении проблем одарённости  играет материальная сторона, но именно она в последние годы достаточно стабильна и существенно развивает  направление. В рамках подпрограммы «Одарённые дети» предусмотрены  значительные вложения по статьям: проведение Всероссийских предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций; поддержка  участия одарённых детей в  международных олимпиадах; организация  и проведение профильных смен и лагерей  для одарённых детей; целевая поддержка развития образовательных учреждений, работающих с одарёнными детьми; выплата стипендий (премий) одарённым детям и др.

     С целью  усиления эффективности работы с  одарёнными детьми необходима активизация  деятельности региональных Центров, министерств, департаментов образования и  науки для целенаправленной деятельности по следующим направлениям:

    • совершенствование системы выявления и развития одарённых детей;
    • формирование банка данных одарённых детей и мониторинг их интеграции в российское интеллектуальное и творческое сообщество;
    • усиление внимания к подготовке и повышению квалификации специалистов, работающих с одарёнными детьми;
    • поиск и апробация инновационных форм и технологий работы с одарёнными детьми;
    • широта охвата территорий, в которых создаются условия для обучения и развития одарённых детей из сельских районов, привлечение сельских школьников к участию в мероприятиях программы;
    • поддержка и укрепление материальной базы образовательных учреждений разных типов и видов, разрабатывающих методики и технологии работы с одарёнными детьми;
    • укрепление взаимосвязи между регионами федеральных округов для обмена опытом и взаимопомощи при решении проблем в работе с одарёнными детьми;
    • оценка результативности проводимых мероприятий и эффективности использования финансовых средств
 
 

II. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ

2.1. Под одаренными детьми в данной Программе понимаются дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной.

2.2. Под педагогической поддержкой одаренных детей понимается создание программ обучения и воспитания одаренных детей дошкольного и школьного возраста, а также реализация этих программ в учебном процессе в соответствии с потребностями и возможностями этой категории учащихся, что обеспечивает дальнейшее развитие одаренности специфическими педагогическими средствами.

2.3. Под психологической поддержкой одаренных детей понимается система психологических мер, способствующих беспрепятственному развитию личности ребенка.

2.4. Под социальной помощью одаренным детям понимается специальная деятельность федеральных, муниципальных и общественных организаций, частных лиц по минимизации или полному устранению факторов, значительно усложняющих процессы социализации одаренных детей.

Эти формы поддержки  и помощи реализуются в тех  случаях, когда традиционные формы, институты и программы не дают адекватного эффекта, не способствуют нормальному протеканию процесса психического развития, личностного или социального становления одаренного ребенка.

     Научное направление Программы

В целях развития научно - теоретической деятельности в области интегрированного изучения феномена детской одаренности, заявленной в рамках данной Программы, необходимо создание и развитие комплекса научных  разработок, которые могут осуществляться различными научно - исследовательскими коллективами города, кафедрами Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Научно - методический Совет  должен осуществлять следующие функции:

  • поиск грантов для продолжения и расширения научной деятельности в рамках данного направления;
  • привлечение новых участников;
  • разработку новых научных и образовательных проектов в рамках данной программы;
  • внедрение научных разработок в психолого - педагогическую практику;
  • координацию и научное руководство всеми проектами в рамках научного направления Программы;
  • отчет перед муниципальными органами управления по выполнению Программы.
  • Деятельность координационного научно - методического Совета осуществляется в соответствии с Положением о координационном научно - методическом Совете.

Обеспечение реализации данного  направления включает:

  • изучение природы детской одаренности;
  • определение одаренных и талантливых детей;
  • разработку диагностического инструментария для выявления и отслеживания развития разных типов одаренности и талантливости;
  • изучение кризисов детской одаренности;
  • разработку основ концепции психологической поддержки одаренной личности ребенка;
  • разработку психолого - педагогической концепции развития детской одаренности;
  • разработку программы системы поиска, выявления и поддержки одаренных детей города;
  • создание банка данных в рамках Программы;
  • создание концепции семейного обучения для одаренных детей раннего возраста.
 

    Научно - методическое и образовательное направление Программы

Данное направление  предполагает создание сети экспериментальных  школьных и межшкольных площадок.

Обеспечение реализации данного направления включает:

  • разработку, апробацию и внедрение нового содержания образования для разных типов одаренности и разных возрастных категорий;
  • апробацию и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей;
  • апробацию и внедрение психолого - педагогических программ развития и поддержки одаренности;
  • создание и ведение городского банка данных, включающего в себя сведения о детях разных типов одаренности и талантливости; образовательных программ обучения одаренных детей; кадрового обеспечения процесса обучения и воспитания одаренных детей; сети научных и методических учреждений, обеспечивающих процесс развития и обучения одаренных детей;
  • разработку, апробацию и внедрение новых курсов по психологии и педагогике для повышения профессиональной квалификации психолого - педагогических кадров, работающих с одаренными детьми;
  • создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки психолого - педагогических кадров, работающих с одаренными детьми;
  • популяризацию знаний о феномене детской одаренности и о способах ее поддержки и развития среди родителей и образовательной общественности города с помощью средств массовой информации, в том числе через информационный вестник управления образованием мэрии и ГЦРО;
  • участие в научных и практических конференциях разного уровня по проблемам одаренности, развития талантов для ознакомления с зарубежным и отечественным опытом.

    Организационное психолого-педагогическое направление Программы

Данное направление  Программы предполагает дальнейшую дифференциацию образовательных учреждений всех типов и видов, поддержку  уже существующих структур, внедрение  в школьную и дошкольную практику систем диагностики, развития, поддержки, обучения и воспитания одаренных детей разных возрастных категорий и разных типов одаренности.

Обеспечение реализации данного направления включает:

  • осуществление психолого-педагогической деятельности, направленной на выявление, обучение и развитие одаренных детей в образовательных учреждениях, независимо от их организационно правовой формы;
  • организацию и проведение предметных олимпиад разного уровня, конкурсов, конференций и других видов педагогической поддержки и развития одаренных детей;
  • создание дистанционно - консультационного центра обучения одаренных детей на базе ГЦРО;
  • оказание на базе ГЦРО консультационной помощи психологам и педагогам образовательных учреждений, работающим с одаренными детьми;
  • создание сети профессиональных студий для обучения и развития одаренных детей.

    Социально - экономическое направление  Программы

Данное направление  Программы предполагает создание системы  социальной и экономической поддержки  одаренных детей и молодежи города.

Обеспечение реализации данного направления включает:

1. Соблюдение и  гарантию цивилизованных прав  одаренным детям на:

  • поиск, получение и передачу информации любым способом;
  • доступ к медицинскому обслуживанию; физическую, психическую, медицинскую, социальную реабилитацию во всех случаях, когда это необходимо;
  • равную доступность начального, среднего и высшего образования;
  • назначение персональных стипендий (грантов) мэра города одаренным детям - победителям разного уровня спортивных, художественных соревнований или конкурсов, авторам научных открытий и т.д.

2. Экономическую  и информационную поддержку учреждений  и мероприятий, проводимых образовательными  структурами города для одаренных  детей.

3. Совместную работу  по поддержке одаренности учреждениями  культуры, науки и здравоохранения.

Информация о работе Методика исследования