Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:12, курсовая работа
Когда человек приступает к изучению какого-либо предмета, у него есть несколько путей. Один путь – ознакомиться с суммой накопленных знаний и сформулированных предшественниками выводов, а затем руководствоваться ими в своей деятельности. Другой – самому научиться анализировать изучаемые явления и сопоставлять новые данные с ранее полученными в целях познания закономерностей изучаемого явления.
Введение
1. Применение в криминологии общенаучных методов познания
2. Применение в криминологии конкретно-социологических методов
3. Методики криминологического исследования
Заключение
Используемая литература
Оглавление
Введение
Заключение
Используемая
литература
ВВЕДЕНИЕ
Когда
человек приступает к изучению какого-либо
предмета, у него есть несколько
путей. Один путь – ознакомиться с
суммой накопленных знаний и сформулированных
предшественниками выводов, а затем
руководствоваться ими в своей
деятельности. Другой – самому научиться
анализировать изучаемые
Methodos по-гречески – это буквально путь к чему-либо, исследование. В русском языке и научном обороте употребляются слова: методология, методы, методика и ряд других.
Метод – это прием, способ исследования;
Методика – совокупность методов исследования;
Методология – учение о путях, методах научного исследования чего-либо.
Данная
контрольная работа рассказывает о
методике криминологических исследований,
но прежде чем раскрыть саму методику,
необходимо рассказать о некоторых методах
криминологических исследований, т.к.
сама методика - это система конкретных
способов, приемов, средств сбора, обработки,
анализа и оценки информации о преступности,
ее причинах и условиях, личности преступника,
мерах борьбы с преступностью, методов
криминологического прогнозирования
ее развития и планирования мер борьбы
с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию
практики предупреждения преступлений
и возможностей оценки эффективности
этой деятельности. А выбор той или иной
конкретной методики зависит от содержания
самого исследования, его целей, от тех
объектов, которые подлежат изучению.
Не следует, например, изучать психологию
личности убийц по одним материалам уголовных
дел путем их анкетирования, для этого
необходимо тестирование таких лиц и проведение
бесед с ними. Напротив, распространенность
какого-либо вида преступности и его основные
черты должны исследоваться с помощью
социологических методов и статистики.
Иными словами, методы должны быть адекватны
изучаемому.
Говоря о методах криминологического исследования, нужно отметить, что в принципе все методы социального исследования в его широком понимании не чужды и исследованию криминологическому, но при этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.
Используются следующие общенаучные методы познания:
1.
Восхождение от абстрактного
к конкретному. Этот метод
Первый – это то, что теоретическая, методологическая вооруженность предполагает объем, глубину познания исследователя и его путь. Не следует каждый раз «танцевать от печки». Необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации1, эффективности тех или иных мер борьбы с ней. Не удается сформулировать научно-обоснованные положения тому, кто не овладел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности.
Вторая
сторона проблемы – восхождение
от абстрактного к конкретному –
заключается в том, что следует
постоянно помнить о
2.
Гипотеза. Она дает направление
поиску, акцентирует внимание
Гипотеза,
во-первых, должна согласовываться
с установленными в криминологии
научно-обоснованными
Отсюда следует, что не всякое предположение, строго говоря, является гипотезой. Обычно под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили.
Выдвижение, формулирование гипотезы требуют оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследовательской программы.
Например, при изучении причин региональных различий преступности были выдвинуты следующие гипотезы:
3.
Системный метод. Этот метод
предполагает рассмотрение
В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода.
Во-первых, рассмотрение преступности как множества взаимодействующих преступлений и лиц, их совершающих, обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие.
Во-вторых,
преступность исследуется в рамках
более общей системы –
Преступность
рассматривается в данном аспекте
во взаимосвязи с иными
Все это анализируется в динамике, выявляется диалектика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой – обществом и другими его структурами.
В процессе системно-структурного анализа обычно широко используются математические методы. В криминологии их применение еще недостаточно развито. Ограничено используются методы математического моделирования. Под моделированием понимается создание упрощенного образа исследуемого криминологического объекта, отражающего его существенные свойства и стороны. Например, под моделированием преступности понимается формирование и использование логико-математических моделей в целях ее описания, объяснения и прогнозирования. Без моделирования не могут проводиться конкретные исследования преступности, поскольку преступность как абстракция не поддается непосредственному восприятию. Достоинством метода моделирования является то, что он позволяет абстрагироваться от мелких и несущественных свойств исследуемого явления и сосредоточить внимание на самых важных сторонах изучаемого объекта. Кроме этого, метод моделирования как метод научного исследования обладает свойством всеобщности – моделировать можно любые объекты. Метод моделирования не может использоваться отдельно от метода статистического анализа, что предполагает широкое использование последнего в процессе различных криминологических исследований. В то же время распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа4 и применения некоторых других математических методов с использованием электронно-вычислительных машин.
4. Исторический метод. Обеспечивает изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.
В последние годы выделяются несколько пятилетних периодов, отражающих разные этапы жизни российского общества: социалистический разных периодов (наращивания темпов экономического, социального развития и период застоя), периоды перестройки и реформ.
При
изучении региональных различий преступности
применяется сравнительно-
а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д. ) в разных регионах;
б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.
5. Сравнительный метод используется также широко. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. При этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, ибо различия преступности накладываются на различия социально-экономических и других характеристик государств, регионов.
При
использовании метода сходства устанавливаются
повторяющиеся характеристики преступности
и повторяющиеся условия жизни
людей, совпадающие в пространственно-
При
использовании метода различия устанавливаются
те характеристики преступности, которые
встречаются в одних
В криминологии сравнительный метод приобретает особое значение при выявлении специфики чего-либо.
Так, при изучении особенностей личностных характеристик преступников, условий их формирования и жизнедеятельности наряду с преступниками обязательно изучается так называемая контрольная группа. Например, для выяснения специфики правосознания несовершеннолетних преступников наряду с этими лицами опрашивались их ровесники, учившиеся в тех же учебных заведениях, но не совершавшие преступлений. Сравнение ответов этих двух групп опрошенных позволило выявить особенности позиции тех, кто совершал преступления. Без контрольной группы в таких случаях исследование проводить нельзя.