Методика криминологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Когда человек приступает к изучению какого-либо предмета, у него есть несколько путей. Один путь – ознакомиться с суммой накопленных знаний и сформулированных предшественниками выводов, а затем руководствоваться ими в своей деятельности. Другой – самому научиться анализировать изучаемые явления и сопоставлять новые данные с ранее полученными в целях познания закономерностей изучаемого явления.

Оглавление

Введение
1. Применение в криминологии общенаучных методов познания
2. Применение в криминологии конкретно-социологических методов
3. Методики криминологического исследования
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

1.docx

— 54.67 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение

  1. Применение в криминологии общенаучных методов познания
  2. Применение в криминологии конкретно-социологических методов
  3. Методики криминологического исследования

Заключение

Используемая  литература 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Когда человек приступает к изучению какого-либо предмета, у него есть несколько  путей. Один путь – ознакомиться с  суммой накопленных знаний и сформулированных предшественниками выводов, а затем  руководствоваться ими в своей  деятельности. Другой – самому научиться  анализировать изучаемые явления  и сопоставлять новые данные с  ранее полученными в целях познания закономерностей изучаемого явления.

     Methodos по-гречески – это буквально путь к чему-либо, исследование. В русском языке и научном обороте употребляются слова: методология, методы, методика и ряд других.

     Метод – это прием, способ исследования;

     Методика – совокупность методов исследования;

     Методология – учение о путях, методах научного исследования чего-либо.

     Данная  контрольная работа рассказывает о  методике криминологических исследований, но прежде чем раскрыть саму методику, необходимо рассказать о некоторых методах криминологических исследований, т.к. сама методика - это система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки, анализа и оценки информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с преступностью, методов криминологического прогнозирования ее развития и планирования мер борьбы с ней, реализация рекомендаций по совершенствованию практики предупреждения преступлений и возможностей оценки эффективности этой деятельности. А выбор той или иной конкретной методики зависит от содержания самого исследования, его целей, от тех объектов, которые подлежат изучению. Не следует, например, изучать психологию личности убийц по одним материалам уголовных дел путем их анкетирования, для этого необходимо тестирование таких лиц и проведение бесед с ними. Напротив, распространенность какого-либо вида преступности и его основные черты должны исследоваться с помощью социологических методов и статистики. Иными словами, методы должны быть адекватны изучаемому. 

 

  1. Применение  в криминологии общенаучных методов познания
 

     Говоря  о методах криминологического исследования, нужно отметить, что в принципе все методы социального исследования в его широком понимании не чужды и исследованию криминологическому, но при этом учитываются особенности  предмета и содержания криминологии.

     Используются  следующие общенаучные методы познания:

  1. Восхождение от абстрактного к конкретному;
  2. Гипотеза;
  3. Системно-структурный анализ;
  4. Исторический метод;
  5. Сравнение;
  6. Динамические и статистические методы.

     1. Восхождение от абстрактного  к конкретному. Этот метод познания  предполагает определенный уровень  теоретической подготовки исследователя,  выдвижение гипотез, использование  теоретических понятий и представлений,  абстрактное мышление. Здесь важно  иметь в виду два момента.

     Первый  – это то, что теоретическая, методологическая вооруженность предполагает объем, глубину познания исследователя  и его путь. Не следует каждый раз «танцевать от печки». Необходимо ознакомиться с тем, что было сделано ранее. С этой точки зрения особое значение имеет теоретическое знание о преступности, ее детерминации1, эффективности тех или иных мер борьбы с ней. Не удается сформулировать научно-обоснованные положения тому, кто не овладел теорией криминологии и исходит только из обыденных представлений о преступности.

     Вторая  сторона проблемы – восхождение  от абстрактного к конкретному –  заключается в том, что следует  постоянно помнить о недостаточной  познанности явления «преступность» и процессов ее продуцирования. Кроме  того, преступность постоянно изменяется, поэтому в процессе исследований криминологу важно быть «открытой  системой» и не стремиться «укладывать» новые данные в уже имеющиеся  теоретические представления и  схемы. Необходимо сопоставлять с ними, учитывать их, но надо быть готовым и обоснованно изменять эти схемы, теории. Творческое развитие всегда предполагает новые исследования, получение неизвестных ранее данных и осмысление соответствующих результатов. Без этого нет творческого развития теории.

     2. Гипотеза. Она дает направление  поиску, акцентирует внимание исследователя  на тех или иных моментах  действительности, позволяет целенаправленно  вести изучение.

     Гипотеза, во-первых, должна согласовываться  с установленными в криминологии научно-обоснованными положениями; во-вторых, характеризоваться обоснованной вероятностью соответствующего предположения.

     Отсюда  следует, что не всякое предположение, строго говоря, является гипотезой. Обычно под гипотезой понимают такое  предположение, которое заслуживает  того, чтобы его проверили.

     Выдвижение, формулирование гипотезы требуют оценки уже имеющихся теоретических  и эмпирических данных, их соотнесения  с предметом, объектом и задачами исследовательской программы.

     Например, при изучении причин региональных различий преступности были выдвинуты следующие  гипотезы:

  1. Различия преступности в краях, областях, республиках определяются частично разной степенью латентности преступности, т.е. ее отражением в уголовной статистике, и это заставило использовать методики выявления латентности преступности;
  2. Различия определяются экономическими, социально-культурными характеристиками регионов, что выявлялось путем изучения экономических, социальных, культурных условий жизни людей;
  3. Различия определяются характеристиками населения (в одних регионах больше, чем в других, ранее судимых, алкоголиках, социальных неудачников и т.д.), и соответственно исследовались процессы формирования населения региона, удельный вес лиц, ранее совершавших преступления, алкоголиков, не имевших постоянного источника дохода, и т.д.;
  4. Различия определяются состоянием социального контроля в регионах, в том числе правоохранительной деятельности. Соответственно выяснялось, как происходит процесс выявления, пресечения преступлений, привлечения к ответственности и наказания виновных, как функционируют контролирующие органы, как обеспечивается охрана общественного порядка и т.д.2

     3. Системный метод. Этот метод  предполагает рассмотрение изучаемого  объекта (в нашем случае преступности  и общества) как определенной  сложно организованной системы,  имеющей определенную структуру,  содержащую известное количество  взаимосвязанных элементов.

     В криминологии имеет значение взаимосвязь  двух аспектов применения системно-структурного метода.

     Во-первых, рассмотрение преступности как множества  взаимодействующих преступлений и  лиц, их совершающих, обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие.

     Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы – общества. Выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества, выделяются среди них главные. В  том числе причинные связи, т.е. порождающие преступность. При этом определяются особенности преступности и ее соотношение с другими системами, то, какую роль выполняет преступность как подсистема общества.

     Преступность  рассматривается в данном аспекте  во взаимосвязи с иными негативными  социальными отклонениями (пьянством, наркоманией, проституцией, теневой  экономикой и др.), и в этом случае нередко ее анализ осуществляется в  рамках выделения такой системы, как «социальные отклонения».3 Она также рассматривается в связи с экономикой, политикой, иными сферами жизнедеятельности.

     Все это анализируется в динамике, выявляется диалектика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей  системой – обществом и другими  его структурами.

     В процессе системно-структурного анализа  обычно широко используются математические методы. В криминологии их применение еще недостаточно развито. Ограничено используются методы математического  моделирования. Под моделированием понимается создание упрощенного образа исследуемого криминологического объекта, отражающего его существенные свойства и стороны. Например, под моделированием преступности понимается формирование и использование логико-математических моделей в целях ее описания, объяснения и прогнозирования. Без моделирования не могут проводиться конкретные исследования преступности, поскольку преступность как абстракция не поддается непосредственному восприятию. Достоинством метода моделирования является то, что он позволяет абстрагироваться от мелких и несущественных свойств исследуемого явления и сосредоточить внимание на самых важных сторонах изучаемого объекта. Кроме этого, метод моделирования как метод научного исследования обладает свойством всеобщности – моделировать можно любые объекты. Метод моделирования не может использоваться отдельно от метода статистического анализа, что предполагает широкое использование последнего в процессе различных криминологических исследований. В то же время распространена практика проведения корреляционного, кластерного анализа4 и применения некоторых других математических методов с использованием электронно-вычислительных машин.

     4. Исторический метод. Обеспечивает изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.

     В последние годы выделяются несколько  пятилетних периодов, отражающих разные этапы жизни российского общества: социалистический разных периодов (наращивания темпов экономического, социального развития и период застоя), периоды перестройки и реформ.

     При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно-исторический метод как разновидность исторического. При этом осуществляется:

     а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д. ) в разных регионах;

     б) сравнение одних и тех же характеристик  в разные периоды в каждом из регионов.

     5. Сравнительный метод используется также широко. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. При этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, ибо различия преступности накладываются на различия социально-экономических и других характеристик государств, регионов.

     При использовании метода сходства устанавливаются  повторяющиеся характеристики преступности и повторяющиеся условия жизни  людей, совпадающие в пространственно-временном  отношении с характеристиками преступности. Соответствующие совпадения служат основанием для дальнейшего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условий и преступности.

     При использовании метода различия устанавливаются  те характеристики преступности, которые  встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой для выдвижения и проверки гипотез о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.

     В криминологии сравнительный метод  приобретает особое значение при  выявлении специфики чего-либо.

     Так, при изучении особенностей личностных характеристик преступников, условий их формирования и жизнедеятельности наряду с преступниками обязательно изучается так называемая контрольная группа. Например, для выяснения специфики правосознания несовершеннолетних преступников наряду с этими лицами опрашивались их ровесники, учившиеся в тех же учебных заведениях, но не совершавшие преступлений. Сравнение ответов этих двух групп опрошенных позволило выявить особенности позиции тех, кто совершал преступления. Без контрольной группы в таких случаях исследование проводить нельзя.

Информация о работе Методика криминологических исследований