Методика криминологических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Когда человек приступает к изучению какого-либо предмета, у него есть несколько путей. Один путь – ознакомиться с суммой накопленных знаний и сформулированных предшественниками выводов, а затем руководствоваться ими в своей деятельности. Другой – самому научиться анализировать изучаемые явления и сопоставлять новые данные с ранее полученными в целях познания закономерностей изучаемого явления.

Оглавление

Введение
1. Применение в криминологии общенаучных методов познания
2. Применение в криминологии конкретно-социологических методов
3. Методики криминологического исследования
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

1.docx

— 54.67 Кб (Скачать)

     Используются  другие виды наблюдений. Например, при  исследовании преступности несовершеннолетних в одном из городов в качестве его участников были привлечены студенты юридического факультета. Они были почти ровесниками обследуемым лицам. И во время посещения дискотек, других мест проведения досуга, ничем не выделяясь, имели возможность наблюдать за досуговыми связями правонарушителей, взаимоотношениями между различными группировками, их поведением.

     5. Эксперимент. Профессор Дюверже писал: "Экспериментирование можно определить как спровоцированное и направленное наблюдение"10. В отечественной литературе эксперимент определяется "как такой метод исследования, при котором происходит последовательная фиксация и контроль за состоянием объекта, изменяющимся под воздействием некоторых факторов, управляемых экспериментатором"11.

     Вопрос  об эксперименте в социальных исследованиях, а особенно в криминологии, всегда был остро дискуссионным.

     Была  высказана точка зрения, что криминологии эксперимент вообще недоступен12. Другая позиция сводилась к тому, что эксперимент может быть использован в криминологии "лишь в позитивном, положительном направлении"13 или в области предупреждения преступлений14.

     Всесторонне исследовав проблему социального эксперимента в криминологии, Н.П. Косоплечев делает вывод о возможности и необходимости его применения, но при соблюдении определенных правил. Поэтому он пишет о "криминологическом эксперименте", определяя его следующим образом:

     "Криминологический  эксперимент представляет собой  заранее обусловленную в определенных пределах общественную деятельность в рамках закона и с соблюдением моральных норм с целью проверки гипотез о причинах и условиях совершения правонарушений и об оптимальных мерах их предупреждения для выработки эффективных форм и методов профилактики правонарушений и ее правового регулирования"15.

     В криминологии область эксперимента ограничена в двух отношениях.

     С одной стороны, недопустимо провоцировать  преступление. Исследователь не освобождается от уголовной ответственности за соучастие в преступлении в роли подстрекателя, пособника или ином качестве. С другой стороны, меры по борьбе с преступностью должны базироваться на законе, общепринятых нормах морали и не нарушать прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, национальных и религиозных чувств.

     Следует также выделить методы прогнозирования. В литературе они разделяются  на фоновые и профильные. Фоновые методы создают необходимую информационную базу с использованием комплекса общенаучных и конкретно-социологических методов. Профильные методы – это методы экстраполяции16, моделирования, экспертных оценок17.

3. Методики криминологического исследования

методика  криминологическое исследование

     На  практике указанные методы применяются  в совокупности. Причем их набор  зависит от предмета, объекта и  целей исследования. Когда разрабатывается исследовательская программа, выделяются следующие группы вопросов:

     1) формулирование проблемы, подлежащей исследованию, описание ее состояния с учетом анализа литературы и результатов прежних исследований, обоснование необходимости ее исследовать;

     2) цели и задачи исследования;

     3) гипотезы;

     4) методика исследования и методики обобщения полученных данных.

     Например, при изучении того, насколько полно  официальная уголовная статистика отражает данные о фактически совершаемых  преступлениях против жизни и  здоровья личности, использовался набор  следующих методов: изучение статистических данных; изучение материалов бюро судебно-медицинской экспертизы о результатах освидетельствования живых лиц и экспертизе трупов; опрос граждан;

     изучение  материалов больниц, травматологических пунктов;

     опрос работников органов здравоохранения, правоохранительных органов; изучение материалов страховых компаний и опрос их сотрудников.

     При изучении личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей и выяснении вопроса, отличаются ли их взгляды, убеждения от взглядов и убеждений ровесников, использовались методы анкетного опроса, при обработке их результатов – методы распознавания образов. В частности, в память ЭВМ были введены данные о том, как опрашиваемые оценивали те или иные правовые ситуации, что они считали успехом в жизни, какие средства достижения такого успеха, на их взгляд, были важными. Только на основе ответов на вопросы комплекса анкет ЭВМ правильно отличила несовершеннолетних преступников от их благополучных сверстников более чем в 80% случаев ив 86 % случаев отделила несовершеннолетних, совершавших корыстные преступления, от несовершеннолетних, совершавших насильственные преступления.

     Важны не только методики, с помощью которых  получают данные, но и методики обобщения, оценки таких данных.

     Обобщение осуществляется, как правило, по следующей  схеме:

     1) происходит обработка сведений, полученных в результате изучения статистических данных или опроса;

     2) вычленяется эмпирический факт на базе полученных данных.

     Во-первых, эмпирический факт аккумулирует результаты применения разных методов. Они подлежат оценке с точки зрения надежности и достоверности: должен быть получен положительный ответ, что данный эмпирический факт может быть установлен и другими исследователями. Переход от разрозненных данных к эмпирическому факту осуществляется путем сравнения, классификации, типологизации.

     Во-вторых, полученные результаты сопоставляются с теоретическими положениями науки, результатами прежних исследований. Эмпирический факт – не любое сообщение, а лишь такое, которое вписывается в контекст данной науки или теории;

     3) за эмпирическим фактом следует теоретический факт.

     Например, при опросе граждан и представителей организаций выяснилось, что немалая часть из них пострадала от корыстных преступных действий. Цифры уголовной статистики показали, что за тот период, о котором говорили граждане, число зарегистрированных корыстных преступлений снизилось. Сравнение данных последнего опроса граждан и представителей юридических лиц с результатами предыдущих опросов свидетельствует о нарастании числа потерпевших. Данные страховых компаний указывают на увеличение числа случаев выплаты страховых сумм в связи с кражами. Анализ материалов о рассмотрении заявлений граждан показывает, что многие из этих заявлений не получили надлежащего разрешения. Из анализа обстоятельств, порождающих корыстные преступления, видно, что никаких изменений к лучшему не произошло и, следовательно, предпосылок для снижения краж не было.

     На  основе совокупности указанных данных устанавливается следующий эмпирический факт: число корыстных посягательств  реально увеличивалось, но часть  из них в уголовной статистике не отражалась.

     В результате анализа эмпирических фактов делаются теоретические выводы о закономерностях преступности в определенных условиях.

     Таким образом, в этом случае эмпирическим фактом надо считать указанный выше, а не прямые данные уголовной статистики. Криминологи регулярно публикуют свои оценки изменений преступности18.

     Можно привести другой пример игнорирования  необходимости установления эмпирического факта. При изучении уголовных дел, рассмотренных судами, выяснилось, что многие грабежи и разбои были совершены лицами в состоянии алкогольного опьянения без предварительной подготовки. Причем похищались при этом незначительные суммы денег и предметы. На данном основании был сделан вывод о "помельчании преступности". Однако анализ всех материалов и уголовных дел показал, что в суд направлялись дела о наиболее очевидных и легко раскрываемых преступлениях. Но зато в приостановленных уголовных делах о грабежах и разбоях содержатся данные о совершении преступлений группами лиц, которые, судя по всему, заранее к ним готовились, целенаправленно подыскивали жертву, завладевали большими ценностями. Более того, число таких приостановленных дел из года в год нарастало. Эмпирический факт в этом случае таков: число разбоев и грабежей растет, и правоохранительные органы не справляются с переработкой в установленном законом порядке данных о фактах продуманных, хорошо подготовленных преступлений. Последние не раскрываются, а рассмотренные судами уголовные дела непредставительно отражают характер совершаемых разбоев и грабежей. 

 

      Заключение 

     Многообразные и интересные методики излагаются в  работах, отражающих конкретные криминологические исследования, В частности, исследования личности преступника, нравственного и правового сознания, преступности и ее территориальных различий, причин преступности. Методики отрабатываются и совершенствуются в процессе реализации криминологических исследований.

     К сожалению, в последнее время  обогащение методического арсенала криминологии происходило медленнее, чем в 60-–80-е годы. В том числе по причинам, связанным с финансированием криминологических исследований. Методики отрабатываются и шлифуются только в процессе таких исследований.

     Весьма  перспективно более широкое использование  методов моделирования в криминологии. Есть основания полагать, что соответствующим специалистам творчески придется решать много нетривиальных проблем.

     От  используемых методов зависят результаты исследований, глубина проникновения  в закономерности преступности и  ее детерминации. Надежная методика необходима и при решении проблем организации  борьбы с преступностью, оценки эффективности принимаемых предупредительных, правоохранительных и иных мер. 

 

Используемая  литература 

  1. Гладких В.И., Федотов П.В., Шумов Р.Н. Криминология. Курс лекций – М.:Эксмо, 2010.
  2. Долгова А.И. Криминология. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2005.
  3. Криминология / Под ред. В.Н.Бурлакова, В.П.Сальникова, В.В.Степашина. – СПб., 1999.
  4. Марлухина Е.О. Криминология: Учебное пособие. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.
  5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии (интернет).
  6. Панкратов В.В. Методолгия и методика криминологических исследований. М., 1972.
 

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Методика криминологических исследований