Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 02:42, доклад
ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Методика и методология социологических исследований.
СЕМИНАР 1.
ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ. ЕГО
ХАРАКТЕРИСТИКИ.
Любая самостоятельная
наука изучает объективную и
субъективную реальность, используя
определенную методологию и методику,
с помощью которых познает мир, добывает
новую информацию о сущности явлений.
Становление и развитие социологии связано
с изучением общества, получением научной
информации о жизни общества. Основным
способом получения информации для социолога
выступает проведение социологического
исследования. Социология как самостоятельная
наука изучает общество с помощью социологических
исследований.
Социологическое
исследование - это инструмент социологического
изучения социальных явлений в их конкретном
состоянии с помощью методов, позволяющих
производить количественные и качественные
сборы, измерения, обобщения, анализ социологической
информации. Цель социологического исследования
– получить точные объективные данные
об изучаемом явлении.
Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Для проведения
исследования нужны профессиональные
знания и навыки.
Социологические
исследования позволяют:
- уменьшить неопределенность
и минимизировать риск в
- позволяют принимать обоснованные решения
- позволяют эффективно осуществлять контроль
- позволяют давать
информацию необходимую для решения
проблем
Виды
исследований:
1) разведывательное (пилотажное) – предварительное обследование определенного процесса или явления, охватывающее небольшую совокупность и упрощенное по используемому инструментарию;
2) описательное – более сложный вид исследования, позволяющий составить относительно целостное представление о социальном явлении или процессе и использующий, как правило, несколько методов сбора данных;
3) аналитическое
– самый сложный вид исследования, предполагающий
не только изучение самого явления, но
и его причины.
Этапы
проведения социологического
исследования:
1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования (внимание исследователей привлекает самый широкий круг проблем, охватывающих практически все многообразные проявления социальной жизни людей; мы для примера возьмем проблему безбилетного проезда в городском муниципальном транспорте).
2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию, например, материального положения и психологических особенностей пассажиров).
3. Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы (в нашем примере одной из задач исследования может быть выяснение того, почему люди не склонны уплачивать за проезд в городском транспорте).
4. Определение целей исследования, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы (целью нашего исследования могла бы быть выработка мероприятий, побуждающих людей уплачивать за проезд в автобусах и троллейбусах).
5. Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования (предположим, что пассажиры не уплачивают за проезд, потому что у них, не бывает карманных денег).
6. Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании (выбор методов обычно определяется не только особенностями объекта исследования, но и научно-организационными, материальными возможностями социолога) (для изучения нашей проблемы можно провести анкетные опросы и интервью, организовать наблюдение, изучить статистические данные).
7. Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).
8. Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий.
9. Анализ обработанной
информации. Если результаты исследования
подтверждают первоначальную гипотезу,
на ее основе формулируется соответствующая
теория, если – нет, выдвигаются новые
гипотезы и проводится повторное исследование
с использованием другого инструментария,
других методов обработки информации
и т.д.
Таким образом,
исследователь рано или поздно познает
социальную реальность, присущие ей причинно-следственные
связи, на основе которых развивает
социологическую теорию, формулирует
социальные законы, дает практические
рекомендации по решению конкретных социальных
проблем.
Для достижения
высокой степени научности
1) объективности – научного, непредвзятого отношения к исследуемому объекту;
2) историзма – рассмотрения объекта исследования в неразрывной связи с предшествующими и современными моменту исследования фактами, событиями и процессами;
3) сравнительного анализа – поиска и сравнения предмета исследования данного объекта с аналогичными объектами и предметами, выявление общего и особенного в них;
4) системного анализа – изучения объекта как системы.
Информация о работе Методика и методология социологических исследований