Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:19, контрольная работа
Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.
Введение.
Методология и методика эмпирического социологического исследования. 3
Теоретико-методологические основы социологического исследования 4
Программа и этапы эмпирического социологического исследования 13
Основные методы сбора социологической информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Сочинский Государственный Университет
Экономический факультет
Кафедра административного управления и региональной экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»
Направление бакалавриата 081100
«Государственное и
профиль «Государственная и муниципальная служба»
Вариант – 2
ПРОВЕРИЛ:
доцент кафедры
_____________________
г. Сочи
2012
Оглавление
Введение. Методология и методика эмпирического социологического исследования. 3
Теоретико-методологические основы социологического исследования 4
Программа и
этапы эмпирического
Основные
методы сбора социологической
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Эмпирическое социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются с. факты опытным путем.
Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.
Исследовательский процесс вне зависимости от используемых методов исследования имеет логическую систему последовательности действий и состоит из девяти нижеследующих шагов:
1. Разработка проблематики.
2. Определение круга вопросов.
3. Определение методов исследования.
4. Структура инструментария сбора данных.
5. Проверка и окончательное
определение инструментария
6. Подготовка и планирование сбора данных.
7. Построение выборки.
8. Проведение сбора данных.
9. Обработка и анализ собранных данных.
Последовательность действий вышеописанного процесса может варьироваться в зависимости от проблематики и выбранных методов исследования.
Применение эмпирических социальных исследований постоянно возрастает в коммерческих целях в экономических и маркетинговых исследованиях, в опросах общественного мнения.
Платон, Гераклит, Сен-Симон, О. Конт, Плеханов Г.В., Сорокин П.А., Дюркгейм Э., Вебер М., Маркс К., Ленин В.И. представляют собой далеко не полный ряд выдающихся мыслителей, ученых, исследовавших проблемы существования и развития различных общественных систем. Почему одни их считают социальными философами, другие социологами, третьи политологами, четвертые полагают их теоретиками социальной и общей психологии и т.д.? Почему на “западе” нет четкого деления областей научных интересов социальных философов, социологов, политологов, социальных психологов?
Попытка ответить на эти вопросы приводит, во-первых, к необходимости констатации следующих фактов:
Во-вторых, к определению основных слагаемых общественной деятельности через их предназначение в общественном разделении труда:
В-третьих, к понятию становления и развития науки, научного познания в виде суждения: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике таков путь познания истины, познания объективной реальности (рис.1).
Рис. 1. Социальное становление и развитие науки, научного познания
Наука опирается на проверенные теории и существует как система знаний, проверенная практикой или могущая быть проверенная на ней. Воздействие людей на социальную реальность заключается:
В-четвертых, к понятию “воздействие на реальность” в следующих основных направлениях:
Материалистическое понимание истории исходит из действительных предпосылок, которые не произвольны и не являются догмами, от которых можно отвлечься только в воображении. Оно исходит из того, что это действительные индивиды, их деятельность и условия их жизни, как те которые они находят уже готовыми, так и те которые созданы их собственной деятельностью.
Первая предпосылка всякого человеческого общества, всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов.
Во-вторых, люди начинают себя отличать от животных тогда, как только они начинают производить необходимые им жизненные средства. Производя необходимые им жизненные средства, люди производят и саму свою материальную общественную жизнь. Этот способ производства надо рассматривать как определенный способ деятельности конкретных людей, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни.
В-третьих, конкретные индивиды, занимающиеся
реальной производственной
Социокультурное понимание истории исходит из рассмотрения личности, общества и культуры как неразрывной триады:
Отличительная черта социокультурной теории заключается в свойствах взаимодействующих личностей, общностей и в свойствах процесса взаимодействия. С ее точки зрения все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на следующие основные формы:
неорганические (неживые) взаимодействующие центры и взаимодействие физико-химическое (мир неживых явлений), изучаемое физико-химическими науками;
живые (органические) взаимодействующие центры и взаимодействие биологическое (мир живых явлений), изучаемых биологическими науками,
наконец взаимодействующие центры, обладающие сознанием, психикой и взаимодействие сознательное, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами, обмен деятельностью (мир социальных, культурных явлений), изучаемый общественными науками, науками о человеке.
При этом первой предпосылкой
всякого человеческого
При этом второй исторический факт состоит в том, что сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, то есть на лицо причинно-следственная взаимосвязь между удовлетворением потребностей с возникновением новых.
Третье отношение состоит в том, что каждый человеческий индивид изначально имеет свои отличительные свойства как по физическим, половым и т.д. качествам, так и по социальным качествам, усваиваемым в процессе социализации, то есть изначально закладывается определенное неравенство в распределении функциональных возможностей и обязанностей в совместной деятельности людей. Это порождает конкретные формы общественного разделения труда, порождает воспроизводство социальной стратификации как процесса воспроизводства конкретных социальных групп и общностей, как процесс расслоения общества.
Четвертое отношение заключается в том, что не все произведенные блага сохраняют свое положительное значение в процессе удовлетворения потребностей, так, например, нож для охоты, для приготовления пищи, для защиты сохранил свое положительное значение, а для разбоя, для лишения жизни другого человека приобрел отрицательное значение. Это порождает конкретные формы общественного сознания, духовный процесс воспроизводства как воспроизводства ценностей.
Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования