Методология и методика эмпирического социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

Оглавление

Введение.
Методология и методика эмпирического социологического исследования. 3
Теоретико-методологические основы социологического исследования 4
Программа и этапы эмпирического социологического исследования 13
Основные методы сбора социологической информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

кр социология.docx

— 83.41 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Сочинский Государственный Университет

 

Экономический факультет

 

Кафедра административного управления и региональной экономики

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ»

 

Направление бакалавриата 081100 

«Государственное и муниципальное  управление»,

профиль «Государственная и муниципальная служба»

 

Вариант – 2

 

 

 

                                                    

                                                                                               Выполнил: студент

                                                                                             группы 12-ЗБГМС

                                                                                                       ШВЕД

                                                Виктория Владимировна                                                                                                                         

                  ПРОВЕРИЛ:                                                                                   

доцент кафедры   

                                      

                                                                                        ПЕТРОВА                                                       

                                                                                  Светлана Владиславовна  

                                                                        

                                                                                     «____» __________2012г.

                                                                                         

   _____________________         

 

г. Сочи

2012

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение. Методология  и методика эмпирического социологического исследования. 3

Теоретико-методологические основы социологического исследования 4

Программа и  этапы эмпирического социологического исследования 13

Основные  методы сбора социологической информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) 20

Заключение 25

Список использованной литературы 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. Методология и  методика эмпирического социологического исследования.

Эмпирическое социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются с. факты опытным путем.

Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и  поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

Исследовательский процесс  вне зависимости от используемых методов исследования имеет логическую систему последовательности действий и состоит из девяти нижеследующих шагов:

1. Разработка проблематики.

2. Определение круга  вопросов.

3. Определение методов  исследования.

4. Структура инструментария  сбора данных.

5. Проверка и окончательное  определение инструментария сбора  данных.

6. Подготовка и планирование  сбора данных.

7. Построение выборки.

8. Проведение сбора  данных.

9. Обработка и анализ  собранных данных.

Последовательность  действий вышеописанного процесса может  варьироваться в зависимости от проблематики и выбранных методов исследования.

Применение эмпирических социальных исследований постоянно  возрастает в коммерческих целях в экономических и маркетинговых исследованиях, в опросах общественного мнения.

Теоретико-методологические основы социологического исследования

Платон, Гераклит, Сен-Симон, О. Конт, Плеханов Г.В., Сорокин П.А., Дюркгейм Э., Вебер М., Маркс К., Ленин В.И. представляют собой далеко не полный ряд выдающихся мыслителей, ученых, исследовавших проблемы существования и развития различных общественных систем. Почему одни их считают социальными философами, другие социологами, третьи политологами, четвертые полагают их теоретиками социальной и общей психологии и т.д.? Почему на “западе” нет четкого деления областей научных интересов социальных философов, социологов, политологов, социальных психологов?

Попытка ответить на эти  вопросы приводит, во-первых, к необходимости констатации следующих фактов:

  • у  реально существующего общества в конкретно определенный момент времени есть одна реальная жизнь, обусловленная его прошлым;
  • все общественные науки имеют один объект изучения - общество (от человека в нем до общества “вообще”);
  • всеми общественными науками изучается “человек деятельный”, то есть рассматривается как система “человек - его деятельность - условия жизни”;
  • наличие в любом мало-мальски организованном обществе, общности, группе людей общественного разделения труда.

Во-вторых, к определению основных слагаемых общественной деятельности через их предназначение в общественном разделении труда:

  • экономическая составляющая - производство, обмен и распределение благ, как продуктов человеческого труда, обеспечивающих существование и развитие человека и общества в целом;
  • социальная - производство и воспроизводство связей, отношений между людьми, потребление благ и ценностей, то есть воспроизводство жизни общества и общественной жизни человека;
  • политическая - регулирование (управление) реально существующим обществом, процессами и отношениями, происходящими в нем;
  • духовная - производство и воспроизводство ценностей (отбор, хранение и распределение благ имеющих положительное значение для существования и развития человека и общества в целом).

В-третьих, к понятию становления и развития науки, научного познания в виде суждения: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике таков путь познания истины, познания объективной реальности (рис.1).

Рис. 1. Социальное становление  и развитие науки, научного познания 

Наука опирается на проверенные  теории и существует как система  знаний, проверенная практикой или могущая быть проверенная на ней. Воздействие людей на социальную реальность заключается:

  • в воспроизводстве существующих и производстве новых отношений между конкретными членами общества и существующими социальными объектами;
  • в организации взаимодействия новых отношений с существующими; в оптимизации и институализации (закрепление в нормах и т.д.) взаимодействия отношений.
  • При этом институализация научных знаний происходит на основе соответствия “уровням” выделения человека в окружающей среде (природе) и общественной организации к общественному разделению труда.

 

 В-четвертых, к понятию “воздействие на реальность” в следующих основных направлениях:

  • через сохранение существующих общественных отношений (консервативное направление);
  • через изменение существующих общественных отношений, создание новых (прогрессивное или регрессивное направление); по основным путям: а) эволюционный; б) революционный (контрреволюционный).

Материалистическое  понимание истории исходит из действительных предпосылок, которые не произвольны и не являются догмами, от которых можно отвлечься только в воображении. Оно исходит из того, что это действительные индивиды, их деятельность и условия их жизни, как те которые они находят уже готовыми, так и те которые созданы их собственной деятельностью.

Первая предпосылка всякого  человеческого общества, всякой человеческой истории - это, конечно, существование живых человеческих индивидов.

Во-вторых, люди начинают себя отличать от животных тогда, как только они начинают производить необходимые  им жизненные средства. Производя необходимые им жизненные средства, люди  производят и саму свою материальную общественную жизнь. Этот способ производства надо рассматривать как определенный способ деятельности конкретных людей, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни.

В-третьих, конкретные индивиды,  занимающиеся реальной производственной  деятельностью, вступают в определенные экономические, социальные, духовные и политические отношения. Связь экономической, социальной и политической структур с производством благ и ценностей, общественная структура и государство постоянно возникают из жизненного процесса определенных людей. Люди постоянно находятся между собой в постоянных производственных отношениях, в процессе которых они производят:

  • блага, необходимые для своего существования и развития (экономические производственные отношения),
  • ценности, то есть все то, что имеет положительное значение для своего существования и развития (духовные производственные отношения),
  • связи, отношения между собой (социальные производственные отношения),  то есть жизнь общества и общественную жизнь человека,
  • последовательность обмена и потребления благ и ценностей, реализации социальных связей и отношений (политические производственные отношения), то есть регулирование и управление общественными отношениями.

Социокультурное понимание истории исходит из рассмотрения личности, общества и культуры как неразрывной триады:

  • личность как субъект взаимодействия;
  • общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его соцокультурными отношениями и процессами;
  • культура как совокупность значений, ценностей, норм, которыми владеют взаимодействующие люди, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения.

Отличительная черта социокультурной  теории заключается в свойствах  взаимодействующих личностей, общностей  и в свойствах процесса взаимодействия.  С ее точки зрения все взаимодействующие центры и все процессы взаимодействия можно разделить на следующие основные формы:

неорганические (неживые) взаимодействующие  центры и взаимодействие физико-химическое (мир неживых явлений), изучаемое физико-химическими науками;

живые (органические) взаимодействующие  центры и взаимодействие биологическое (мир живых явлений), изучаемых биологическими науками,

наконец взаимодействующие  центры, обладающие сознанием, психикой и взаимодействие сознательное, то есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами, обмен деятельностью (мир социальных, культурных явлений), изучаемый общественными науками, науками о человеке.

При этом первой предпосылкой всякого человеческого существования  является наличие возможности жить, для того чтобы в состоянии  делать историю. Первое историческое отношение людей - это производство средств, необходимых для удовлетворения своих потребностей, производство самой материальной жизни.

При этом второй исторический факт состоит в том, что сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, то есть на лицо причинно-следственная взаимосвязь между удовлетворением потребностей с возникновением новых.

Третье отношение состоит в том, что каждый человеческий индивид изначально имеет свои отличительные свойства как по физическим, половым и т.д. качествам, так и по социальным качествам, усваиваемым в процессе социализации, то есть изначально закладывается определенное неравенство в распределении функциональных возможностей и обязанностей в совместной деятельности  людей. Это порождает конкретные формы общественного разделения труда, порождает воспроизводство социальной стратификации как процесса воспроизводства конкретных социальных групп и общностей, как процесс расслоения общества.

Четвертое отношение  заключается в том, что не все произведенные блага сохраняют свое положительное значение в процессе удовлетворения потребностей, так, например, нож для охоты, для приготовления пищи, для защиты сохранил свое положительное значение, а для разбоя, для лишения жизни другого человека приобрел отрицательное значение. Это порождает конкретные формы общественного сознания, духовный процесс воспроизводства как воспроизводства ценностей.

Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования