Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:19, контрольная работа
Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.
Введение.
Методология и методика эмпирического социологического исследования. 3
Теоретико-методологические основы социологического исследования 4
Программа и этапы эмпирического социологического исследования 13
Основные методы сбора социологической информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Важнейшей методологической
частью программы конкретного
Задача конкретного
Основные задачи соответствуют целям исследования, неосновные ставятся для подготовки будущего исследования, решения методических вопросов, проверки рабочих гипотез, не связанных с проблемой.
Определив цели и задачи исследования, социолог выбирает объект своего исследования.
Определение объекта и предмета исследования
Традиционно различают теоретический и эмпирический объекты исследования. Теоретический объект исследования есть фрагмент объективной реальности, который подвергается нашему исследовательскому рассмотрению.
Эмпирический объект может не совпадать с теоретическим, поскольку он определяется, главным образом как носитель информации об исследуемой проблеме. Стремясь получить первичную информацию о проблемной ситуации, социолог обращается к ее носителям. Эмпирический объект - это то, что непосредственно изучается в процессе исследования и рассматриваться как информационный источник.
В нашем примере это родители тех детей, которые получают юридическое образование.
Однако следует подчеркнуть, что это определение нуждается в некотором уточнении, которое выражается в требованиях, предъявляемых к объекту эмпирического социологического исследования. Таких требований три.
Эмпирический объект должен характеризоваться:
1) четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность; пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);
2) определенной временной ограниченностью;
3) возможностями его
Предмет исследования включает в себя стороны, свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Причины, по которым родители ориентируют детей на определенную специальность – предмет исследования.
Системный анализ предмета исследования
Создается теоретическая модель предмета исследования. (ТМПИ). В разработке программы – это самый сложный этап.
Строительным материалом для ТМПИ являются категории, понятия, термины. Но с ними надо работать. Поэтому появляются средства создания ТМПИ – концептуализация, конкретизация, операционализация.
Концептуализация – определение теоретического смысла слов и превращение их тем самым в понятия. Так, понятие «автомобиль» можно подвести под более общее понятия – «транспортное средство». Экономист подведет его под понятие «потребительский товар», психолог – под представление об отце«, социолог – под понятие «статусный символ». Таким образом, концептуализация – подведение частного под общее.
Конкретизация – разложение целого на его составные части. Например, инвестиционное поведение можно представить как модель, состоящую из пяти элементов: субъект, средства, мотивы, объект результат. Но в понятие «субъект» надо конкретизировать, ибо субъекты инвестиционного, обучающего или семейного поведения различны. Надо уточнить, какие именно категории населения входят в состав субъекта в инвестиционном исследовании. Аналогичную операции надо провести со всеми пятью элементами.
Операционализация – процедура установления связи концептуальной схемы с методическим инструментом. Происходит перевод теоретических понятий в систему измеряемых показателей. «Кто ориентирует своих детей на профессию юриста?»: Нужно определить кто эти «кто»? Нельзя измерить понятие «родители». Но можно измерить уровень образования, семейное положение, место проживания, национальность и т.д.
Поскольку социология прибегает к процедуре измерения, она прибегает к языку переменных.
Переменная – понятие в социологии, которое может принимать различные значения. Например, образование, доход, предпочтение специальности и т.д. может принимать различные значения. Не обязательно, чтобы переменная была представлена в цифрах. Например, переменная «пол» имеет два значения, но не цифровых. Переменные - любые средства, с помощью которых различают единицы исследования.
Большинство социологических исследований стремятся: 1) выявить и измерить вариации, характерные для одного специфического явления, 2) объяснить эти вариации воздействием другого явления. Первое явление называют зависимой переменной. Второе, объясняющее или служащее причиной первого, называют независимой переменной.
· Например, в выводе: " Родители с высоким уровнем дохода ориентируют своих детей на получение профессии юриста", независимая переменная - доход; зависимая - выбор профессии для ребенка.
Для более подробного изучения данного раздела темы мы рекомендуем обратиться к учебнику: В. И. Добреньков, А. И. Кравченко Социология. М., 2003. С.102-163.
Создание шкалы переменной
Создается шкала измерения переменных. Переменная "образование", может быть измерена по шкале: высшее, незаконченное высшее, среднее, незаконченное среднее.
Требования к шкале:
а) соответствие задачам исследования. Например, в одних исследованиях, шкала образования будет требовать интервала: высшее образование – научная степень. В других исследованиях этот интервал будет не нужен, достаточно фиксировать высшее образование.
б) полнота. "Высшее - не высшее образование" - полная шкала. "Высшее - среднее образование" - неполная шкала;
в) логическая непротиворечивость. Неправильно будет составить шкалу так: высшее, гуманитарное, техническое образование. Известно выражение, что между рыжими и умными не выбирают. Рыжие могут быть умными и глупыми. А среди умных и глупых есть блондины, шатены и брюнеты.
Формулировка рабочих гипотез
Когда социологи предполагают наличие взаимосвязи между переменными, они формулируют гипотезу.
На профессию юриста ориентируют своих детей преимущественно: родители с высшим образованием, родители с высоким уровнем дохода. Предполагается, что между местом проживания семьи (областной центр, районный центр, деревня) и ориентацией родителями детей на профессию юриста значимой связи нет. Гипотеза может подтвердиться или не подтвердиться в результате исследования.
Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи любят повторять выражение Д. И. Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой.
Для чего нужна гипотеза в научном исследовании? Какова ее роль? Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода «спусковым механизмом» для перехода к важным эмпирическим процедурам, признанным в конечном итоге дать новое знание об объекте.
Как найти хорошую гипотезу? Многие ученые цитируют по этому поводу шутку о том, что гипотезы возникают у людей, которые думают. До настоящего времени процесс постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение этой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других научных исследований, можно назвать некоторые источники гипотез.
Одним из источников построения гипотез может быть аналогия. Этот метод давно известен в науке. Сущность его заключается в том, что знание, полученное, из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный. Необходимо помнить, что заключения, полученные по аналогии, носят чаще всего правдоподобный характер.
Фазы построения социологических гипотез.
1. Первая фаза — сбор
информации по исследуемой
2. Вторая фаза — собственно
формулирование гипотез. Это
3. Третья фаза — группировка
гипотез. Здесь социолог
Общие требования к программе.
1. Необходимость ее создания.
Беспрограммное исследование
2. Все ее положения
должны быть четкими, все
3. Логическая последовательность
всех элементов программы.
Все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.
4. Гибкость программы.
Кажется, что это требование
противоречит предыдущим. Но в
действительности гибкость
Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка.
В программе должно быть четко указано: 1) Каков объект эмпирического исследования. 2) Является исследование сплошным или выборочным. 3) Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность. Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом (объемом выборки). Существует ряд процедур осуществления выборки. 4) Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени. 5) Что является основой выборки (список, картотека, карта)? 6) Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.
Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространенной. В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Исследование является выборочным, обеспечивающим репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий. Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно. Вторая ступень отбора — отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определенного «шага отбора». Третья ступень — в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения являются отдельные работники. Следует подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным, и его результатам нельзя доверять.
Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования