Методология и методика эмпирического социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

Оглавление

Введение.
Методология и методика эмпирического социологического исследования. 3
Теоретико-методологические основы социологического исследования 4
Программа и этапы эмпирического социологического исследования 13
Основные методы сбора социологической информации (выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование) 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

кр социология.docx

— 83.41 Кб (Скачать)

Важная часть методического  раздела программы — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экспертами трех уровней: 1) эксперты группы А, занимающие более высокую должность;

2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне;

3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.

Таким образом достигалась  максимальная возможность объективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного — исполнителя, сотрудника и товарища по работе — смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экспертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно-психологическую характеристику. Психологическая предрасположенность к управленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кутта. Здесь основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности суждений.

При определении методов  сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов: 1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных; 2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче; 3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Наиболее экономичным  с точки зрения трудозатрат и  финансов является анализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:

1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.

2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:

а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;

б) часть этой информации устаревает;

в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в сбоем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;

г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.

Однако в большинстве  случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т. д. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

Наиболее распространенным методом сбора социологической  информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

Метод опроса используется в ряде случаев: 1) Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют. 2) Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения. 3) Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д. 4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Заключение

 

      В данной  работе, я постаралась разобрать  основы методологии и методики эмпирического социологического исследования. Надо сказать,  что это было очень интересно.  Много нового  узнаешь о науке, которой  прежде не интересовался вовсе. В социологии, по-моему, сочетаются  многие направления человеческих знаний (психология, философия,  логика, естествознание и т.д.). Социологу необходим большой  опыт  и  запас знаний для того, чтобы хорошо научиться  исследовать  человеческое    общество.

    Ну и конечно  встает вопрос о большой важности  этой науки  для    многих  сфер деятельности человека. В  будущем  социологию  наверняка    ждет большое распространение.  Конечно, она и сейчас  распространена,    но не так как хотелось бы. Например, было бы неплохо в наше  время    практиковать социологию на крупных предприятиях, как  это  делается    за рубежом. Это сильно  помогло  бы  принимать  правильные  решения    руководителям, которые толком  не  знают  о  том,  что  творится  в    коллективах их предприятий. Зачастую принимаются  решения,  которые    противоречат мнению коллективов и общественности, чего  помогли  бы    избежать социологические исследования.

 

 

Список использованной литературы

  1. Бутенко И.А. “Анкетный опрос как метод общения  социолога   с респондентом”, Москва, 1989 год.
  2. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М., 1974.
  3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.,1988.
  4. Григорьев С.И., Растов Ю.А. Основы современной социологии. М.,2002. 
  5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. - М., 1969. 
  6. Капитонов Э.А. Социология 20 века. История и технология. Ростов н/Д, 1996.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Избр. произведения: В 3-х т. - М.: Политиздат, 1985. Т.1. С. 4-76.
  8. Маркс К. Капитал. - М.: Политиздат, 1988. - Т.1. С. 10.
  9. Мацковский М.С., Ермакова О.В. Методические вопросы переработки социологической информации // Проблемы обработки и автоматизированного поиска социологической информации. - М., 1977. - С. 54-83.
  10. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975.
  11. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. - М., 1978.
  12. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Измерение в социологии. - М., 1980.
  13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. С. 28,218
  14. Ядов  В.А.  “Социологические  исследования:  методология,    программы, методы”, Москва, 1987 год.

 


Информация о работе Методология и методика эмпирического социологического исследования