Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 04:13, реферат
Прежде чем приступить к реализации научного исследования на любом уровне, студенты и молодые ученые должны ознакомиться с методологией и методами научной работы. Здесь важно все: методика выбора проблемы и темы исследования, сбор и систематизация фактов, история развития проблемы, в основе которой лежит мысль (идея) исследователя.
КЫРГЫЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ И СПОРТА
РЕФЕРАТ
На тему: «Методология научного исследования»
ПРОВЕРИЛ ______________________________
МАГИСТР ______________________________
Методология научного исследования
Прежде чем приступить к реализации научного исследования на любом уровне, студенты и молодые ученые должны ознакомиться с методологией и методами научной работы. Здесь важно все: методика выбора проблемы и темы исследования, сбор и систематизация фактов, история развития проблемы, в основе которой лежит мысль (идея) исследователя. В философском определении идея - это продукт человеческого мышления, форма отражения действительности, в ней содержится осознание цели познания, перспектив исследования и его практическое значение. Идеи рождаются из практики наблюдения окружающего мира и потребностей жизни. Новая идея - это качественный скачок мысли за пределы воспринимаемых чувствами данных.
Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы приводят к необходимости ее изучения в системе координат, что задается различными уровнями методологии науки.
Методология - это:
1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;
2) учение о методах
познания и преобразования
Методология науки (rp.methodos - способ, метод и logos - наука, знание) - это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики. Она формирует мировоззренческую концепцию мировой науки, то есть основные исходные теоретические положения, которые утвердились в науке и которые в равной мере надо знать: и философия, и религия, и туризмологию, филологию. В каждой отрасли науки является, кроме общих, еще и свои специфические теоретические исходные положения, которые составляют ее теоретический фундамент.
Вопросы методологии достаточно сложен, поскольку именно это понятие толкуется по-разному. Много зарубежных научных школ не разграничивают методологию и методы исследования. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о методах познания или систему научных принципов, на основе которых базируется исследования и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов. Чаще всего методологию толкуют как совокупность приемов исследования, применяемые в какой науке. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и различные операции с фактическим материалом.
«Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания»
Таким образом, методология научного исследования это учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, определенных приемов, способов и правил, при помощи которых решаются познавательные задачи (осуществляется научное исследование).
Методология выполняет следующие функции:
- определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;
- предусматривает особый
путь, с помощью которого может
быть достигнута научно-
- обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;
- помогает введению новой информации;
- обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;
- создает систему научной информации, которая базируется на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания.
Задача методологии – выявить основные элементы, условия, средства и действия, которые являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определённые научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное знание
Объект – это часть объективной реальности, на которую направлена исследовательская деятельность, т.е. процесс познания.
Объект исследования - это научное или практическое пространство, в рамках которого ведется исследование. Научное пространство - это теория, учение или концепция, определяющие характер исследования. Практическое пространство - это конкретные образовательные, воспитательные или учебные системы, процессы или ситуации. Объект исследования определяет условия, в которых будет достигаться цель
Предмет – это основное содержание объекта познания, чему посвящено исследование, все то, что надлежит «вырвать» из его непосредственной связи с противостоящим исследователю объектом и преобразовать в искомый результат
Предмет исследования - это
та часть объекта исследования, которая
подлежит специальному изучению и, возможно,
преобразованию. Им становится «слабое
звено», которое обнаруживается уже
в противоречии, затем становится
проблемой и, наконец, входит в цель.
Вот почему предмет исследования
очень часто формулируется
Цель- центральное звено научного исследования, в котором зафиксировано знание о предмете исследования, но невозможно абсолютно точно сформулировать цель, т.к. цель носит предположительный характер. Цель постоянно уточняется на основе обратных связей, благодаря раскрытию содержания предмета. Цель образуется на основе мотива, средств и предмета действия. Мотив отвечает той или иной потребности и отражает направление развития последней. В научном исследовании роль мотива выполняет некоторая совокупность ценностей, отображающих общественные или личные потребности исследователя, важнейшая из которых-истина. Цель как предвидение результата исследования всегда формулируется в позитивной форме повествовательного предложения, как правило, с помощью глагольных форм: «разработать», «выявить», «усовершенствовать», «обосновать», «определить» и др.
Цель исследования является продолжением поставленной проблемы. Если в проблеме задан вопрос, то поиск ответа на него и будет целью исследования
Задачи исследования хотя
и являются порциями цели, подцелями,
но ставятся только после разработки
гипотезы. Согласитесь, что гипотезы
достижения одной и той же цели
могут быть разными. Задачи есть ступеньки
поиска и потому выделяются в соответствии
с его логикой. Так, выделяется задача
изучения теории, но именно той, которая
нужна для проверки конкретной гипотезы
(«Изучить состояние исследований проблемы
воспитания наблюдательности у детей
с ЗПР»). В качестве самостоятельной
может быть выделена задача изучения
и обобщения практического
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Гносеология (от греч. gno-sis — знание, logos — слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme — знание) — раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия достоверности и истинности знания
Главными познавательными способностями человека являются- чувства и разум
. В отличие от психологии и физиологии высшей нервной деятельности и др. наук, Т. п. как философская дисциплина анализирует не характер индивидуальных, функционирующих в психике механизмов, позволяющих тому или иному субъекту прийти к определенному познавательному результату, а всеобщие основания, дающие право говорить об этом результате как о знании, т.е. как о чем-то выражающем реальное, истинное положение дел. Двумя основными направлениями в Т. п. являются материализм и идеализм. Термин "Т. п." ввел в философию шотл. философ Дж. Феррьер в 1854.
Теория познания — отдельная область философского знания. В ней есть свои специфические вопросы, но любой специфический вопрос рассматривается в более широком .Контексте, затрагивающем общие проблемы философии. Актуализация проблем познания, методологии, научного познания в те или иные исторические периоды не только возможна, но и необходима. Тем не менее, история мысли показывает, что “Новый органон” Ф. Бэкона или “Рассуждения о методе” Р. Декарта не могли быть созданы, скажем в эпоху Средневековья и осуществились в контексте деистического, дуалистического и пантеистического мировоззрения в условиях научной “коперниканской” революции. Мировоззрение не только обусловливает идейные рамки возможных рассуждений, но и стимулирует постановку новых философских и научных вопросов.
Основное содержание теории познания представляет собой связную систему проблем, центральной из которых является проблема истины. Возможность истинного знания связана с вопросом о познаваемости мира. В самом начале исследования перед человеком встает задача самой возможности познания, поиск основания этой возможности (или невозможности). Здесь рассматривается отношение человека к миру. Затем следует анализ структуры данного отношения. Главными ее элементами являются субъект и объект. Рассматривая субъект-объектные отношения, философ не может не поставить заново вопрос о возможности познаваемости, поскольку трактовка субъекта и объекта обусловливает характер познавательного отношения, воспроизводящего или нет в сознании субъекта свойства и процессы действительности.
Структура познания не ограничивается проблемой отношения субъекта и объекта. Идеальное воспроизведение действительности осуществляется при помощи различных форм чувственного и рационального познания. Данные стороны имеют специфические черты, несводимые друг к другу, то есть процесс познания всегда реализуется в противоречивом единстве этих сторон. Порой эти противоречия неустранимы. Свидетельством может служить длительно существующая борьба сенсуализма и рационализма. Вопросы соотношения чувственного и рационального — важнейшие для теории познания, которые существуют с античности и до сих пор вызывают “законный” интерес философов, требуя решения.Решение этого вопроса во многом зависит от того, существует ли в арсенале гносеологического инструментальногоаппарата категория практики. Соответственное истолкование данной категории определяет основание раздвоения познания на стороны и уровни. Раскрывает источник возникновения понятий и логики. Указывает условия единства чувственного и рационального. То есть практика выполняет функцию основы познания и тем заслуживает внимательного рассмотрения. Являясь по определению противоречивой, она выполняет не менее важную функцию стимула развития познания, побуждая находить разрешение противоречий и открывать новое знание.Главным же вопросом гносеологии выступает, как мы уже сказали, вопрос об истине. Рабочее определение ее как адекватного, соответствующего действительности знания присутствует в самом начале теоретического исследования познания. Но истина — центральная категория не только теории познания, но и всей философии в целом. Она имеет много аспектов и форм существования, много противоречивых толкований. И что особенно важно — труднейший аспект ее подтверждения, ее критериев, о чем остро дискутируют философы на всем протяжении истории мысли.