Методика исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 23:06, контрольная работа

Краткое описание

Выявление, отбор, социально-педагогическая поддержка одаренной молодежи – одно из важнейших направлений Государственной молодежной политики, ориентированной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России, на обеспечение ее конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности.

Оглавление

1. Краткий системный анализ программы
2. Базовые понятия, используемые в программе
3. Проблемы научного исследования
• Проблемы, препятствующие эффективной работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью
• Проблемы работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью
4. Методология научного исследования по системе поиска, подбора и сопровождения талантливой молодежи

Файлы: 1 файл

Методика исследования.docx

— 42.81 Кб (Скачать)

Нормативно - правовое направление  Программы

Данное направление  предполагает принятие пакета документов, эффективно регулирующих деятельность всех направлений, а также осуществление  контроля за выполнением Программы.

Обеспечение реализации данного направления включает:

  • подготовку и принятие Положения о координационном научно - методическом Совете при управлении образованием мэрии на базе ГЦРО, осуществляющего координационную деятельность в рамках Программы;
  • подготовку и принятие Положений о проведении городских олимпиад, конкурсов, конференций;
  • составление банка данных о научных, учебно-методических, учебно-воспитательных, развивающих, психолог -коррекционных, медицинских и других учреждениях, работающих с одаренными детьми.

III. Проблемы, препятствующие эффективной работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью

1.         Высокая степень методологической  неопределенности в раннем распознавании  одаренности (таланта) ребенка.  Субъективизм в оценках одаренности  (таланта) детей со стороны  педагогов.

2.         Неразвитость механизмов выявления  одаренности (таланта), форм и  методов поиска, воспитания и  поддержки талантливых детей  школьного возраста, студенческой  молодежи и молодых профессионалов.

3.         Низкая психологическая и педагогическая  компетентность и мотивация учителей  в выявлении и поддержке одаренных  (талантливых) детей школьного  возраста, студенческой молодежи  и молодых профессионалов.

4.         Отсутствие в образовательных  организациях системной работы  по выявлению и поддержке одаренных  (талантливых) детей школьного  возраста, студенческой молодежи  и молодых профессионалов. Ограниченность  ресурсных возможностей, в создании  условий для реализации одаренности  (развитии таланта) детей и  молодежи в различных сферах  человеческой деятельности. Финансирование  дополнительного образования из  муниципального бюджета приводит  к созданию разных условий  поддержки одаренных (талантливых)  детей и молодежи в зависимости  от политики и ресурсных возможностей  муниципальных образований.

5.         Отсутствие системной деятельности  по поддержке одаренных (талантливых)  детей и молодежи на региональном  и федеральном уровнях.

Проблемы  работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью

1.  Несовершенная  система предпрофессиональной ориентации  школьников старших классов. В  старшей школе практически не  реализована система профильного  обучения.

2.         Отсутствие системной государственной  поддержки мероприятий по поиску  и поддержке одаренных (талантливых)  детей и молодежи.

3.         Отсутствие во многих вузах  организационных и кадровых возможностей  для поддержки интеллектуально  одаренных (талантливых) студентов  младших курсов. Неразвитая инфраструктура  поддержки проявивших себя профессиональных  талантов на стартовых этапах  их профессиональной карьеры  и отсутствие капитализации рыночно  значимых профессиональных результатов.

4.         Периодическая потеря Россией  лучших молодых профессионалов  в результате «утечки талантов»  в другие страны; отсутствие конкурентных  условий для профессионального  и творческого развития.

5.         Низкие стимулы инвестирования  в профессиональное развитие  из-за сдерживания в сложившихся  научных, образовательных, культурных  и др. организациях профессионального  и карьерного роста молодых  профессионалов, неудовлетворительного  состояния системы социальной  и пенсионной поддержки профессионалов.

6.         Отсутствие эффективной системы  знаков профессионального признания  для подавляющего большинства  интеллектуальных и особенно  практических профессий: профессиональных  экзаменов, профессиональных степеней  и наград.

IV. Методология научного исследования по системе поиска, подбора и сопровождения талантливой молодежи.

Система мер по формированию общенациональной системы  поиска и поддержки  талантливых детей  и молодежи

1.         Ввести в курсы «Психология»  и «Педагогика» в педагогических  вузах и классических университетах  раздел «Одаренные (талантливые)  дети» с целью повышению компетентности  учителя в этой части его  педагогической деятельности.

2.         Объявить всероссийский конкурс  на подготовку и издание массовым  тиражом методических пособий  для педагогических работников  по выявлению и поддержке одаренных  (талантливых) детей и молодежи, рассмотрев в нем следующие  вопросы:

· первичная диагностика  одаренности (наличия таланта);

· взаимодействие с  семьей одаренного (талантливого) школьника, студента и молодого профессионала, муниципальными властями, в том числе  органами образования, психологическими службами;

· спектр возможностей реализации способностей одаренного (талантливого) школьника, студента и молодого профессионала, имеющиеся для этого правовые основания и ресурсные возможности.

3.         Организовать в вузах систематическую  работу по изучению международного  опыта работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью.

4.         Организовать в вузах подготовку  и повышение квалификации учителей  для специализированных школ  и лицеев, в том числе через  магистратуру и аспирантуру.

5.         Организовать в региональных  институтах повышения квалификации  педагогических работников реализацию  программ повышения квалификации  учителей (в том числе педагогов  системы дополнительного образования)  в области организации обучения  и воспитания одаренных (талантливых)  детей, включив в них современные  технологии и методики распознавания  одаренности (таланта) в школьном  возрасте.

6.         Разработать систему поощрения  и вознаграждения преподавателей  и учителей, добивающихся высоких  результатов в работе с одаренными  детьми и талантливой молодежью.

7.  Создать условия  для реализации стандартов нового  поколения в основной и старшей  общеобразовательной школе, а  также федеральных государственных  требований к предпрофессиональным  общеобразовательным программам  в области искусств, которые включали  бы деятельностные образовательные  среды – систему дополнительного  образования, лаборатории, творческие  мастерские, специальное учебное  оборудование и т.п. Обеспечить  к 2014 году готовность школ к  организации образовательного процесса  в соответствии с требованиями  новых стандартов и готовность  детских школ искусств - к реализации  федеральных государственных требований  к предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств.

Развитие  организационных  форм выявления и  работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью

1.         Дополнить региональные программы  развития образования, культуры  и спорта мероприятиями, которые  предусматривают различные формы  работы с одаренными (талантливыми) школьниками, студентами и молодыми профессионалами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.         Предусмотреть в федеральном  и региональных бюджетах конкурсное  финансирование (в форме субсидий  и грантов) инициатив по работе  с одаренными (талантливыми) детьми  и молодежью, грантов и стипендий  для одаренных (талантливых) школьников, студентов и молодых профессионалов  с целью поддержки их дальнейшего  профильного обучения.

3.         Предусмотреть при формировании  образовательной политики регионов  и муниципальных образований  поддержку некоммерческих организаций  и общественных объединений, ориентированных  на работу с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью. Предусмотреть  в федеральном бюджете и бюджетах  субъектов Российской Федерации  выделение средств на персональные  гранты школьникам, студентам, аспирантам, молодым профессионалам, показывающим  выдающиеся профессиональные результаты (при условии наличия прозрачной  для общества системы оценки  и признания таких результатов).

4.         Предусмотреть в федеральном  бюджете и бюджетах субъектов  Российской Федерации выделение  средств на персональные пенсии  выдающимся профессионалам в  различных областях деятельности  в размере от 50% до 70% среднего  заработка за последние пять  лет.

5.         Создать при Правительстве России  Координационный совет поиска  и поддержки талантов. Создать  при Координационном совете поиска  и поддержки талантов Специальный  фонд поиска и поддержки талантов, призванный консолидировать средства  федеральных, региональных и частных  ресурсов, направляемые на мероприятия  по поиску и поддержке талантов. Поручить Координационному совету  поиска и поддержки талантов  управление и распределение средств  Специального фонда поиска и  поддержки талантов. Обязать Координационный совет поиска и поддержки талантов публиковать ежеквартальные, полугодовые и годовые финансовые отчеты о деятельности Специального фонда поиска и поддержки талантов.

Развитие системы  интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний

Система интеллектуальных, творческих и спортивных соревнований школьников и студентов зарекомендовала  себя как эффективный инструмент поиска и выявления талантливых  детей и молодежи.

1.         Развитие и совершенствование  системы интеллектуальных  и творческих состязаний

Система интеллектуальных и творческих состязаний повышает интерес  школьников к интеллектуальной и  творческой деятельности, создает стимулы  к получению знаний сверх обязательной общеобразовательной программы. Основными  направлениями развития и совершенствования  этой системы должны стать:

– совершенствование  системы олимпиад школьников как  модели интеграционного процесса, выстраивающего взаимосвязи между вузами, научными учреждениями и школами;

– расширение тематики интеллектуальных и творческих состязаний, организация олимпиад и конкурсов  по основным направлениям науки и  творческой деятельности – от философии  до аграрных и медицинских технологий;

– расширение охвата школьников интеллектуальными и  творческими состязаниями, усиление ориентации олимпиад и конкурсов  на учащихся средних и младших  классов, включая обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья;

– создание системы  стимулов для участия в олимпиадах и конкурсах, особенно для школьников младших и средних возрастов;

– расширение участия  России в международных олимпиадах и конкурсах. Включение в состав команд участников международных соревнований победителей и призеров олимпиад школьников;

– развитие системы  интеллектуальных состязаний среди  студентов сузов и вузов с  целью повышения качества профессионального  образования и привлечения лучших студентов в магистратуры и аспирантуры  ведущих университетов страны, научных  учреждений Российской академии наук и государственных научных центров;

– совершенствование  системы государственного и общественного  контроля над организацией и проведением  интеллектуальных и творческих состязаний, обеспечение прозрачности экспертиз  и конкурсных процедур (включая публикацию работ победителей в сети Интернет).

Для развития и совершенствования  Всероссийской олимпиады  школьников, как элемента системы интеллектуальных состязаний школьников, необходимо:

- организовать проведение  олимпиад по основным направлениям  профессионального образования  (философия, социология, политология  и др.), в том числе среди  обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья;

- поручить методическое  обеспечение и проведение заключительного  этапа Всероссийской олимпиады  школьников вузам, научным и  образовательным центрам России, отбираемым на конкурсной основе  сроком на пять лет;

Информация о работе Методика исследования