Нормативно -
правовое направление
Программы
Данное направление
предполагает принятие пакета документов,
эффективно регулирующих деятельность
всех направлений, а также осуществление
контроля за выполнением Программы.
Обеспечение реализации
данного направления включает:
- подготовку и
принятие Положения о координационном
научно - методическом Совете при управлении
образованием мэрии на базе ГЦРО, осуществляющего
координационную деятельность в рамках
Программы;
- подготовку и
принятие Положений о проведении городских
олимпиад, конкурсов, конференций;
- составление банка
данных о научных, учебно-методических,
учебно-воспитательных, развивающих, психолог
-коррекционных, медицинских и других
учреждениях, работающих с одаренными
детьми.
III.
Проблемы, препятствующие
эффективной работе
с одаренными (талантливыми)
детьми и молодежью
1.
Высокая степень методологической
неопределенности в раннем распознавании
одаренности (таланта) ребенка.
Субъективизм в оценках одаренности
(таланта) детей со стороны
педагогов.
2.
Неразвитость механизмов выявления
одаренности (таланта), форм и
методов поиска, воспитания и
поддержки талантливых детей
школьного возраста, студенческой
молодежи и молодых профессионалов.
3.
Низкая психологическая и педагогическая
компетентность и мотивация учителей
в выявлении и поддержке одаренных
(талантливых) детей школьного
возраста, студенческой молодежи
и молодых профессионалов.
4.
Отсутствие в образовательных
организациях системной работы
по выявлению и поддержке одаренных
(талантливых) детей школьного
возраста, студенческой молодежи
и молодых профессионалов. Ограниченность
ресурсных возможностей, в создании
условий для реализации одаренности
(развитии таланта) детей и
молодежи в различных сферах
человеческой деятельности. Финансирование
дополнительного образования из
муниципального бюджета приводит
к созданию разных условий
поддержки одаренных (талантливых)
детей и молодежи в зависимости
от политики и ресурсных возможностей
муниципальных образований.
5.
Отсутствие системной деятельности
по поддержке одаренных (талантливых)
детей и молодежи на региональном
и федеральном уровнях.
Проблемы
работы с одаренными (талантливыми)
детьми и молодежью
1. Несовершенная
система предпрофессиональной ориентации
школьников старших классов. В
старшей школе практически не
реализована система профильного
обучения.
2.
Отсутствие системной государственной
поддержки мероприятий по поиску
и поддержке одаренных (талантливых)
детей и молодежи.
3.
Отсутствие во многих вузах
организационных и кадровых возможностей
для поддержки интеллектуально
одаренных (талантливых) студентов
младших курсов. Неразвитая инфраструктура
поддержки проявивших себя профессиональных
талантов на стартовых этапах
их профессиональной карьеры
и отсутствие капитализации рыночно
значимых профессиональных результатов.
4.
Периодическая потеря Россией
лучших молодых профессионалов
в результате «утечки талантов»
в другие страны; отсутствие конкурентных
условий для профессионального
и творческого развития.
5.
Низкие стимулы инвестирования
в профессиональное развитие
из-за сдерживания в сложившихся
научных, образовательных, культурных
и др. организациях профессионального
и карьерного роста молодых
профессионалов, неудовлетворительного
состояния системы социальной
и пенсионной поддержки профессионалов.
6.
Отсутствие эффективной системы
знаков профессионального признания
для подавляющего большинства
интеллектуальных и особенно
практических профессий: профессиональных
экзаменов, профессиональных степеней
и наград.
IV.
Методология научного
исследования по системе
поиска, подбора и сопровождения
талантливой молодежи.
Система
мер по формированию
общенациональной системы
поиска и поддержки
талантливых детей
и молодежи
1.
Ввести в курсы «Психология»
и «Педагогика» в педагогических
вузах и классических университетах
раздел «Одаренные (талантливые)
дети» с целью повышению компетентности
учителя в этой части его
педагогической деятельности.
2.
Объявить всероссийский конкурс
на подготовку и издание массовым
тиражом методических пособий
для педагогических работников
по выявлению и поддержке одаренных
(талантливых) детей и молодежи,
рассмотрев в нем следующие
вопросы:
· первичная диагностика
одаренности (наличия таланта);
· взаимодействие с
семьей одаренного (талантливого) школьника,
студента и молодого профессионала,
муниципальными властями, в том числе
органами образования, психологическими
службами;
· спектр возможностей
реализации способностей одаренного (талантливого)
школьника, студента и молодого профессионала,
имеющиеся для этого правовые
основания и ресурсные возможности.
3.
Организовать в вузах систематическую
работу по изучению международного
опыта работы с одаренными (талантливыми)
детьми и молодежью.
4.
Организовать в вузах подготовку
и повышение квалификации учителей
для специализированных школ
и лицеев, в том числе через
магистратуру и аспирантуру.
5.
Организовать в региональных
институтах повышения квалификации
педагогических работников реализацию
программ повышения квалификации
учителей (в том числе педагогов
системы дополнительного образования)
в области организации обучения
и воспитания одаренных (талантливых)
детей, включив в них современные
технологии и методики распознавания
одаренности (таланта) в школьном
возрасте.
6.
Разработать систему поощрения
и вознаграждения преподавателей
и учителей, добивающихся высоких
результатов в работе с одаренными
детьми и талантливой молодежью.
7. Создать условия
для реализации стандартов нового
поколения в основной и старшей
общеобразовательной школе, а
также федеральных государственных
требований к предпрофессиональным
общеобразовательным программам
в области искусств, которые включали
бы деятельностные образовательные
среды – систему дополнительного
образования, лаборатории, творческие
мастерские, специальное учебное
оборудование и т.п. Обеспечить
к 2014 году готовность школ к
организации образовательного процесса
в соответствии с требованиями
новых стандартов и готовность
детских школ искусств - к реализации
федеральных государственных требований
к предпрофессиональным общеобразовательным
программам в области искусств.
Развитие
организационных
форм выявления и
работы с одаренными (талантливыми)
детьми и молодежью
1.
Дополнить региональные программы
развития образования, культуры
и спорта мероприятиями, которые
предусматривают различные формы
работы с одаренными (талантливыми)
школьниками, студентами и молодыми
профессионалами из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
2.
Предусмотреть в федеральном
и региональных бюджетах конкурсное
финансирование (в форме субсидий
и грантов) инициатив по работе
с одаренными (талантливыми) детьми
и молодежью, грантов и стипендий
для одаренных (талантливых) школьников,
студентов и молодых профессионалов
с целью поддержки их дальнейшего
профильного обучения.
3.
Предусмотреть при формировании
образовательной политики регионов
и муниципальных образований
поддержку некоммерческих организаций
и общественных объединений, ориентированных
на работу с одаренными (талантливыми)
детьми и молодежью. Предусмотреть
в федеральном бюджете и бюджетах
субъектов Российской Федерации
выделение средств на персональные
гранты школьникам, студентам, аспирантам,
молодым профессионалам, показывающим
выдающиеся профессиональные результаты
(при условии наличия прозрачной
для общества системы оценки
и признания таких результатов).
4.
Предусмотреть в федеральном
бюджете и бюджетах субъектов
Российской Федерации выделение
средств на персональные пенсии
выдающимся профессионалам в
различных областях деятельности
в размере от 50% до 70% среднего
заработка за последние пять
лет.
5.
Создать при Правительстве России
Координационный совет поиска
и поддержки талантов. Создать
при Координационном совете поиска
и поддержки талантов Специальный
фонд поиска и поддержки талантов,
призванный консолидировать средства
федеральных, региональных и частных
ресурсов, направляемые на мероприятия
по поиску и поддержке талантов.
Поручить Координационному совету
поиска и поддержки талантов
управление и распределение средств
Специального фонда поиска и
поддержки талантов. Обязать Координационный
совет поиска и поддержки талантов публиковать
ежеквартальные, полугодовые и годовые
финансовые отчеты о деятельности Специального
фонда поиска и поддержки талантов.
Развитие системы
интеллектуальных, творческих и спортивных
состязаний
Система интеллектуальных,
творческих и спортивных соревнований
школьников и студентов зарекомендовала
себя как эффективный инструмент
поиска и выявления талантливых
детей и молодежи.
1.
Развитие и совершенствование
системы интеллектуальных
и творческих состязаний
Система интеллектуальных
и творческих состязаний повышает интерес
школьников к интеллектуальной и
творческой деятельности, создает стимулы
к получению знаний сверх обязательной
общеобразовательной программы. Основными
направлениями развития и совершенствования
этой системы должны стать:
– совершенствование
системы олимпиад школьников как
модели интеграционного процесса, выстраивающего
взаимосвязи между вузами, научными
учреждениями и школами;
– расширение тематики
интеллектуальных и творческих состязаний,
организация олимпиад и конкурсов
по основным направлениям науки и
творческой деятельности – от философии
до аграрных и медицинских технологий;
– расширение охвата
школьников интеллектуальными и
творческими состязаниями, усиление
ориентации олимпиад и конкурсов
на учащихся средних и младших
классов, включая обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
– создание системы
стимулов для участия в олимпиадах
и конкурсах, особенно для школьников
младших и средних возрастов;
– расширение участия
России в международных олимпиадах
и конкурсах. Включение в состав
команд участников международных соревнований
победителей и призеров олимпиад школьников;
– развитие системы
интеллектуальных состязаний среди
студентов сузов и вузов с
целью повышения качества профессионального
образования и привлечения лучших
студентов в магистратуры и аспирантуры
ведущих университетов страны, научных
учреждений Российской академии наук
и государственных научных центров;
– совершенствование
системы государственного и общественного
контроля над организацией и проведением
интеллектуальных и творческих состязаний,
обеспечение прозрачности экспертиз
и конкурсных процедур (включая публикацию
работ победителей в сети Интернет).
Для
развития и совершенствования
Всероссийской олимпиады
школьников, как элемента
системы интеллектуальных
состязаний школьников,
необходимо:
- организовать проведение
олимпиад по основным направлениям
профессионального образования
(философия, социология, политология
и др.), в том числе среди
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
- поручить методическое
обеспечение и проведение заключительного
этапа Всероссийской олимпиады
школьников вузам, научным и
образовательным центрам России,
отбираемым на конкурсной основе
сроком на пять лет;