Манипулятивные технологии в СМИ (напримере избирательных кампаний)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Большую роль в функционировании современного общества играют средства массовой информации. Во многом это связано с ростом числа каналов информации, через которые человек получает сведения о событиях в мире. Однако сейчас СМИ не просто передают читателю информацию, они сами являются активными участниками общественно-политических и экономических процессов в обществе - участниками, создающими ситуации, формирующими настроения, мнения. Каждый человек вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно подвергается информационному воздействию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы изучения МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Манипуляции: сущность, признаки, классификация ………………………5
1.2 СМИ как основной канал использования манипулятивных технологий ………………………………………………………………………………..…..13
2 СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ
2.1 Манипулятивные технологии в избирательных кампаниях ….…………………………………………………………………………………17
2.2 Исследование применения манипулятивных технологий в избирательных кампаниях на примере выборов в Государственную Думу в 2007-2008 гг.…………………………………………………….……………………….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………35

Файлы: 1 файл

Манипулятивные технологии в СМК.docx

— 76.11 Кб (Скачать)

В этих условиях агитационная кампания «Единой России» строилась  вокруг идеи поддержки данной партии именно с целью добиться того, чтобы  в дальнейшем В.В. Путин смог в том или ином качестве сохраниться в высшем руководстве страны. При этом сам Путин продолжал исполнять обязанности Президента РФ и явно участвовал в агитационной кампании в пользу партии в основном в виде своего визуального образа и имени на рекламных щитах и в агитматериалах партии.[4]

В результате одновременно шла как кампания за «Единую Россию»  как партию, которую поддерживает В.В. Путин, так и кампания в поддержку персонально Путина. Лидеры и идеологи «Единой России» публично объявили выборы «общенациональным референдумом в поддержку Владимира Путина». Этот объяснимый с точки зрения политических целей правящей партии шаг фактически привел к подмене реального содержания выборов.

Особенностью данной избирательной  кампании стало, во-первых, активное проведение публичных акций в поддержку Президента РФ В.В. Путина, которые формально не были связаны с выборами депутатов Государственной Думы, но фактически играли важную роль в агитации за «Единую Россию». У иных партий основными формами проведения публичных мероприятий преимущественно были пикеты, где шло распространение агитационных материалов, а также посвященные тем или иным темам митинги протеста.

Во-вторых, принятие поправок к федеральному законодательству позволило  партии, победившей на выборах в  региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве  регионов это право принадлежит  «Единой России». Массовый характер принял процесс вступления губернаторов в партию власти. В начале 2007 членами партии являлись уже 70 из 86 руководителей российских регионов. Начиная с 2005 г., в партию начали вступать руководители крупных промышленных корпораций. Таким образом, можно говорить о том, что политическая манипуляция, направленная на создание положительного имиджа партии, вовсе не ограничивалась официальной предвыборной агитацией. Сильнейший админстративный ресурс работает и продолжает работать на партию «Единая Россия», кроме того, скрытая «реклама» присутствует буквально везде.

В-третьих, можно с уверенностью говорить о господстве «Единой России»  и в общенациональном эфире в  последние дни агитации. Создавался эффект постоянного присутствия  партии, ее незаменимости и безальтернативности. Деятельность этой партии или ее членов освещалась в каждой новостной программе, тогда как работа других партий практически игнорировалась.[4]

В июне в ряды партии наблюдался массовый приток молодежи: в Орловском  институте экономики и торговли губернатор Егор Строев на выпускном  вечере вместе с дипломами вручил членские партийные билеты более чем ста студентам. Это очень напоминает предвыборную кампанию Б. Ельцина «Голосуй или проиграешь» в 1996 году, направленную именно на молодежь. Тогда избранная методология воздействия на молодёжную аудиторию оказалась весьма эффективной. Её реализация принесла ожидаемые результаты. Две трети молодых людей, не собиравшихся голосовать, пришли на избирательные участки. Около 80% из этих молодых людей ответили в ходе социологических опросов, что решили голосовать под влиянием кампании «Голосуй или проиграешь».

«Единая Россия» повсеместно  использовала в своих целях День знаний 1 сентября, хотя агитация в учреждениях  образования является незаконной. Так, в Курске представители «Единой  России» в школах поздравляли  первоклассников и вручали им подарки. В Челябинске в школах на праздниках, посвященных Дню знаний, депутаты от имени «Единой России»  вручали журналы «Приключения Единоросика» с символикой «Единой России» и поздравлением от руководителя регионального отделения партии В.В. Мякуша. В Санкт-Петербурге от имени «Единой России» во время школьных линеек произносились поздравления и раздавались подарки. Депутат Государственной Думы от этой партии В.Н. Иванова в преддверии Второго Всероссийского съезда учителей на улицах Санкт-Петербурга разместила большое количество билбордов со своим изображением и поздравлениями в адрес учителей. Также специально к съезду была выпущена газета, рассказывающая о депутате. В муниципальных школах Псковской области учителей принуждали раздавать бесплатно учащимся тетради и ручки с логотипами «Единой России».

Одним из наиболее распространенных приемов, использованных «Единой Россией» при агитации с помощью наружной рекламы, стали объявления о программах ремонта дорог, школ и жилых домов, физкультурно-оздоровительных комплексов, больниц и т.п. Из этих плакатов можно  было сделать вывод, что указанные  программы осуществляются «Единой  Россией», в то время как все  они финансировались из федерального, региональных или местных бюджетов. По всем регионам были размещены баннеры с надписью «План Путина – победа России», «Достроим дороги Единой России». Во многих регионах (Красноярский край, Томская область и др.) на дорожно-ремонтную технику были приклеены постеры с текстом «Дороги Единой России». В данном случае на лицо метод семантического манипулирования и полуправды. [4]

В Омске «Единая Россия»  проводила формирующий соцопрос, носивший откровенно агитационный характер. Так, с 24 по 29 октября общественным фондом «Омское мнение» 100 тыс. омичей были заданы следующие вопросы: 1) Знаете ли Вы, что Президент России В.В. Путин возглавил партию «Единая Россия» с целью добиться наиболее эффективной реализации в жизнь Плана Путина и национальных проектов? 2) Знаете ли Вы, что партия «Единая Россия» взяла под жесткий контроль решения следующих остросоциальных вопросов (контроль за ростом цен на продукты питания; пенсионное обеспечение; медицинское обслуживание; контроль за ростом цен на услуги ЖКХ; ремонт жилого фонда г. Омска)? В данном случае использовался метод объективного подхода.

Члены партии «Единая Россия»  также прибегали к таким манипулятивным технологиям, как создание информационных поводов и привлечение лидеров мнений. Примером такой манипуляции могут послужить высказывания известных личностей, которые пользуются всеобщим уважением у населения. В частности, народная артистка России В.В. Толкунова говорила о партии «Единая Россия»: «Партия «Единая Россия» очень бережно относится к традициям нашей родной страны. Она старается сохранить все лучшее в наш беспокойный век». Летчик–космонавт СССР, герой Советского Союза Терешкова В.В. о партии «Единая Россия»: «Это партия В.В. Путина и она объединяет людей, благодаря которым Россия вновь становится великой державой»

В СМИ активно использовались манипулятивные технологии, призванные создать у электората впечатление «сопричастности» происходящему. Летом 2006 года все желающие могли через Интернет сайт «Яндекс» задать вопрос президенту В. Путину. Все большую популярность завоевывают телекоммуникационные услуги. СМС-голосование, то есть отправка текстовой информации с мобильного телефона. В сентябре 2005 года был открыт специальный канал для отправки вопросов президенту В. Путину в форме СМС сообщений. Проверить, действительно ли заданы по СМС вопросы, на которые отвечает тот или иной политик представляется весьма затруднительным.

Использовались и традиционные незаконные предвыборные технологии (т.н. «черный пиар»), в т.ч. изготовление анонимных агитматериалов и нанесение надписей, наносящих ущерб чести, достоинству и деловой репутации как отдельных кандидатов, так и партий в целом.

Наибольшее количество таких провокаций зафиксировано против СПС. В частности, появились листовки, аналогичные распространявшимся в ходе региональных выборов весны 2007 г. Так, в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Владимире, Волгограде, Воронеже, Красноярске, Омске, Ленинградской области и других регионах якобы от имени СПС распространялись листовки, в которых сообщалось о наборе агитаторов среди ВИЧ–инфицированных граждан (якобы больным СПИДом при наличии справки о заболевании предлагались льготные условия работы агитатором и дополнительное пособие). Таким образом, провокаторы с одной стороны, способствовали разжиганию в обществе фобий и страхов, настроений взаимной нетерпимости, а с другой – стремились поставить СПС в ситуацию ложной дилеммы и, возможно, спровоцировать его на заявления, которые могли вызвать неоднозначную общественную реакцию. [4]

В качестве явной провокации против СПС неизвестные лица провели в центре Нижнего Новгорода акцию якобы в поддержку «Союза Правых Сил» с явным гомосексуальным подтекстом: группа молодых людей раздавала на улице листовки с презервативами. Акция проходила под лозунгами: «Гей, славяне!», «Уважаем свободы, голосуем за СПС!», «Никита Белых – гомогенизирующий лидер!» и т.п. Желающим предлагалось написать письмо в поддержку демократических свобод и выиграть поездку на гей-парад в Амстердам.и др. Данные акции – яркий пример метода наклеивания ярлыков.

Во многих регионах агитаторы СПС  получили обращения якобы от лидера партии Н.Ю. Белых. В них глава СПС ссылался на финансовые затруднения партии и объявлял о прекращении сотрудничества. Каждое письмо было адресовано лично агитатору (указано имя и отчество получателя) и распространялось по домашним адресам членов агитационной сетки. В СПС назвали письма фальшивками.

В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах страны от имени  СПС раздавались листовки, обещающие  дисконтные карты с фантастическими  скидками, за которыми предлагалось явиться  в центральный офис партии. В Оренбурге, кроме того, распространялись счета-извещения, в которых предлагалось внести добровольное пожертвование в избирательный  фонд СПС с угрозой санкций  в случае невыплаты. Граждане, распространявшие эти листовки и счета, заключили  письменный договор с неизвестными лицами, действовавшими якобы от имени  СПС, и затем требовали от СПС  оплаты своей работы.

В Перми были испорчены билборды СПС с изображением лидера партии Н.Ю. Белых. На плакатах был размещен текст «Почему народу не дают избирать губернаторов?». На этот текст сверху на слово «народу» была наклеена надпись «МНЕ» сделанная типографским способом, что делало подделку издалека совершенно незаметной.

В Интернете проводилась массированная  спам–рассылка от имени СПС сообщений, отправляющих пользователей на сайт, на котором якобы размещена предвыборная агитация партии, а на самом деле сайт содержал трудно отключаемый java-script, блокирующий окно браузера у пользователей.

При выявлении основных черт выборов в Государственную Думу 2007, прежде всего, бросается в глаза  комплексный подход партии «Единая  Россия» к выбору средств воздействия  на ход выборов. Политтехнологи готовили агитационные материалы («План Путина»), масштабные PR-шоу, контрпропаганду, держали под контролем Центризбирком, крупнейшие СМИ, разрабатывали различные варианты действий в соответствии с тем или иным изменением ситуации. 

Всё это было бы совершенно невозможным  при отсутствии у данной партии так называемого административного ресурса, иначе говоря - государственной власти. К административному ресурсу в данном случае можно отнести монопольное влияние на СМИ, привилегию «создавать информационные поводы», а также возможность давления на регионы.

Исследование механизмов и масштабов  политических манипуляций, проведённое  в данной работе, позволяет сделать  вывод о том, что манипулирование  в его сегодняшней форме свело  действительное участие народа в  политической жизни практически  на нет, превратив проявления «воли  народа» не более чем в декоративные выступления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, манипуляция – это вид психологического воздействия, исключающий насильственное принуждение, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Манипуляции широко распространены практически во всех сферах современной жизни, так или иначе связанных с информационным потоком. Ярким примером такой сферы может случить современная система СМИ.

Посредством манипулятивного воздействия на массы в сфере публичной политики СМИ создают отдельную реальность, выгодную силам, контролирующим доступ к средствам массовой информации. СМИ активно используются для формирования определенного отношения общества к освещаемым событиям посредством дозирования информации, освещения ее в определенном ключе и сопровождения различного рода комментариями. Контроль над СМИ является ключевой политической задачей, обеспечивающей завоевание и удержание власти в самых широких масштабах.

Одной из наиболее распространенных сфер использования манипулятивных технологий является политика. В данной сфере влияние на мнения людей, власть над информацией является ключевым фактором результативности деятельности. Политическое манипулирование – это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов.

В результате проведенного аналитического исследования можно сделать вывод  о широком использовании манипулятивных технологий в современных выборных кампаниях. Обширное использование таких манипулятивных технологий как метод информационной блокады, подмены понятий, а также черного пиара приводит к обесцениванию понятия демократических выборов как основного канала свободного волеизъявления граждан .

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996
  2. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000
  3. Моль А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973
  1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва» http://www.vibory.ru/Regs/GD/part-6-6.htm
  1. Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1995. -№ 5.-С.З-16.
  2. Синюшкин в Технологии работы со СМИ в политических кампаниях.http://www.vusnet.ru/biblio/archive/sinushkin_technrabotysos
  3. Соловьев А.И. Культура власти российской элиты: искушение конституционализмом? // ПолИс. 1999. - № 2. - С.65-80.
  4. Швидунова А. СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий Электронный ресурс. / А. Швидунова. http://www.expert.ru.

Информация о работе Манипулятивные технологии в СМИ (напримере избирательных кампаний)