Манипулятивные технологии в СМИ (напримере избирательных кампаний)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Большую роль в функционировании современного общества играют средства массовой информации. Во многом это связано с ростом числа каналов информации, через которые человек получает сведения о событиях в мире. Однако сейчас СМИ не просто передают читателю информацию, они сами являются активными участниками общественно-политических и экономических процессов в обществе - участниками, создающими ситуации, формирующими настроения, мнения. Каждый человек вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно подвергается информационному воздействию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы изучения МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Манипуляции: сущность, признаки, классификация ………………………5
1.2 СМИ как основной канал использования манипулятивных технологий ………………………………………………………………………………..…..13
2 СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ
2.1 Манипулятивные технологии в избирательных кампаниях ….…………………………………………………………………………………17
2.2 Исследование применения манипулятивных технологий в избирательных кампаниях на примере выборов в Государственную Думу в 2007-2008 гг.…………………………………………………….……………………….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………35

Файлы: 1 файл

Манипулятивные технологии в СМК.docx

— 76.11 Кб (Скачать)
    1. текст (сфера манипуляций опытных адвокатов, юристов, депутатов);
    2. звук (сфера радио, опытных ораторов и дикторов);
    3. изображение (сфера телевидения, кино, плакатных PR, рекламы);
    4. действие (поступок).[2]

Манипуляция – не только средство информационно-психологического воздействия на эмоционально-волевую сферу массового сознания, но и специфический информационный процесс.

Для оказания нужного информационно-психологического воздействия на массовое сознание манипуляционное  воздействие использует уже сформированные стереотипы и установки, влияющие на приём и переработку информации. Манипуляторы преподносят информацию слушателю так, чтобы он не только точно знал, что произошло в  мире, но и захотел передать эти  сведения своим знакомым. Неся в  себе элемент сенсационности, манипулирование  даёт человеку возможность почувствовать  себя осведомлённым, хорошо информированным «специалистом» в той или иной области.

Информирование в процессе манипуляций имеет психологическую  природу, при этом функционируют  все элементы познавательного процесса: восприятие, эмоции, мышление и память. Манипуляторы умеют обходить и использовать в своих целях такие защитные психологические барьеры личности как избирательное внимание и  избирательное восприятие.

Для достижения цели манипуляторы применяют манипулятивное воздействие – использование различных способов, средств и приемов воздействия на психику человека для изменения его поведения таким образом, чтобы он начал совершать поступки выгодные для субъекта воздействия и, которые он не совершил бы, если бы был достаточно осведомлен. Существуют различные способы манипулятивных воздействий, в том числе: убеждение, внушение, использование слухов

Убеждение как способ воздействия  на потребителя ставит целью радикально скорректировать его взгляды, чтобы тем самым повлиять на последующее поведение. Данный вариант является самым этичным способом влияния, ибо здесь нет грубого насилия или коварного внедрения в подсознание человека. Метод убеждения задействуется для долговременного изменения представлений и установок человека в требуемом направлении, привлечения к сотрудничеству, побуждения его к нужному поступку.

По техническому исполнению убеждение представляет собой явную или скрытую дискуссию, дополняемую неким стимулирующим воздействием. Всякая попытка грубо навязать желаемое мнение приведет лишь к отрицательному результату, ибо человек всегда сопротивляется ограничению свободы выбора. Потому для изменения отношения индивида к чему-либо, нужно переориентировать его настрой. Доводы несогласных нейтрализуются: логикой опровержения, игнорированием, высмеиванием, кажущимся принятием возражений с последующим неожиданным их опровержением.[2]

Под внушением подразумевается  передача информации с внедрением заключенных  в ней идей без какой-либо критической  оценки и логической переработки  предлагаемого. О том, что сработало внушение, а не осознанный выбор говорит сугубо эмоциональная реакция на малейшую попытку обсуждения внушенного материала, причем все противоречащее ему отвергается, и чем убедительнее доводы, тем сильнее возмущение.

Методы внушения используют для блокировки нежелательного поведения  или мышления человека, для вынуждения его к требуемому действию, а также  для быстрого распространения нужной информации и соответствующих слухов. Превосходным каналом передачи нужного  внушения служат тщательно отобранные слухи. В этом случае работает тот  факт, что подслушанные или вскользь уловленные идеи часто действуют  сильнее тех, что навязываются впрямую.

Важной характеристикой  слуха является его устность, которая  предполагает высокую степень ориентации на получателя сообщения, учёт его интересов, потребностей. Слухи – это заменитель новостей, или, точнее, – это новости, которым не нашлось места в официальных средствах информации. Неудовлетворенное требование новостей, диссонанс между информацией, которая необходима для понимания ситуации в условиях существенного изменения окружающего мира, и тем, что сообщается в СМИ, создают основу для появления и циркуляции слухов.

Манипулирование осуществляется в трех основных сферах: идеологической (политика), экономической (реклама), социальной (воспитание, образование и т.д.). Особую важность в последние годы приобрела манипуляция массовым сознанием и массовым поведением в сфере политики. Субъектом или инструментом такой манипуляции чаще всего выступают СМИ.[6]

Таким образом, манипуляция – это вид психологического воздействия, исключающий насильственное принуждение, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Манипуляции широко распространены практически во всех сферах современной жизни, так или иначе связанных с информационным потоком. Ярким примером такой сферы может случить современная система СМИ.

 

1.2 СМИ как основной канал использования манипулятивных технологий

Современные технологии массовых коммуникаций позволяют доводить до целевых аудиторий разнообразную по виду, типу, форме информацию практически в любое время и в любом месте, поэтому они обладают широкими возможности манипулятивного воздействия в глобальном информационно-коммуникативном пространстве. Если оценивать даже сугубо информационные сообщения, не являющиеся прямой рекламой, можно убедиться, что в своем большинстве они несут скрытое воздействие на слушателя, телезрителя, читателя, пользователя сети.

Практически любая потребляемая нами информация сама по себе не может  быть объективной, т.к. информационный повод зачастую инициируется, соответствующая  информация готовится для трансляции целевым аудиториям людьми, имеющими свои осознанные или неосознанные предпочтения, убеждения, особенности восприятия, при этом само средство массовой информации (его владельцы) также имеет свою позицию и редакционную политику.

В результате «чистой» информации в информационном пространстве практически  не существует, в большинстве своем  мы получаем опосредованную информацию, подготовленную с учетом чьих-то интересов  и целей.[5]

Современные СМИ, выступая в  качестве основных каналов массовой коммуникации манипулятора с целевыми аудиториями, имеют сегодня достаточно высокий потенциал, необходимый  для активного влияния как  на восприятие гражданами как отдельных  политических явлений и событий, так и на их отношение к политике в целом. Во многом от позиции СМИ  зависит позиция большинства  членов общества по тому или иному  политическому вопросу.

И именно поэтому средства массовой информации называют четвертой  властью. Интерпретация того или  иного события журналистами и  СМИ способна сформировать по поводу одного и того же события совершенно разные модели восприятия в общественном сознании в зависимости от того, какой точки зрения придерживаются СМИ, чьи интересы они выражают.

Именно СМИ сегодня  формируют для общества картину  мира, что делает их основным инструментом и каналом массовой манипуляции  общественным сознанием. СМИ добывают информацию, отбирают ее, выбирают способы  трансляции, распространяют в определяемых самими же СМИ доступных для быстрого и легкого восприятия формах, сами же ее комментируют. СМИ сформировали на сегодняшний день полный производственный цикл создания и потребления информации в масштабах целых государств.

Кроме того, в условиях, когда  поток информации огромен, разнообразен и противоречив, именно от СМИ зависит, к каким событиям, процессам, политикам  будет обращено внимание общественности, как и по каким критериям будет проинформировано общество по поводу тех или иных общественно значимых фактов, как и в чьих интересах они будут освещены и прокомментированы.[6]

В мире постоянно происходит множество событий, но событиями  в аспекте общественной значимости они становятся только при помощи СМИ, которые сами определяют, что  значимо для общества, а что  нет, привлекая внимание массовой аудитории  к необходимым событиям и умалчивая  нежелательные. Если информация о событии, явлении или процессе не транслирована на массовую аудиторию с помощью СМИ, то для общества данное событие, явление, процесс попросту не существуют. В связи с этим умолчание выступает в настоящее время одним из мощнейших инструментов манипуляции общественным сознанием.

Посредством средств массовой информации в общественном сознании существенным образом трансформируется представление о реальной действительности, что является основным эффектом манипулятивного воздействия

Например, суть современной  манипуляции состоит даже не в  том, чтобы сформировать выбор того или иного политика или политической партии в ходе избирательной кампании, а в том, чтобы сконструировать  такую реальность, в рамках которой  электорат вообще воспринимает выборные институты и выборные процедуры  как единственно легитимную и  эффективную форму выражения  воли народа, признаёт те условия, нормы  и правила игры, установленные  правящей политической элитой, даже если этот самый режим не пользуется поддержкой.

Помимо управления информированием  массовой аудитории о происходящих событиях СМИ также активно используются для формирования определенного  отношения общества к освещаемым событиям (оценка события также определяется средствами массовой информации и может  варьироваться от резко негативной до одобрительной и восторженной).

Помимо этого посредством  СМИ в обществе задаются определенные стандарты, нормы и модели поведения, а также массовые предпочтения, выгодные для субъекта манипуляции, формируются  стереотипы восприятия политической действительности и соответствующие им установки, политическое сознание в целом, а  также внедряются строго определенные политические ценности.[5]

У большинства людей возникает потребность в упорядочивании того политического хаоса, который они видят вокруг себя, в связи с чем предлагаемые манипуляторами простые и понятные модели-стереотипы являются востребованными со стороны общества. Говоря о роли СМИ в осуществлении политических манипуляций общественным сознанием, также следует уделить внимание такой сфере деятельности СМИ, которая непосредственно связана с манипуляцией, как создание мифов. Политический миф - это комплекс идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности.

Герберт Шиллер выделил пять ключевых социальных мифов, которые обеспечивают стабильное функционирование существующих в американском государстве политического режима и общественного порядка:

- миф о нейтралитете  основных политических и общественных  институтов: население верит в  нейтральность их основных социальных  институтов;

- миф о плюрализме средств  массовой информации: основная суть  данного мифа – наличие большого  разнообразия СМИ и возможность  свободного личного выбора любого  из них для собственного потребления;

- миф об отсутствии  социальных конфликтов: манипуляторы  полностью отрицают наличие социальных  конфликтов в общественной жизни  и в государстве в целом;

- миф об индивидуализме  и личном выборе: частнособственничество во всех сферах жизни считается совершенно нормальным явлением. В этих условиях следует ожидать, что любые социальные изменения будут осуществляться лишь посредством индивидуальных и частных организаций;

- миф о неизменной природе  человека: посредством СМИ в обществе  поддерживается представление о  неизменности хищной человеческой  природы, основной характеристикой  которой является агрессивное  поведение человека, а конфликтные  отношения заложены в самой  человеческой природе, а не  навязаны социальными условиями.  [9]

Таким образом, посредством манипулятивного воздействия на массы в сфере публичной политики СМИ создают отдельную реальность, выгодную силам, контролирующим доступ к средствам массовой информации. СМИ активно используются для формирования определенного отношения общества к освещаемым событиям посредством дозирования информации, освещения ее в определенном ключе и сопровождения различного рода комментариями. Контроль над СМИ является ключевой политической задачей, обеспечивающей завоевание и удержание власти в самых широких масштабах. 

2 СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ

2.1 Манипулятивные технологии в избирательных кампаниях

Одной из наиболее распространенных сфер использования манипулятивных технологий является политика. В данной сфере влияние на мнения людей, власть над информацией является ключевым фактором результативности деятельности. Успешная политическая деятельность, так или иначе, связана с политическим манипулированием.

Политическое манипулирование  – это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей  с целью принудить их действовать  или бездействовать в интересах  манипуляторов. Политическое манипулирование  может использоваться различными субъектами: государством, партиями, отдельными политически  активными гражданами. Политические манипуляции являются одним из древнейших способов осуществления власти. Целями политического манипулирования  являются получение, удержание, распределение  и реализация власти при помощи неявных  инструментов либо же путем сокрытия истинных политических целей.[5]

В большинстве случаев  задачи манипуляторов в рамках политических кампаний сводятся к формированию у  целевых групп определённых мнений, стереотипов, установок, предпочтений и убеждений, а также поведения  в интересах субъекта кампании. Например, задачей манипуляции может быть побуждение населения к голосованию  за определенную политическую силу на выборах.

Информация о работе Манипулятивные технологии в СМИ (напримере избирательных кампаний)