Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:47, курсовая работа
Большую роль в функционировании современного общества играют средства массовой информации. Во многом это связано с ростом числа каналов информации, через которые человек получает сведения о событиях в мире. Однако сейчас СМИ не просто передают читателю информацию, они сами являются активными участниками общественно-политических и экономических процессов в обществе - участниками, создающими ситуации, формирующими настроения, мнения. Каждый человек вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно подвергается информационному воздействию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы изучения МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Манипуляции: сущность, признаки, классификация ………………………5
1.2 СМИ как основной канал использования манипулятивных технологий ………………………………………………………………………………..…..13
2 СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ
2.1 Манипулятивные технологии в избирательных кампаниях ….…………………………………………………………………………………17
2.2 Исследование применения манипулятивных технологий в избирательных кампаниях на примере выборов в Государственную Думу в 2007-2008 гг.…………………………………………………….……………………….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………35
В связи с этим манипулятор должен знать особенности восприятия и социальные ожидания целевых групп и предложить соответствующий этим ожиданиям оптимальный образ субъекта политической кампании или его политическую программу действий (как вариант — убедить в том, что предлагаемая от лица субъекта кампании программа является наилучшей).
Также важно отметить, что манипулирование общественным сознанием активно осуществляется не только в период проведения политических кампаний, но и в обычное «вневыборное» время для политического управления.
В целом можно выделить следующие основные направления осуществления манипуляций в рамках политических кампаний:
- внедрение в общественное
сознание (точнее, сознание целевых
групп) под видом объективной
информации желательного для
субъекта политической
-воздействие на эмоциональную
сферу целевых аудиторий для
повышения социальной
- перефокусировка общественного внимания на «выгодные» для субъекта политической кампании темы (например, переключение внимания с экономических проблем государства на проблемы национальной безопасности стало «фирменной» технологией американских президентов, инициирующих войны в период кризисов в США);
- формирование «выгодных» моделей поведения и набора заранее проанализированных и отобранных управляемых альтернатив для создания иллюзии свободы выбора или действия в сознании целевых групп;
- внедрение в коллективное
сознание различных социально-
- введение в заблуждение политических оппонентов, искажение их картины общего понимания текущей ситуации;
- подмена собственных
целей объекта воздействия
Существует множество различных манипулятивных технологий, применяемых в политике. Так, В.П. Пугачев и А.И Соловьев выделяют такие методы манипуляции общественным сознанием, как:
1) полуправда - для обеспечения доверия аудитории, объективно и подробно освещаются конкретные, малозначительные детали и умалчиваются более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий
2) наклеивание ярлыков - для отторжения слушателями и компрометации лиц или идей им без доказательств дается неблаговидное определение, например "империалист", "фашист", "красно-коричневый", "шовинизм" и т.п.
3) "спираль умолчания" - суть метода заключается в том, чтобы убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится еще громче, и это еще сильнее вынуждает несогласных или колеблющихся к принятию "общепринятого" мнения или к глубокому утаиванию своих убеждений. В результате "спираль умолчания" закручивается еще круче, обеспечивая победу манипуляторам) [7]
В. Синюшкин выделил следующие методы манипуляции:
1) метод «информационной перегрузки» или метод фрагментации, суть которого заключается в том, что посредством СМИ создается такой мощный информационный поток, в котором масса малозначительных, второстепенных фактов, информационных сообщений растворяет действительно значимую и важную информацию, уводя массового потребителя в сторону от нее. Человек не в состоянии обработать большой объем информации, и большое число малозначительных сообщений снижает уровень восприятия реципиента в целом, не позволяя ему сосредоточиться на действительно значимых фактах и событиях.
Одной из разновидностей метода информационной перегрузки является прием “Белый шум”, посредством которого снижается восприятие значимых фактов через подачу такого объема новостной информации, при котором невозможно осуществить сортировку и разграничение информационных сообщений.
2) метод “ограниченного совпадения точек зрения”, который заключается в том, что точка зрения, которой придерживается общество, не опровергается сразу, а поэтапно изменяется до необходимой манипулятору путем постепенного ее изменения.
3) метод объективного подхода заключается в составлении такого фактологического ряда, использование которого позволит как “выявить” несуществующую на самом деле тенденцию, так и “запустить” ее в реальности через формирование общественного мнения о существовании данной тенденции. Данный эффект называется эффектом Эдипа.
4) Метод семантического манипулирования. Суть данного метода заключается в освещении того или иного события, процесса, ситуации, субъекта политической кампании с помощью набора слов, с которыми у массовой аудитории связаны позитивные и негативные ассоциации, которые непосредственным образом влияют на восприятие информации, транслируемой СМИ. Так, человек может быть разведчиком, а может– шпионом. Косовские албанцы могут быть борцами за независимость, а могут быть сепаратистами или боевиками. Солдаты могут быть освободителями, а могут – оккупантами. Воинские соединения могут быть регулярными войсками, а могут - незаконными вооруженными бандформированиями. [6]
Не менее популярны так называемые «бутерброды» или «сэндвичи», когда выигрышное для политика сообщение помещается в такой контекст, который коренным образом меняет его суть. Существуют разные способы использования бутербродов. Так, А. Швидунова в качестве примера приводит следующие примеры «ядовитого сэндвича» и «сахарного сэндвича»:
а) "Ядовитый сэндвич". Мнение, благоприятное для кандидата, размещается между негативным введением и негативным заключением. Такая подача информации нейтрализует позитивное мнение, делает его незаметным. Например, во время парламентской кампании 1999 г. сюжет о высказывании Путиным официальной поддержки блоку "Единство" был показан на НТВ между 2-мя репортажами о ходе боев в Чечне. И у телезрителя создавалось впечатление, что, в то время как на войне гибнут солдаты, первых лиц государства волнуют только вопросы власти и будущей победы на выборах.
б) "Сахарный сэндвич". Это пример обратной «ядовитому сэндвичу» техники - помещение отрицательного мнения между положительными введением и заключением с целью создать в целом позитивный образ субъекта политической кампании. [8]
Также к методам манипуляции можно отнести такие известные методы как дозирование информации или метод изоляции – ограничение доступного объекту манипуляции объема информации. Объекту манипуляции сообщается только часть информации, а остальные сведения тщательно скрываются. Т.к. человеку для составления объективного мнения необходим достаточный объем разнообразной информации, в результате дозирования восприятие реальности искажается, и модель восприятия окружающей действительности отклоняется от реальной.
Также широко распространен метод «средних цифр», суть которого заключается в том, что при наличии большого числа индивидуальных количественных показателей, существенно различающихся между собой, среднее от этих значений не будет нести какой-либо смысловой нагрузки. Если, например, в группе преимущественно находятся люди с отклонениями в весе (как в меньшую, так и в большую сторону), то при применении метода средних цифр можно показать, что проблем с весом в данной группе нет, так как средний вес по группе будет в норме. Аналогично, можно показать, что в городе или регионе нет бедных, т.к. средний уровень доходов, посчитанный с учетом дохода местных олигархов, может оказаться даже выше среднего по стране.
В определенных случаях к манипулятивным технологиям можно отнести и формируемые всевозможные рейтинги политиков, с помощью которых можно создать иллюзию того, что та или иная политическая сила пользуется значительной общественной поддержкой, а тот или иной политик является аутсайдером. Используя «псевдосоциологические» методики рейтингования можно добиться того, что в общественном сознании будет сформировано мнение о том, что лидером является конкретный субъект политической кампании, а его оппоненты не пользуются доверием и поддержкой со стороны населения.
Также необходимо упомянуть метод перефокусировки внимания, в рамках которого для отвлечения внимания от нежелательных и проблемных событий создаются такие информационные яркие поводы, с помощью которых манипулятор отвлекает объект манипуляции и переключает его внимание на иные безопасные события.
Кроме этого, достаточно часто манипуляторами применяется технология привлечения "лидеров мнений", т.е. компетентных людей в области политики и предвыборных технологий: политологов, социологов, самих политиков, журналистов и т.д. Технология активно используется СМИ в качестве эффективного механизма воздействия на ценностные представления человека и формирования общественного мнения..
Весьма распространен и метод "общего вагона", основанный на потребности человека быть частью социальной группы. При использовании данного метода объекту манипуляции внушается, что определенная модель поведения, образ действия, мнение являются правильными и истинными в силу того, что таковыми их считает большинство определенной социальной группы, подавляющее большинство людей в целом. «Все так носят», «каждый так считает», «у нас весь подъезд за него проголосовал», «у нас все только в этот магазин и ходят» - примеры того, как жертве манипуляции навязывается определенная модель поведения.
Некорректные технологии в избирательных кампаниях зачастую обозначаются термином «черный PR» - это совокупность противозаконных или этически сомнительных средств, способов, приемов организации и проведения избирательной кампании, направленных на создание преимущества над соперниками.
Под черным пиаром подразумевается публикация оскорбительных заявлений в виде газет, листовок, а также демонстрации по телевидению и в интернете видеороликов направленных на создание и закрепление в человеческом сознании определенных негативных мифов. Такая информация может с большим успехом использоваться для манипуляции мнением огромного количества людей.[8]
В «чёрном» PR широко применяют контррекламу, или антирекламу, - специальную информационную акцию, формирующую недоверие к рекламной информации и/или её источнику. Контрреклама может быть упреждающей или последующей, она содержит компрометирующую информацию, отвергающую суть рекламной идеи, её содержание, форму подачи, соответствие реалиям и прочие данные по принципу абсурдности: «Этого не может быть потому, что не может быть никогда». В «чёрном» PR активно используются слухи, и прежде всего такие их агрессивные виды, как сплетни, молва, пересуды, кривотолки и пр. Технология подобных слухов включает: - подтасовку и передёргивание фактов; - смещение событий во времени и в пространстве; - откровенную ложь; - подачу дозированной информации в некой последовательности, вызывающей определённые ассоциативные связи. Запускной механизм слухов чаще всего базируется на так называемой утечке информации типа: «Из хорошо информированных источников стало известно, что », «Народ говорит, что » и пр. Такая информация преподносится как вполне достоверная, вызывающая доверие. Источник слухов может быть официальным, неофициальным и случайным. «Чёрный» PR» широко пользуется компроматом – проводит специальные акции по обнародованию в СМИ конфиденциальной, секретной, интимной или иной скрываемой информации, изобличающий конкурентов в неблагоприятных поступках, преступлениях, нравственных пороках и других «грехах». Компромат служит поводом для последующих разбирательств, средством давления на конкурентов, управление определёнными ситуациями и персонами.
Существует большое число и иных способов манипулятивного воздействия на общественное сознание. При этом данные приемы, несмотря на все их многообразие, направлены на создание у представителей целевых групп определенного отношения к субъектам политической кампании, мнения о них, определенного смещенного представления о реальности, а также установок и побуждений к определенным действиям в интересах манипулятора.
Манипулятивные возможности СМИ, как источника, интерпретатора и транслятора информации, крайне велики, поскольку средства массовой информации сегодня не просто освещают общественно значимые социально-политические события, но и создают определенное виртуальное пространство, которое воспринимается потребителями информации как реальная модель политического мира.
Реальность заменяется в
информационном обществе на искусственно
создаваемые виртуальные
Таким образом, политическое манипулирование – это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия, включающего определенные технологии и методы, а также пользующегося различными средствами, среди которых ведущую роль играют СМИ.
2.2 Исследование применения манипулятивных технологий в избирательных кампаниях на примере выборов в Государственную Думу в 2007-2008 гг.
В связи с отсутствием
достаточного количества достоверной
информации и аналитических обзоров
по последним выборам в
Главным политическим фактором, оказавшим существенное влияние на ход избирательной кампании в целом и ее агитационной части в частности, стало решение В.В. Путина, завершавшего свой второй президентский срок, возглавить список партии «Единая Россия» лично.
Информация о работе Манипулятивные технологии в СМИ (напримере избирательных кампаний)