Манипулятивные технологии в СМИ (напримере избирательных кампаний)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Большую роль в функционировании современного общества играют средства массовой информации. Во многом это связано с ростом числа каналов информации, через которые человек получает сведения о событиях в мире. Однако сейчас СМИ не просто передают читателю информацию, они сами являются активными участниками общественно-политических и экономических процессов в обществе - участниками, создающими ситуации, формирующими настроения, мнения. Каждый человек вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно подвергается информационному воздействию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы изучения МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Манипуляции: сущность, признаки, классификация ………………………5
1.2 СМИ как основной канал использования манипулятивных технологий ………………………………………………………………………………..…..13
2 СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ
2.1 Манипулятивные технологии в избирательных кампаниях ….…………………………………………………………………………………17
2.2 Исследование применения манипулятивных технологий в избирательных кампаниях на примере выборов в Государственную Думу в 2007-2008 гг.…………………………………………………….……………………….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………35

Файлы: 1 файл

Манипулятивные технологии в СМК.docx

— 76.11 Кб (Скачать)

В связи с этим манипулятор  должен знать особенности восприятия и социальные ожидания целевых групп  и предложить соответствующий этим ожиданиям оптимальный образ  субъекта политической кампании или  его политическую программу действий (как вариант — убедить в  том, что предлагаемая от лица субъекта кампании программа является наилучшей).

Также важно отметить, что  манипулирование общественным сознанием  активно осуществляется не только в  период проведения политических кампаний, но и в обычное «вневыборное» время для политического управления.

В целом можно выделить следующие основные направления  осуществления манипуляций в  рамках политических кампаний:

- внедрение в общественное  сознание (точнее, сознание целевых  групп) под видом объективной  информации желательного для  субъекта политической кампании  контента, формирование у целевых  аудиторий необходимого «собственного»  мнения и отношения к различным  политическим силам, процессам,  явлениям, объектам;

-воздействие на эмоциональную  сферу целевых аудиторий для  повышения социальной напряженности  и дестабилизации обстановки  на территории осуществления  манипулятивного воздействия (и наоборот – воздействие на эмоциональную сферу целевых аудиторий для снижения социальной напряженности и обеспечения социальной и политической стабильности в регионе или государстве в целом);

- перефокусировка общественного внимания на «выгодные» для субъекта политической кампании темы (например, переключение внимания с экономических проблем государства на проблемы национальной безопасности стало «фирменной» технологией американских президентов, инициирующих войны в период кризисов в США);

- формирование «выгодных»  моделей поведения и набора заранее проанализированных и отобранных управляемых альтернатив для создания иллюзии свободы выбора или действия в сознании целевых групп;

- внедрение в коллективное  сознание различных социально-политических  стереотипов и установок;

- введение в заблуждение  политических оппонентов, искажение  их картины общего понимания  текущей ситуации;

- подмена собственных  целей объекта воздействия целями  манипулятора в интересах субъекта  политической кампании. [7]

Существует множество различных манипулятивных технологий, применяемых в политике. Так, В.П. Пугачев и А.И Соловьев выделяют такие методы манипуляции общественным сознанием, как:

1) полуправда - для обеспечения доверия аудитории, объективно и подробно освещаются конкретные, малозначительные детали и умалчиваются более важные факты или же дается общая ложная интерпретация событий

2) наклеивание ярлыков - для отторжения слушателями и компрометации лиц или идей им без доказательств дается неблаговидное определение, например "империалист", "фашист", "красно-коричневый", "шовинизм" и т.п.

3) "спираль умолчания" - суть метода заключается в том, чтобы убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. На фоне умолчания о позиции оппонентов голос настоящего или мнимого большинства становится еще громче, и это еще сильнее вынуждает несогласных или колеблющихся к принятию "общепринятого" мнения или к глубокому утаиванию своих убеждений. В результате "спираль умолчания" закручивается еще круче, обеспечивая победу манипуляторам) [7]

В. Синюшкин выделил следующие методы манипуляции:

1) метод «информационной перегрузки» или метод фрагментации, суть которого заключается в том, что посредством СМИ создается такой мощный информационный поток, в котором масса малозначительных, второстепенных фактов, информационных сообщений растворяет действительно значимую и важную информацию, уводя массового потребителя в сторону от нее. Человек не в состоянии обработать большой объем информации, и большое число малозначительных сообщений снижает уровень восприятия реципиента в целом, не позволяя ему сосредоточиться на действительно значимых фактах и событиях.

Одной из разновидностей метода информационной перегрузки является прием  “Белый шум”, посредством которого снижается восприятие значимых фактов через подачу такого объема новостной  информации, при котором невозможно осуществить сортировку и разграничение  информационных сообщений.

2) метод “ограниченного совпадения точек зрения”, который заключается в том, что точка зрения, которой придерживается общество, не опровергается сразу, а поэтапно изменяется до необходимой манипулятору путем постепенного ее изменения.

3) метод объективного подхода заключается в составлении такого фактологического ряда, использование которого позволит как “выявить” несуществующую на самом деле тенденцию, так и “запустить” ее в реальности через формирование общественного мнения о существовании данной тенденции. Данный эффект называется эффектом Эдипа.

4) Метод семантического манипулирования. Суть данного метода заключается в освещении того или иного события, процесса, ситуации, субъекта политической кампании с помощью набора слов, с которыми у массовой аудитории связаны позитивные и негативные ассоциации, которые непосредственным образом влияют на восприятие информации, транслируемой СМИ. Так, человек может быть разведчиком, а может– шпионом. Косовские албанцы могут быть борцами за независимость, а могут быть сепаратистами или боевиками. Солдаты могут быть освободителями, а могут – оккупантами. Воинские соединения могут быть регулярными войсками, а могут - незаконными вооруженными бандформированиями. [6]

Не менее популярны  так называемые «бутерброды» или  «сэндвичи», когда выигрышное для  политика сообщение помещается в  такой контекст, который коренным образом меняет его суть. Существуют разные способы использования бутербродов. Так, А. Швидунова в качестве примера приводит следующие примеры «ядовитого сэндвича» и «сахарного сэндвича»:

а) "Ядовитый сэндвич". Мнение, благоприятное для кандидата, размещается между негативным введением  и негативным заключением. Такая  подача информации нейтрализует позитивное мнение, делает его незаметным. Например, во время парламентской кампании 1999 г. сюжет о высказывании Путиным  официальной поддержки блоку "Единство" был показан на НТВ между 2-мя репортажами  о ходе боев в Чечне. И у телезрителя  создавалось впечатление, что, в  то время как на войне гибнут солдаты, первых лиц государства волнуют  только вопросы власти и будущей  победы на выборах.

б) "Сахарный сэндвич". Это пример обратной «ядовитому сэндвичу»  техники - помещение отрицательного мнения между положительными введением и заключением с целью создать в целом позитивный образ субъекта политической кампании. [8]

Также к методам манипуляции  можно отнести такие известные методы как дозирование информации или метод изоляции – ограничение доступного объекту манипуляции объема информации. Объекту манипуляции сообщается только часть информации, а остальные сведения тщательно скрываются. Т.к. человеку для составления объективного мнения необходим достаточный объем разнообразной информации, в результате дозирования восприятие реальности искажается, и модель восприятия окружающей действительности отклоняется от реальной.

Также широко распространен метод «средних цифр», суть которого заключается в том, что при наличии большого числа индивидуальных количественных показателей, существенно различающихся между собой, среднее от этих значений не будет нести какой-либо смысловой нагрузки. Если, например, в группе преимущественно находятся люди с отклонениями в весе (как в меньшую, так и в большую сторону), то при применении метода средних цифр можно показать, что проблем с весом в данной группе нет, так как средний вес по группе будет в норме. Аналогично, можно показать, что в городе или регионе нет бедных, т.к. средний уровень доходов, посчитанный с учетом дохода местных олигархов, может оказаться даже выше среднего по стране.

В определенных случаях к  манипулятивным технологиям можно отнести и формируемые всевозможные рейтинги политиков, с помощью которых можно создать иллюзию того, что та или иная политическая сила пользуется значительной общественной поддержкой, а тот или иной политик является аутсайдером. Используя «псевдосоциологические» методики рейтингования можно добиться того, что в общественном сознании будет сформировано мнение о том, что лидером является конкретный субъект политической кампании, а его оппоненты не пользуются доверием и поддержкой со стороны населения.

Также необходимо упомянуть метод перефокусировки внимания, в рамках которого для отвлечения внимания от нежелательных и проблемных событий создаются такие информационные яркие поводы, с помощью которых манипулятор отвлекает объект манипуляции и переключает его внимание на иные безопасные события.

Кроме этого, достаточно часто  манипуляторами применяется технология привлечения "лидеров мнений", т.е. компетентных людей в области политики и предвыборных технологий: политологов, социологов, самих политиков, журналистов и т.д. Технология активно используется СМИ в качестве эффективного механизма воздействия на ценностные представления человека и формирования общественного мнения..

Весьма распространен  и метод "общего вагона", основанный на потребности человека быть частью социальной группы. При использовании  данного метода объекту манипуляции  внушается, что определенная модель поведения, образ действия, мнение являются правильными и истинными в  силу того, что таковыми их считает большинство определенной социальной группы, подавляющее большинство людей в целом. «Все так носят», «каждый так считает», «у нас весь подъезд за него проголосовал», «у нас все только в этот магазин и ходят» - примеры того, как жертве манипуляции навязывается определенная модель поведения.

Некорректные технологии в избирательных  кампаниях зачастую обозначаются термином «черный PR» - это совокупность противозаконных или этически сомнительных средств, способов, приемов организации и проведения избирательной кампании, направленных на создание преимущества над соперниками.

Под черным пиаром подразумевается  публикация оскорбительных заявлений  в виде газет, листовок, а также  демонстрации по телевидению и в  интернете видеороликов направленных на создание и закрепление в человеческом сознании определенных негативных мифов. Такая информация может с большим  успехом использоваться для манипуляции  мнением огромного количества людей.[8]

В «чёрном» PR широко применяют  контррекламу, или антирекламу, - специальную информационную акцию, формирующую недоверие к рекламной информации и/или её источнику. Контрреклама может быть упреждающей или последующей, она содержит компрометирующую информацию, отвергающую суть рекламной идеи, её содержание, форму подачи, соответствие реалиям и прочие данные по принципу абсурдности: «Этого не может быть потому, что не может быть никогда». В «чёрном» PR активно используются слухи, и прежде всего такие их агрессивные виды, как сплетни, молва, пересуды, кривотолки и пр. Технология подобных слухов включает: - подтасовку и передёргивание фактов; - смещение событий во времени и в пространстве; - откровенную ложь; - подачу дозированной информации в некой последовательности, вызывающей определённые ассоциативные связи. Запускной механизм слухов чаще всего базируется на так называемой утечке информации типа: «Из хорошо информированных источников стало известно, что », «Народ говорит, что » и пр. Такая информация преподносится как вполне достоверная, вызывающая доверие. Источник слухов может быть официальным, неофициальным и случайным. «Чёрный» PR» широко пользуется компроматом – проводит специальные акции по обнародованию в СМИ конфиденциальной, секретной, интимной или иной скрываемой информации, изобличающий конкурентов в неблагоприятных поступках, преступлениях, нравственных пороках и других «грехах». Компромат служит поводом для последующих разбирательств, средством давления на конкурентов, управление определёнными ситуациями и персонами.

Существует большое число  и иных способов манипулятивного воздействия на общественное сознание. При этом данные приемы, несмотря на все их многообразие, направлены на создание у представителей целевых групп определенного отношения к субъектам политической кампании, мнения о них, определенного смещенного представления о реальности, а также установок и побуждений к определенным действиям в интересах манипулятора.

Манипулятивные возможности  СМИ, как источника, интерпретатора и транслятора информации, крайне велики, поскольку средства массовой информации сегодня не просто освещают общественно значимые социально-политические события, но и создают определенное виртуальное пространство, которое  воспринимается потребителями информации как реальная модель политического  мира.

Реальность заменяется в  информационном обществе на искусственно создаваемые виртуальные модели, в рамках которых формируются  выгодные для субъектов информационного  воздействия массовые представления, предпочтения, мнения, отношения и  реакции по поводу конкретных событий, процессов, явлений, а также формируется  типовое массовое поведение целевых  групп, на которые оказывается манипулятивное информационное воздействие.

Таким образом, политическое манипулирование – это скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать в интересах манипуляторов, навязывание воли манипулятора манипулируемому в форме скрытого воздействия, включающего определенные технологии и методы, а также пользующегося различными средствами, среди которых ведущую роль играют СМИ.

 

2.2 Исследование применения манипулятивных технологий в избирательных кампаниях на примере выборов в Государственную Думу в 2007-2008 гг.

В связи с отсутствием  достаточного количества достоверной  информации и аналитических обзоров  по последним выборам в Государственную Думу в 2011 году, рассмотрим конкретные манипулятивные технологии, применявшиеся в период выборов в Государственную Думу в 2007-2008 году. Основным методом проведенного исследования является анализ статистических данных из официальных источников по проведению избирательных кампаний политических партий в различных регионах РФ. Основное внимание уделено фактам применения манипулятивных технологии в агитационных кампаниях различных партий.

Главным политическим фактором, оказавшим существенное влияние  на ход избирательной кампании в  целом и ее агитационной части  в частности, стало решение В.В. Путина, завершавшего свой второй президентский  срок, возглавить список партии «Единая  Россия» лично.

Информация о работе Манипулятивные технологии в СМИ (напримере избирательных кампаний)