Технологии манипуляции в современных СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:23, реферат

Краткое описание

«Никто не говорит, что думать запрещено или собственные мысли нежелательны. Но желательные мысли производятся в таких масштабах, что собственное мышление тонет в их массе, а эти желательные мысли так тонко вводятся в сознание, что люди принимают это чужое мышление за результат работы собственной мысли и в высшей степени личное идейное достояние». (Иоганнес Бехер) Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием, он думает, что его-то уж не провести. В обыденной, спокойной жизни практически не обращается внимание на взаимовлияние вещей. Манипуляция проникает в каждый дом и от нее человек не может укрыться, но он может изучить ее инструменты и приемы. Какой же вид воздействия на поведение индивида является манипуляцией? С.Г.

Оглавление

1.Введение стр.3

2.Манипулятивные технологии в современных СМИ
2.1. Манипуляция как способ влияния на общественное мнение стр.4-6
2.2.Способы манипуляции стр.6-7

3. Манипуляция сознанием в СМИ
3.1.Основные приёмы стр.7- 12
3.2.Манипуляция общественным мнением в современных СМИ стр. 12 -21
4.Заключение стр.22

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
 
 

Уральский Федеральный Университет имени первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина 
 
 
 
 
 

Реферат 

По дисциплине: Теория и практика массовой информации 

Тема: «Технологии манипуляции в современных СМИ» 
 
 
 

Преподаватель: Агинская Т.И. 

Выполнила: студентка группы ФК - 100103

Ролдугина А.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 

                                Екатеринбург 2010 г. 
Содержание
 

1.Введение стр.3  
 

2.Манипулятивные технологии в современных СМИ 

    2.1. Манипуляция как способ влияния на общественное мнение    стр.4-6

    2.2.Способы манипуляции стр.6-7 
 

3. Манипуляция сознанием в СМИ 

    3.1.Основные приёмы стр.7- 12 

    3.2.Манипуляция общественным мнением в современных СМИ стр. 12 -21 

4.Заключение стр.22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

«Никто не говорит, что думать запрещено или собственные мысли нежелательны. Но желательные мысли производятся в таких масштабах, что собственное мышление тонет в их массе, а эти желательные мысли так тонко вводятся в сознание, что люди принимают это чужое мышление за результат работы собственной мысли и в высшей степени личное идейное достояние». (Иоганнес Бехер) Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием, он думает, что его-то уж не провести. В обыденной, спокойной жизни практически не обращается внимание на взаимовлияние вещей. Манипуляция проникает в каждый дом и от нее человек не может укрыться, но он может изучить ее инструменты и приемы. Какой же вид воздействия на поведение индивида является манипуляцией? С.Г. Кара-Мурза считает, что манипуляцией обозначается то воздействие, которое побуждает индивида сделать такие поступки, что он оказывается в проигрыше. Корень слова "манипуляция" -латинское слово manus - рука (maniрulus - пригоршня, горсть, от manus и рle -наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.] С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»//www.kara-murza.ru/manipul.htm 

   Актуальность проблемы. Члены современного общества практически лишены диалога друг с другом, общение им заменяют СМИ. СМИ, а в большей степени телевидение, персонифицируют процесс коммуникации, тем самым повышая доверие и лояльность к себе. Однако в результате неспособности финансово обеспечивать себя, а также в результате стремления господствующего класса воздействовать на общество, СМИ попадают под влияние государства или олигархов. Главной целью собственников СМИ является изменение ценностей, восприятия действительности и интерпретации событий, а вследствие этого и поведения общества в выгодном для них направлении. Для достижения данной цели применяются различные манипулятивные технологии, которые присутствуют абсолютно во всех каналах СМИ. Сегодня вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ создают его. Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию.

     Знания, полученные в результате написания данной работы, можно применять в повседневной практике, исследуя материалы и программы различных СМИ на предмет использования в них манипулятивных приемов, а также защищая себя от воздействия манипулирования. 
 

2. Манипулятивные технологии в современных СМИ.

     2.1. Манипуляция как способ влияния на общественное мнение.

     В настоящее время на общество обрушивается огромный поток информации. Каждый день мы вынуждены принимать множество решений. Однако в большинстве случаев люди не задумываются о природе своих решений и действий, пребывая в уверенности, что в их основе лежат их собственные желания и убеждения.

     Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию, ведь гораздо проще принимать ее без вопросов.

     Манипулирование общественным сознанием можно рассматривать как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.) или отдельных личностей (олигархов, лидеров политических движений, религиозных сект). Эта деятельность осознанна и целенаправленна, у ее организаторов есть определенные цели, намерения получить выгодные для себя результаты.

     «Манипуляции общественным сознанием изучены плохо, несмотря на то, что упоминание о них можно найти еще у Платона («Государство») и Макиавелли («Государь»)» [16, с. 75-76].

     Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять). В словарях европейских языков манипуляция толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление). Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. Согласно С.Г. Кара-Мурза, от понимания манипуляции в техническом смысле (манипуляторы – приспособления для управления механизмами) произошло современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.

     С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие родовые признаки манипуляции:

     1)манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия. Мишенью манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности;

     2)манипуляция – скрытое воздействие, факт которого не должен быть обнаружен объектом манипуляции. Как замечает Г. Шиллер, «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться» [17, Миф о нейтралитете]. Если попытка манипуляции вскрывается и это становится известно широкой аудитории, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт применения манипулятивных технологий наносит значительный ущерб манипулятору. Еще тщательнее скрывается цель манипуляции. Иногда наряду с сокрытием и утаиванием информации применяется такой метод как «предельное самораскрытие», игра в искренность, например, когда политик хочет «сойти за своего» и показаться аудитории честным и искренним человеком;

     3) манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний;

     4) к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к особого рода вещам. Используя «живой материал», манипулятор добивается своих целей.

     Итак, процесс манипулирования людьми можно объяснить следующим образом. Он может рассматриваться как использование людей в целях получения выгоды манипулятором. Люди в этом случае превращаются в объекты манипуляции, обесцениваются и овеществляются. Действия, совершаемые над манипулируемым, неведомы, скрыты и незаметны для него. Психологический смысл манипуляций состоит в программировании и контроле поведения людей, получении над ними власти или преимущества за счет ограничения их свободы, выбора, создания такой ситуации, в которой объект будет вести себя выгодным для манипулятора образом, не имея выбора или не осознавая его. Цель любой манипуляции – скрывая свои истинные намерения, побудить человека к совершению определенных действий, изменению ценностных установок, мнений, отношений, представлений и взглядов. Необходимое условие – сохранить у объекта манипуляции иллюзию свободы выбора решений, иллюзию независимости. Иными словами, сделать так, чтобы человек был уверен, что он действует по собственной воле, что это его собственное желание. Например, покупатель в магазине выбирает хорошо и качественно разрекламированный товар из числа других менее известных. Этот товар ранее им не приобретался. При покупке он испытывает положительные эмоции, в его сознании всплывает визуальный ряд, показывающий счастливых и здоровых людей (они счастливы уже от одного обладания рекламируемым товаром), вспоминаются короткие фразы, которые заверяют покупателя в высоком качестве и преимуществе товара в своем классе. Покупатель даже не сомневается в том, что это его собственное решение - приобрести данный товар, ведь он выбрал его из немалого числа альтернатив. Но на деле покупатель, являющийся объектом манипуляции, даже не рассматривает должным образом эти альтернативы.

В данном примере покупатель, безусловно, был нацелен на удовлетворение своих потребностей. А. Карпов пишет: «Потребности человека психика «материализует» в виде набора стереотипов, установок, стандартных правил. Оценивая любую внешнюю ситуацию, человек сравнивает ее с этими стереотипами и делает «вывод» о том, насколько удовлетворена та или иная потребность. Этот «вывод» есть не что иное, как эмоция (слово вывод взято в кавычки, т.к. под ним обычно понимают логический вывод, а эмоция – это не логический вывод). Если потребность удовлетворена, мы, не задумываясь и не рассуждая, ощущаем положительную эмоцию (радость, благодарность), если нет - отрицательную (страх, гнев, ненависть)» [8, с. 45]. Именно потому, что эмоциональная сфера мало подвержена логике (большинство предпочитают эмоциональную оценку ситуации рассуждениям и логическим выводам), она является одной из самых уязвимых мишеней для манипулирования. Чтобы заставить человека действовать по заданной манипулятором программе нужно вызвать эмоцию настолько сильную, чтобы она заполонила человека, не дала возможности вернуться на рациональный уровень и спокойно обдумать ситуацию. 

     Нужно понимать, что всякая манипуляция есть взаимодействие и без участия объекта, на которого она направлена, манипуляция не состоится. С.Г. Кара-Мурза по этому поводу замечает: «Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели – и начинает действовать по новой программе – манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится. Манипуляция – это не насилие, а соблазн. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли. Значит, он нагружен ответственностью – устоять, не впасть в соблазн» [7, раздел I, гл.2].  
 

Тот, кто хочет построить защиту против попыток манипуляции его сознанием, должен преодолеть закостенелость ума, научиться строить в уме варианты объяснения. 

2.2.Способы манипуляции 

По мнению С.Г. Кара-Мурзы, подготовка к манипуляции состоит не только в том, чтобы разрушить какие-то представления и идеи, но и в том, чтобы создать, построить новые идеи, желания, цели. Это временные, "служебные" постройки, главная их задача - вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными и бессвязными, заставить человека усомниться в устойчивых жизненных истинах. Это и делает человека беззащитным против манипуляции.  

Рассмотрим основные приемы манипуляции, выделяемые С.Г. Кара-Мурзой в книге «Манипуляция сознанием»:. 

Язык - самое главное средство подчинения.  

«Мы - рабы слов», - сказал Маркс, а потом это буквально повторил Ницше. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.  

Гитлер писал в "Mein Kamрf": «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времен только волшебное могущество произнесенного слова. Большая масса людей всегда подчиняется могуществу слова».  

Современный философ С.Московичи подчеркивает: "Что во многих отношениях удивительно и малопонятно, это всемогущество слов в психологии толп. Могущество, которое происходит не из того, что говорится, а из их «магии», от человека, который их говорит, и атмосферы, в которой они рождаются». ] С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»//www.kara-murza.ru/manipul.htm 

Язык образов. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу.  

Знаковые системы. Если человек воспринял абсурдное количественное утверждение, его уже почти невозможно вытеснить не только логикой, но и количественными же аргументами. Манипулирующая сила числа многократно возрастает, когда числа связаны в математические формулы и уравнения - здравый смысл против них бессилен.  

Музыка. Тишина. Чтобы предотвратить возможность зарождения собственных групп интеллигенции в массе управляемых, ее нужно полностью лишить тишины. Создается такое звуковое и шумовое оформление окружающего пространства, что средний человек не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль.  

 Социальные стереотипы. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Стереотипы могут быть использованы как мишени для манипуляции. Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их остановиться, подумать, не принимать скоропалительных опасных решений. Ницше заметил: «Так как недостает времени для мышления и спокойствия в мышлении, то теперь уже не обсуждают несогласных мнений, а удовлетворяются тем, что ненавидят их».  

Информация о работе Технологии манипуляции в современных СМИ