Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:23, реферат
«Никто не говорит, что думать запрещено или собственные мысли нежелательны. Но желательные мысли производятся в таких масштабах, что собственное мышление тонет в их массе, а эти желательные мысли так тонко вводятся в сознание, что люди принимают это чужое мышление за результат работы собственной мысли и в высшей степени личное идейное достояние». (Иоганнес Бехер) Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием, он думает, что его-то уж не провести. В обыденной, спокойной жизни практически не обращается внимание на взаимовлияние вещей. Манипуляция проникает в каждый дом и от нее человек не может укрыться, но он может изучить ее инструменты и приемы. Какой же вид воздействия на поведение индивида является манипуляцией? С.Г.
1.Введение стр.3
2.Манипулятивные технологии в современных СМИ
2.1. Манипуляция как способ влияния на общественное мнение стр.4-6
2.2.Способы манипуляции стр.6-7
3. Манипуляция сознанием в СМИ
3.1.Основные приёмы стр.7- 12
3.2.Манипуляция общественным мнением в современных СМИ стр. 12 -21
4.Заключение стр.22
Под этим эмпирическим правилом лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям. Концепцию упрощения выдвинул еще в начале 20-х годов У. Липпман (будущий «журналист №1» США). Он считал, что процесс восприятия – это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса должна произвести стандартизацию явления, ставшего объектом сообщения. При этом, по его выражению, редактор должен опираться на стереотипы и рутинные мнения и «безжалостно игнорировать тонкости». Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.
Утверждение и повторение. Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в «краткой, энергичной и впечатляющей форме» – в форме утверждения. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. Это означает также просьбу к аудитории, к толпе принять идею без обсуждения такой, какой она есть, без взвешивания всех «за» и «против» и отвечать «да» не раздумывая.
Опираясь на сложившийся в мозаичной культуре тип мышления человека массы, СМИ в то же время стали важнейшим фактором укрепления этого типа мышления. Они приучали человека мыслить стереотипами и постепенно снижали интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании – повторение.
Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных весиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Будучи навязчивой идеей, повторение становится барьером против отличающихся или противоположных мнений. Таким образом, оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова… С помощью повторения мысль отделяется от своего автора. Она превращается в очевидность, не зависящую от времени, места, личности. Она не является более выражением человека, который говорит, но становится выражением предмета, о котором он говорит.
Дробление и срочность. Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.
Г. Шиллер [2] дает описание этой технологии: «Возьмем, например, принцип составления обычной телевизионной или радиопрограммы или компоновки первой страницы крупной ежедневной газеты. Общим для всех является полная разнородность подаваемого материала и абсолютное отрицание взаимосвязи освещаемых социальных явлений. Дискуссионные программы, преобладающие на радио и телевидении, представляют собой убедительные образцы фрагментации как формы подачи материала. Что бы ни было сказано, все полностью растворяется в последующих рекламных объявлениях, комических трюках, интимных сценах и сплетнях».
Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Это – один из самых главных принципов американских СМИ. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Ежедневное, а то и ежечасное обновление информации лишает ее какой-либо постоянной структуры. Человек просто не имеет времени, чтобы осмыслить и понять сообщения – они вытесняются другими, еще более новыми.
Г. Шиллер [2] пишет: «Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается. Соответственно ослабевает способность разграничивать информацию по степени важности. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах и наступлении национально-освободительных сил во Вьетнаме, растратах и забастовках, сильной жаре и т.д. мешают составлению оценок и суждений. При таком положении вещей умственный процесс сортирования, который в обычных условиях способствует осмыслению информации, не в состоянии выполнять эту функцию. Мозг превращается в решето, в которое ежечасно вываливается ворох иногда важных, но в основном пустых информационных сообщений».
Сенсационность. Обеспечивать фрагментацию проблем и дробить информацию так, чтобы человек никогда не получал полного, завершающего знания, позволяет использование сенсаций. Это – сообщения о событиях, которым придается столь высокая важность и уникальность, что на них концентрируется и нужное время удерживается почти все внимание публики. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных событиях, которых публика не должна заметить, или прекратить скандал или психоз, который уже пора прекратить – но так, чтобы о нем не вспомнили.
Подготовка сенсации – кропотливая и дорогая работа, которую выполняют профессиональные специалисты. Замечательно то, что поданная в виде сенсации на телевидении информация, со всеми репортажами с места события, интервью в прямом эфире и т.д., как правило, принципиально искажает происшедшее событие. Это отмечается в специальной литературе по данной теме. Но это и не важно, важен эффект, ради которого запускается сенсация. При этом зритель очарован именно тем, что он наблюдает «неожиданное», неотобранный жизненный материал, так что между ним и реальностью нет никакого посредника. Эта иллюзия достоверности – сильное свойство телевидения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В техническом отношении
информационная техника располагает к
распространению пассивности. Как легко
повернуть выключатель, устроиться на
диване и позволить образам беспрепятственно
проникать в мозг. Когда свойство коммуникационной
техники подкрепляется социально подготовленными
программами, намеренно добивающимися
такого парализующего воздействия, то
результат, как правило, поразительный.
Подобное сочетание
лишенных жизненного содержания программ
и располагающей к пассивности коммуникационной
техники - вот инструмент современного
аппарата манипулирования сознанием.
Необходимы усилия по преодолению или
хотя бы созданию противовеса этой вызывающей
пассивность системы. Творческий подход
мог бы способствовать развитию участия
к пробуждению сознания, но нельзя ожидать,
чтобы экономика стимулировала подобные
усилия, ведь кому-то выгоднее иметь в
подчинении покорных предсказуемых рабов,
а не думающих людей. В любом случае первой,
скромной задачей должно стать осмысление
манипулятивной функции информационных
средств во всех ее проявлениях, а затем
попытка противостоять, иметь собственное,
а не навязанное мнение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1) С.Г. Кара-Мурза
«Манипуляция сознанием» //www.kara-murza.ru/manipul.
2) Г.Шиллер «Манипуляторы
сознанием» //www.antiglobalizm.org/
3) Ходов А. «Манипуляция
и образование»//www.contr-tv.ru/
4) Зыкин Д. «Анатомия
рекламы»// www.contr-tv.ru/autor/32/
5) Сороченко В. «Энциклопедия
методов пропаганды»//www.
6) Зыкин Д. «Кованым
сапогом по юному мозгу»// www.contr-tv.ru/print/1226/
7) Симагин Г. «Тонкости
противодействия манипуляции»//www.contr-tv.ru/
8) Данилин А.Г. «
Наркотик массовой культуры» //www.antiglobalizm.org/drugs.
9) Мунтян П. «Влияние
сети Интернет на развитие человека как
психологическая проблема» //psynet.carfax.ru/
10) Гримак Л. «Гипноз
рекламы»//www.antiglobalizm.
11) В. Бритков, С.
Дубовский. Информационные технологии
в национальном мировом развитии. -- Общественные
науки и современность. №1, 2000.//www.antiglobalizm.org/
12) Сороченко В.
«Осторожно -- недобросовестная реклама!»
//www.antiglobalizm.org/free.
13) В. Бессонов «Пропаганда
и манипуляция как инструменты духовного
порабощения» Идеология духовного подавления
-- М., 1978.//www.antiglobalizm.org/
14) Моль А. Социодинамика
культуры. - М.: Прогресс, 1973
15)Почепцов Г. Г. Психологические войны. - Москва - Киев: "Рефл-бук", 2000
Почепцов Г. Г. Коммуникативные
технологии ХХ века. - Москва - Киев: "Рефл-бук",
2000
16)Засурский И. Масс-медиа
второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 1999
17)Леонов Н.С. Информационно-аналитическая
работа в загранучреждениях. - М., 1996
18)Зиновьев А. Русский
эксперимент. - М.: "Наш дом – L’age d’homme",
1995
Информация о работе Технологии манипуляции в современных СМИ