Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:57, реферат
Цель исследования изучить маркетинг в избирательных кампаниях.
Задача исследования: изучить функции, принципы, порядок реализации избирательного маркетинга.
Объектом исследования являются избирательный маркетинг.
Введение
Выборы как механизм формирования органов власти, несмотря на постоянную полемику вокруг форм и различных аспектов их проведения, являются необходимым элементом любого современного демократического государства. И с увеличением степени неопределенности их результатов, конкуренции - сущностной составляющей выборов - этот механизм лучше выполняет свою функцию отбора кадров. Кроме того, ответственность лиц, занявших свои посты посредством победы на выборах, возрастает: не выполняя свои обещания или проводя неэффективную политику, они рискуют потерей доверия и поддержки избирателей и тем самым - своих должностей.
Иными словами, условия и способы ведения предвыборной борьбы имеют существенное значение как для активных участников выборов - кандидатов и партий, так и для развития всего общества в целом, которым они управляют в случае победы.
Современная политическая практика характеризуется, с одной стороны, манипулятивностью инструментов в сфере воздействия на общественное сознание. С другой стороны, увеличиваются возможности владеющих технологиями и знаниями в области политического, и особенно -избирательного процесса.
Одним из самых эффективных комплексных инструментов, предназначенных для убеждения электората голосовать за определенного кандидата или политическую партию, стал избирательный маркетинг. Методология и технологии маркетинга, опробованные на коммерческих продуктах и политиках в странах Запада, заняли прочное место среди используемых российскими политическими консультантами технологий при проведении избирательных кампаний. Прошедшие полтора десятка лет альтернативных выборов в Российской Федерации выявили возможности применения избирательного маркетинга. Инструментарий предвыборной борьбы разработан, опробован и не уступает по уровню американскому, который считается самым развитым в мире. Однако имеется диссонанс между уровнем практического применения подобных технологий и теоретического их изучения, а также между уровнем знания специалистов, применяющих эти технологии, и просвещенности населения в целом.
Таким
образом, изучение технологий избирательного
маркетинга, применяемых в России,
выявления их сущности и особенностей,
а также обобщения и
Итак, в данной работе речь пойдет о маркетинге в избирательных кампаниях.
Цель исследования изучить маркетинг в избирательных кампаниях.
Задача исследования: изучить функции, принципы, порядок реализации избирательного маркетинга.
Объектом исследования являются избирательный маркетинг.
Избирательный маркетинг - совокупность технических приемов, использование которых позволяет обеспечить более тесную связь кандидата со своим потенциальным электоратом, познакомить кандидата с максимально большим числом избирателей и с каждым избирателем в отдельности, подчеркнуть различие между ним и его конкурентами, используя минимум средств, добиваться в ходе кампании оптимального числа голосов избирателей, необходимых для победы. Как часть политического маркетинга избирательный маркетинг имеет целью помочь политическим партиям и кандидатам разработать и эффективно провести избирательную кампанию.
Свободные открытые выборы высших должностных лиц и органов власти - один из базовых элементов любой демократии. В России успешно накапливается опыт проведения избирательных кампаний различного вида и масштаба, совершенствуется выборное законодательство, нарабатываются методы и процедуры организации и проведения выборов. Избирательные технологии - наиболее разработанный вид технологий, используемых в политической практике России.
Под
избирательной технологией
Анализ подходов современной политической науки к осмыслению проблем государственного управления показывает, что политический маркетинг выступает как синоним демократической политики государства, которое стремится не быть обременительным для своих граждан, управлять не столько принуждая, сколько убеждая. Поэтому о политическом маркетинге самые большие его энтузиасты говорят как об антибюрократической панацее, нацеленной, почти по Аристотелю, к “увеличению количества человеческого счастья”.Исходя из этого можно обозначить цели политического маркетинга в государственном управлении:
Первое – коррекция поведенческих моделей, сформировавшихся у определенных социальных групп и представляющих угрозу для сообщества в целом (наркомания, алкоголизм, другие формы девиантного поведения).
Второе – внедрение в социальную практику идей, ценностей, поведенческих алгоритмов, рассматриваемых обществом как положительные; к таковым относятся экономия энергетических ресурсов, бережное отношение к окружающей среде, забота о детях, пожилых людях и инвалидах, воспитание гражданственности, развитие политического участия и т.д.
Следует заметить, что маркетинговый вектор государственного управления как бы реализует идеи, высказанные известным французским социологом и экономистом Мишелем Крозье: государство не может командовать обществом, не может ему приказывать; бюрократический тип развития “сверху” только кажется быстрым и эффективным – как только “оседает пыль” от бюрократических перетрясок, выясняется, что ничто, по большому счету, не изменилось и прежние структура отношений, поведенческие стереотипы, ментальные характеристики прекрасно себя воспроизводят. Крозье предложена т.н. “косвенная стратегия изменений”, ориентированная на постепенную трансформацию системы управления, в русле которой вполне органично располагается и политико-административный маркетинг.
Способствуя реализации этих целей, маркетинг выступает в качестве универсальной управленческой технологии, приобретающей в то же время ярко выраженный политический смысл и демократическую направленность. Представляя собой технологию политического и государственного управления, маркетинг иногда “конкурирует”, иногда “сотрудничает” с другими современными технологиями – зондажами, “паблик рилейшнз”, социальной рекламой. Спецификой маркетингового подхода является нацеленность не просто на изучение рынка, но на управление им. Воздействуя на отношение, позицию и поведение потребителей, маркетинг приобретает качества весьма мощного управленческого инструмента, приближающие его к “старой доброй” политической пропаганде. Именно поэтому важно помнить о базовых условиях, в которых только и могут существовать демократические технологии управления – политико-идеологическом плюрализме, свободе конкуренции и выбора на политическом рынке.
Третьей целью маркетинга, пришедшего на службу государству, выступает оказание не технологической, а теоретико-методологической помощи в деле реформирования структур и содержания государственного управления. Маркетинговая составляющая административных реформ – очевидность, которую можно и нужно критиковать, но которую невозможно игнорировать.
Маркетинг,
используемый в сфере политико-
Меняется и природа продукта – по сравнению с тем, который производится в коммерческом секторе или избирательном процессе: этот продукт часто неосязаем и незрим – чистота и порядок на улицах, мир в стране, человеческое благополучие принадлежат к той категории благ, которые заметны только своим отсутствием.
Характер управленческой деятельности также отличается при сравнении частной и государственной структур: у последней нет той свободы действий, которая дана первой. Государственное учреждение не может ориентироваться в своей деятельности только на рыночный спрос; оно обязано руководствоваться соображениями и политической целесообразности, и корпоративных интересов.
Разнится и внешняя среда маркетинговой активности в частном и государственном секторах, представленная законодательными органами, политическими партиями, общественными организациями и осуществляющая жесткий прессинг на государственные структуры. В такой ситуации чрезвычайно затруднительно руководствоваться только лишь игрой спроса и предложения на политическом рынке.
Подчеркнем и тот неоспоримый факт, что есть сферы, в которых государство есть и будет монополистом – оборона, внешняя политика, внутренние дела. В этих сферах скорее применимы приемы “паблик рилейшнз”, институциональной рекламы, хотя и маркетинговый подход при разумном использовании не заказан.
Таким
образом, избирательный маркетинг – наряду
с другими теориями и технологиями – дает
нам возможность воздействия на содержание
и формы государственного управления,
взаимодействия государства и общества,
функционирование механизма прямых и
обратных связей, демократизацию взаимоотношений
управляемых и управляющих.
1.1
Функции избирательного
маркетинга
Иными словами, избирательный маркетинг предполагает: исследование избирательной конъюнктуры, анализ настроения избирателей и оценку их готовности поддержать те или иные программы; социально-экономическую и политическую диагностику избирательного округа. На основе социологической проработки политического рынка намечаются стратегия и тактика кампании, её направления («оси»), средства и методы их реализации. Политическая пропаганда должна иметь чётко выраженную направленность на отдельные категории избирателей («сегментация» электората); важно определить «образ» кандидата, а саму организацию кампании (план-календарь кампании, специализацию групп поддержки, встречи кандидата с избирателями, выбор содержательного и графического исполнения предвыборных плакатов и т.п.) подчинить определённым правилам.
В реальных кампаниях отмеченные этапы далеко не всегда присутствуют в полном объёме. Очень редко делается квалифицированная и полная диагностика избирательного округа. Недостаточно подробно проводится «сегментация избирателей», а потому политическая пропаганда направляется на всех избирателей сразу, что делает её менее эффективной.
Редко кто задумывается о целенаправленном формировании оптимального образа кандидата, особенно если кандидат хорошо известен. Часто специально не разрабатываются «оси» кампании, поэтому стратегия и тактика неубедительны. Всё это может либо привести к провалу на выборах, либо резко удорожит кампанию - это плата за недостаточно продуманное планирование.
Каждый из представленных этапов избирательного маркетинга содержит большое число самостоятельных элементов и программ, поэтому разработка эффективной технологии избирательной кампании предполагает более детальное рассмотрение выделенных этапов.
Кроме
общих принципов избирательного
маркетинга, избирательная технология
подразумевает также создание системы
управления и реализации, формирование
команды кандидата и организацию её работы.
Опыт
российских кампаний продемонстрировал
несколько наиболее часто используемых
моделей избирательных
2.1
Рыночная модель
В рыночной модели кандидат или избирательное объединение рассматриваются как товар, который консультанты и организаторы кампаний должны продать покупателям-избирателям, используя различные методы рекламы и пропаганды.
Обычно такие кампании бурно развиваются в короткий промежуток времени официальной избирательной кампании. При этом избиратели чаще всего рассматриваются как статисты, как объект манипулирования методами политической рекламы, а сам кандидат приобретает сконструированный политическими маркетологами имидж, часто весьма далёкий от реальности.
В
условиях рыночной модели выборов на
главное место выходит не кандидат
- товар, а консультант-маркетолог-