Технологии избирательной кампании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассказано о том, что такое избирательные технологии, представить их типологизацию, рассказать об основных этапах избирательной кампании и избирательных технологиях, используемых в них.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…3
1.Модели избирательных кампаний……………………………….… 6
2.Избирательный маркетинг……………………………………….…11
3. Стадии проведения избирательной кампании и избирательные технологии, используемые в них….………...…14
Заключение………………………………………………………...……26
Список литературы……………………………………………….……29

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 138.00 Кб (Скачать)


Исторический факультет

 

Заочное отделение

 

Сыктывкарский государственный университет

Специальность: «Связи с общественностью»

 

 

 

Контрольная работа

 

По курсу «Политология»

 

На тему: «Технологии избирательной кампании»

 

Выполнил: студент 5350 Овчинникова Марина

Руководитель: Кузьмин А.Г.

 

 

 

 

Дата отправки работы в университет:

Дата регистрации работы факультетом:

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2011

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………...…3

1.Модели избирательных кампаний……………………………….… 6

2.Избирательный маркетинг……………………………………….…11

3. Стадии проведения избирательной кампании и избирательные технологии, используемые в них……………………………….………...…14

Заключение………………………………………………………...……26

Список литературы……………………………………………….……29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во всем мире наиболее цивилизованной формой правления в обществе считается республика, особенностью которой является как раз формирование органов власти  путем выборов. 

  Мы живем в России. В стране, которая  до сих пор переживает трудное время становления демократии, в стране, где идет ломка стереотипов оставшихся от тоталитарного прошлого, где гражданское общество еще спит. При переходе от тоталитаризма к демократии, по всей видимости, неизбежным является этап авторитарного государства, уже в настоящее время на местном уровне обозначились эти тенденции. В связи с этим особое значение приобретают существующие в нашей стране институты гражданского общества, как связующие звено, которое может вывести Россию к демократии, эволюционным путем, без революционных потрясений. Выборы и являются одним из таких институтов. Свободные открытые выборы высших должностных лиц и органов власти – это один из базовых элементов любой демократии.

   Выборы предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.

Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.

В России успешно накапливается опыт проведения избирательных кампаний различного вида и масштаба, совершенствуется выборное законодательство, нарабатываются методы и процедуры организации и проведения выборов. Именно технологизация методов подготовки организации и проведения выборных кампаний оказывает наибольшее влияние на избирательный процесс в современной России.

Что же скрывается за этим таинственным словосочетанием «избирательные технологии?» Избирательные технологии - это наиболее разработанный вид технологий, используемых в политической практике России. Обычно под избирательными технологиями понимают совокупность логически взаимосвязанных моделей, методов и конкретных способов подготовки, организации и проведения избирательных кампаний, направленных к тому, чтобы достичь желаемого результата на выборах. Эффективность избирательной технологии не может обеспечить простой набор приёмов и методов воздействия на избирателя. В её основе должно лежать глубокое понимание сущности электорального процесса, отдельных его составляющих. [1]

В данной работе будет исследоваться Российский опыт, проблемы избирательных технологий в нашей стране, так как в Западных странах они уже давно находятся на высоком уровне, а в нашей стране политический маркетинг совсем недавно появился и только начинает набирать обороты.

В работе мы должны рассказать о том, что такое избирательные технологии, представить их типологизацию, рассказать об основных этапах избирательной кампании и избирательных технологиях, используемых в них.

Мы должны рассказать о том, как развиваются технологии избирательной кампании в России.

Современные политологи обширно изучают технологии избирательных кампаний и создают многочисленные работы, посвященные этой теме.

В данной работе были использованы:

Работы Максимов А. «Как эффективно провести избирательную кампанию», «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт)», Соловьева А.И. «Политология: Политическая теория, политические технологии», Ковлера  А.И. «Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт» и др. Кроме того, использовались различные статьи и интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

1.Модели избирательных кампаний

 

Для того, чтобы начать речь об избирательных технологиях нужно дать ответ на вопрос что такое избирательная кампания. Ведь в настоящее время эти словосочетания стали просто неразделимы.

Определение ИК[2]

В Россию избирательные технологии проникли чуть более десятилетия назад, В настоящее время выделены наиболее часто используемые модели избирательных технологий предвыборной борьбы: рыночная, административно-командная, организационно-партийная, неструктурированная и комплексная.

Данные модели отличаются по ряду признаков. Их  различают как по набору методов выборной борьбы, так и, что является главным, по основным ресурсам, используемым в ходе этой борьбе. Обратимся более подробно к каждой из моделей.

Рыночная модель.  Суть рыночной модели состоит в том, что  кандидат или избирательное объединение рассматриваются как товар, который консультанты и организаторы кампаний должны продать покупателям, т.е избирателям, используя различные методы рекламы и пропаганды.
Обычно такие кампании бурно развиваются в короткий промежуток времени официальной избирательной кампании. При этом избиратели чаще всего рассматриваются как статисты, как объект манипулирования методами политической рекламы, а сам кандидат приобретает сконструированный политическими маркетологами имидж, часто весьма далёкий от реальности. В условиях рыночной модели выборов на главное место выходит не кандидат - товар, а консультант-маркетолог-продавец, задача которого создать такую привлекательную обёртку-имидж, которая позволит сбыть избирателю товар любого качества. Основной ресурс таких рыночных кампаний - денежные средства, которые тратятся как на оплату консультантов, так и на интенсивную рекламную кампанию, прежде всего в СМИ. Рыночные модели могут существовать только в условиях демократического общества, где свободный доступ к средствам массовой информации обеспечивается любому, кто платит деньги. Однако серьёзные избирательные кампании выигрываются не только деньгами и наёмными командами, но, прежде всего самим кандидатом. Многие кампании проиграны именно потому, что переоценивались возможности технологического обеспечения кампаний.

Административно-командная модель. Главным ресурсом административно-командной модели является реальная власть. Поэтому пользователями такой модели могут стать лишь кандидаты или избирательные объединения, обладающие властно-распорядительными полномочиями, т.е. близкие к органам исполнительной власти. Эта модель практически не используется в зарубежной политической практике, но современные российские администраторы умело применяют опыт, накопленный ещё в дореформенный период. Грамотное использование административно-командных ресурсов в некоторых регионах может обеспечить выигрыш всей кампании. Но в условиях демократизации общества сфера применения этих методов постепенно сужается. Административные методы могут создать видимость высокой предвыборной активности, однако достигнут реального результата лишь при совпадении дополнительных условий: личной заинтересованности в успехе всей исполнительной вертикали; наличии в такой кампании изрядной доли интеллекта; умении проводить пропагандистские мероприятия; при поддержке этих мероприятий финансовыми ресурсами. Поэтому ориентация исключительно на силы работников аппарата администрации обычно приводит к поражению. Так же, как и рыночная, административная модель предполагает интенсивную работу лишь в период официальной избирательной кампании. Опыт показывает, что даже сильному руководителю удаётся полностью мобилизовать властные ресурсы только к самому концу кампании, какой бы продолжительности она ни была. Есть несколько разновидностей административно-командных моделей организации выборов. Наиболее распространённая из них - это «мягкое», «неявное» использование власти для продвижения своего кандидата или компрометации соперника. В этом случае командные ресурсы во многом заменяют деньги. Например, по льготным ценам организуется публикация в прессе, в выгодном свете представляющая нужного кандидата, используется служебная рассылка в целях агитации и т.д. Другой метод - более жёсткий. Это выдача заданий нижестоящим органам управления, чтобы получить необходимый процент голосов за нужного кандидата, сопровождающаяся санкциями и поощрениями. Ещё одна разновидность административной модели выборов - организация избирательной кампании по патриархальному принципу, что часто встречается в национальных республиках или областях с компактным проживанием этнических групп. Выборы глав администраций регионов, мэров городов - тот самый случай, когда административные методы используются достаточно широко. Ведь большинство действующих губернаторов и мэров выставляют свои кандидатуры на новые выборы.

          Организационно-партийная модель. В организационно-партийной модели избирательной кампании основной упор делается на работу региональных организационных структур того или иного избирательного блока или партии. Здесь главный ресурс избирательной кампании - организация. От предыдущих эта модель отличается тем, что работа строится по принципу «постоянного присутствия» в регионе, городе, посёлке и т.д. Агитационная деятельность не прекращается, несмотря на наличие или отсутствие официально объявленной выборной кампании. Основной ресурс такой кампании - многие тысячи активных и подготовленных пропагандистов, постоянно работающих в массах. Этот ресурс невозможно получить за один или несколько месяцев, он нарабатывается десятилетиями. Главные действующие фигуры в этой модели - партийные активисты и организационные структуры. Кампания, построенная по организационно-партийному принципу, - один из самых эффективных методов выборной борьбы. Обычно стратегия и тактика избирательной кампании разрабатываются в центральных партийных органах и доводятся отдельными фрагментами до региональных структур для исполнения, однако местные организации всегда имеют большое поле для проявления инициативы. Именно это, а также способность местных отделений учитывать в агитации и пропаганде менталитет жителей, выявлять их насущные потребности и определяет успех.

         Неструктурированная модель. Выборные кампании неструктурированной модели были присущи начальному этапу демократизации в нашей стране. По этой модели строились кампании многих кандидатов в 1989-м, 1990-м, 1993 годах. Успех некоторых из них объяснялся самоотверженностью и бескорыстием групп поддержки, способных окупить все недостатки организации. И всё же основной ресурс такой кампании - сам кандидат, который чаще всего и планирует и исполняет все агитационные акции. Иногда кандидат действительно верит, что именно его идеи способны всколыхнуть массы и обеспечить победу. Успех неструктурированной кампании возможен в отдельных регионах, однако в целом она не выдерживает конкуренции с серьёзно подготовленными выборными предприятиями.

       В современной политической практике редко встречаются избирательные кампании, использующие лишь одну из представленных выше моделей. Элементы других моделей можно найти в организации и проведении любых выборов, однако в полной мере использовать преимущества всех удаётся далеко не в каждой кампании.

Комплексная модель. В современной политической практике редко встречаются избирательные кампании, использующие лишь одну из представленных выше моделей. Реальная жизнь сложней и многообразней. Элементы тех или иных моделей можно найти в организации и проведении любых выборов, однако в полной мере использовать преимущества всех из перечисленных подходов удается далеко не в каждой кампании. Основным фактором здесь является наличие ресурсов у кандидатов и организаторов.

       Не прекращаются споры о том, какая модель выборов наиболее уместна для России. В данный момент представляется оптимальной рыночная, или маркетинговая, модель избирательных технологий. Она стала базой для создания методов политического маркетинга в России. Однако способы структурирования и планирования основных этапов кампании, принципы коммуникации между политиками и гражданами оказались достаточно универсальными и эффективными и для других моделей избирательных кампаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Избирательный маркетинг

 

Что же означает это загадочное словосочетание «избирательные технологии»? Ответ на данный вопрос я решила найти в книге Соловьев А.И. «Политология: Политическая теория, политические технологии» Он дает следующее определение избирательных технологий. Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата называется избирательной технологией. [3]Главная особенность избирательных технологий, по мнению Соловьева,  нацеленность их на включение социально-психологических механизмов, регулирующих поведение избирателей, обращение к убеждениям граждан, их ценностным ориентациям, интересам, настроениям, устремлениям и чаяниям.     

Информация о работе Технологии избирательной кампании