Технологии избирательной кампании

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассказано о том, что такое избирательные технологии, представить их типологизацию, рассказать об основных этапах избирательной кампании и избирательных технологиях, используемых в них.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…3
1.Модели избирательных кампаний……………………………….… 6
2.Избирательный маркетинг……………………………………….…11
3. Стадии проведения избирательной кампании и избирательные технологии, используемые в них….………...…14
Заключение………………………………………………………...……26
Список литературы……………………………………………….……29

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Все предыдущие технологические элементы избирательной кампании можно считать подготовкой к разработке стратегии и тактики избирательной кампании. Под стратегией обычно понимается общая направленность, содержание и порядок действий кандидата и его команды по достижению своих целей. [6]Суть избирательной стратегии в том, чтобы определить, как максимально увеличить свои преимущества и использовать слабые стороны конкурента, чтобы добиться своих целей на выборах.

Избирательная стратегия, поэтому всегда базируется на диагностике избирательного округа, выявлении адресных групп населения, определении ключевых проблем; формулировке целей кандидата; оценке ресурсов кандидата и его соперников; наборе сценариев хода кампании.

Избирательная стратегия всегда включает несколько обязательных элементов: рекламу своей позитивной программы; оборону там, где кандидат наиболее уязвим; разоблачение недостатков соперников. Разработка тактических шагов обычно жёстко привязывается к стратегическим этапам кампании.

Большинство современных, в том числе региональных, кампаний сопровождаются разработкой стратегии и плана рекламной кампании. В политических кампаниях обычно используются следующие формы рекламы: выступления кандидата и доверенных лиц перед «живой» аудиторией, наглядная агитация, листовочная кампания, прямые почтовые отправления, телефонные звонки, уличная реклама, сувенирная продукция, реклама в печатных изданиях, на радио и телевидении и т.д.

При планировании учитываются следующие факторы: сравнительная стоимость различных видов рекламы; сравнительные затраты времени кандидата и добровольцев, требуемые для использования различных типов рекламы; способность средств массовой информации доходить до конкретных групп избирателей; способность разных видов рекламы удовлетворять различным задачам рекламной кампании; последовательное развитие плана рекламной кампании; координация плана рекламной кампании с другими задачами предвыборной кампании.

Так, известный российский технолог А. Максимов отмечает, что на политическом рынке России в конце 90-х гг. основными типажами были следующие: гуманитарий (ученый, преподаватель, экономист. Примеры: Г. Явлинский, Г. Селезнев, С. Федоров); хозяйственник (примеры: Ю. Лужков, Ю. Маслюков, В. Стародубцев, Ю. Скоков); борец (примеры: В. Анпилов, С. Ковалев, В. Новодворская, В. Жириновский, А. Макашов); человек власти (вождь нации, государственный человек, крупный чиновник. Примеры: Б. Ельцин, Е. Примаков, В. Черномырдин, М. Шаймиев); силовик (генерал. Примеры: А. Лебедь, А. Николаев, Р. Аушев, А. Руцкой, Л. Рохлин); технократ (менеджер западного типа. Примеры: А. Чубайс, С. Кириенко); бизнесмен (примеры: Б. Березовский, К. Илюмжинов, К. Боровой, А. Тарасов); экзотик (полярники, звезды эстрады, спорта и т. п. Примеры: И. Кобзон, А. Чилингаров)[7]

 

11.Политическая реклама в избирательной кампании - целенаправленная деятельность по организации информационного воздействия на поведение избирателей, чтобы формировать в общественном сознании и поведении устойчивое позитивное отношение к кандидату, его политическому, социальному и личностному имиджу, программе, а также создать социально-психологические предпосылки к отдаче голосов за кандидата в день выборов. Под это определение попадает любая деятельность, осуществляемая во время избирательной кампании. По сути, большинство публикаций в прессе в этот период - рекламные, большинство передач о кандидате по телевидению - тоже рекламные. Специфика прямой политической рекламы, в отличие от других видов информационного воздействия, используемых во время избирательных кампаний, в её лаконичности. Рекламное обращение - будь оно выражено текстом, рисунком, звуком, видеосюжетом - должно быть ясным, кратким, несущим основную идею.

Время политической рекламы в избирательной кампании ограничено периодом самой кампании. Такая временна́я экстрасжатость и необходимая информационная насыщенность служат условиями стремительного, динамичного разворачивания рекламной кампании. Они же обусловливают ограниченное число (часто одну) и яркость рекламных целей и необходимость чёткой организационной работы по технологическому обеспечению политической рекламы. Временны́е рамки ставят специалистов по проведению политических избирательных кампаний, в том числе и рекламщиков, в положение сапёров, «которые могут ошибиться только один раз».
    Результирующий элемент процесса планирования – 12.разработка графика избирательной кампании. Он служит основой для налаживания взаимодействия между различными подразделениями штаба, активистами, добровольцами, региональными координаторами, то есть всей командой сторонников кандидата.

13.Разработка финансового плана кампании предопределяется структурой бюджета кампании, расходами, которые должны быть представлены в смете: на покупку информационного пространства в СМИ; на публикацию предвыборных материалов; на организацию митингов; на почтовые расходы; на оплату услуг внешних экспертов и консультантов и работу собственной команды кандидата; на арендную плату за помещение штаб-квартиры, охрану, транспорт; на поездки кандидата и его представителей по округу; на проведение благотворительных акций и т.д. с учётом мельчайших расходов.

Необходимость и важность чёткого контроля за исполнением намеченных планов и программ обусловливает выделение этапа разработки плана координации программ и контроля за исполнением плана и графика кампании в особый элемент стратегического планирования. Это необходимый этап как для кампаний федерального и регионального уровней, в которых задействованы многие сотни людей на обширной территории, так и для кампаний местного масштаба. По оценкам специалистов, в зависимости от масштаба и типа кампании, недостатки координации и контроля снижают эффективность кампаний на 20-30 процентов, задерживают её развёртывание во времени, повышают стоимость.

14.Работа в день выборов предполагает: контроль за ходом голосования. Основная цель - не допустить манипуляций и нарушений со стороны команд соперников и избирательной комиссии; контроль при подсчёте голосов - самая важная часть работы в день выборов. Известны случаи, когда лидирующие кандидаты проигрывали лишь потому, что на нескольких участках не выставляли своих наблюдателей; юридическое сопровождение. Создаётся передвижная бригада в составе юриста, сотрудника МВД, представителя исполнительной власти, чтобы оперативно реагировать на факты нарушения законодательства о выборах; обеспечение явки избирателей для голосования. Это направление деятельности достаточно широко описано в литературе по политическим технологиям. Поэтому обозначим основное. За несколько дней до выборов необходимо обойти квартиры или провести телефонный опрос по поводу возможности и желания избирателей голосовать. В это время можно напомнить избирателям о необходимости в случае нужды заранее пригласить членов избиркома с переносной урной для голосования, в случае отъезда избирателя попросить их проголосовать досрочно. Надо помнить, что неявка избирателей на участки может полностью опровергнуть прогнозы и исказить результаты голосования. 15.Цель заключительной стадии - обеспечить кандидату плавный выход из избирательной кампании в зависимости от её результатов и дальнейших намерений баллотироваться. На этой стадии выполняются обещания, данные сторонникам и команде, любой результат выборов трактуется как важный успех в политической деятельности кандидата, начинается кампания по налаживанию связей с общественностью, создаются информационные поводы (по итогам голосования), закрепляется созданный имидж политика. Это не означает, что рекламное обращение должно состоять из одной фразы. Оно практически всегда содержит определённую информацию (фактологическую, эмоциональную и др.), способствующую восприятию основной идеи обращения. В данном случае лаконичность исключает размытость повествовательности, означает концентрацию, сжатость.

 

 

 

Заключение

Делая выводы, надо еще раз отметить, что мы в нашей стране переход к демократическому обществу еще только начался, у нас происходит ломка устоявшихся стереотипов и выборы являются одним из неотъемлемых элементов новой системы.

Данная работа посвящена избирательным технологиям, без которых теперь не проходят ни одни выборы, ни одна избирательная кампания. В России свой опыт поведения избирательных кампаний с использованием политического маркетинга очень мал, поэтому научиться правильно, использовать избирательные технологии мы можем в странах Запада, где институт выборов возник намного раньше, чем в России. Не зря применительно к экономическому развитию принято говорить о «выгодах отсталости». Более отсталые страны имеют возможность развиваться быстрее, если перенимают технические достижения более сильных в экономическом отношении государств. В сходном смысле можно отметить и некоторые преимущества запоздалого политического развития. Страны, занятые сейчас строительством институтов политической демократии, способны воспользоваться опытом других государств.

Подлинно демократические выборы невозможны без выработки и соответствующего развития и использования избирательных технологий или политического маркетинга в западном варианте. Политический маркетинг обозначает разнообразную организационно-техническую и управленческую деятельность по регулированию экономических, социальных и политических отношений. Задача избирательных технологий заключается в том, чтобы наиболее выгодно преподнести своего претендента, нейтрализовать соперников и приложить максимум организационно-пропагандистских усилий, чтобы избиратели «купили» именно данный рекламируемый «товар». Избирательные технологии являются своеобразным индикатором, по которому можно судить об уровне развития избирательной системы. Поэтому изучение и развитие избирательных технологий является актуальнейшей задачей в современной России. Не зря при каждой администрации, начиная с президентской и заканчивая районной, существует информационно-аналитический отдел, одной из главных задач которого является именно изучение избирательных технологий.

Данная  тема сейчас интересует многих людей в нашей стране. Люди хотят знать, изучать опыт других демократических государств в избирательных технологиях, перенять опыт специалистов в вопросах предвыборной борьбы. Избирательные технологии не сразу появились в тех формах, к которым мы привыкли. Они постепенно развивались, из года в год, совершенствовались параллельно с появлением новых технологий в тех областях, с которыми непосредственно связаны. Средства массовой информации все глубже проникают в жизнь современного человека, а ведь СМИ стали неотъемлемой частью раскрутки кандидатов на выборах всех уровней. СМИ помогают нам не только узнать о программах политиков, партий, но и доносят до нас их реальные действия. С появлением и развитием интернета у  кандидатов появилось еще больше возможностей донести до народа свои идеи. Теперь у политиков есть возможность создавать свой предвыборный штаб из людей, которые знакомы с теорией проведения избирательных кампаний. Существуют специальные центры, которые занимаются продвижением кандидатов, причем у них уже появились значительные списки выборов, участие в которых они принимали. И все это опять-таки можно найти в интернете, не отходя от своего компьютера собрать команду. Сейчас много возможностей для рекламы. Ни одни современные выборы не обходятся без юношей и девушек, раздающих листовки с политической рекламой в особенно многолюдных местах.  А совершенствование законодательства в области выборов позволяет развиваться честным избирательным технологиям. Конечно, не все гладко и замечательно, постоянно появляются сообщения в СМИ в подтасовке результатов выборов. Это может означать тщетность всех усилий кандидатов и трату огромных денежных средств в пустую. Но это не означает, что от института выборов следует отказаться в будущем. Как раз наоборот. Ведь подобные случаи происходят преимущественно в тех странах, где к выборам не окончательно привыкли, где не окончательно разработаны все механизмы, например, в странах бывшего СССР. В США, Канаде, странах Европы таких проблем практически не возникает, что говорит о высоком развитии избирательных технологий. Развивающимся странам, странам с молодой демократией, нашей стране необходимо следовать примеру старших собратьев в вопросах не только экономических, но и политических. Я считаю, что технологии избирательной кампании будут развиваться и дальше, будут совершенствоваться и единственно верный и справедливый способ прихода к власти в будущем – демократические выборы.

В целом, избирательные технологии в современной России:

1.         находятся на трудном пути своего становления, далеки еще по уровню развития, разработанности теоретической базы, от технологий, применяемых в западных странах;

2.         российские избирательные технологии развиваются, об этом свидетельствуют несколько тенденций – появилась прослойка людей профессионально занимающихся выборами (имиджмейкеры, спичрайтеры), появляются организации, в основном при крупных партиях и администрациях различного уровня, занимающиеся разработкой проблем избирательных технологий.

    Проблематичным является изучение избирательных технологий в России, так как данные технологии появились в России сравнительно недавно, в конце 80-х годов, и их база для изучения еще слишком мала. Кроме того, люди, которые занимаются разработками и изучением избирательных технологий в России только начинают появляться и для них есть огромное поле деятельности, над которым надо трудиться, чтобы получить плоды.

Список используемой литературы

 

1. Браун Л. Имидж - Путь к успеху. Спб: Питер Пресс, 1996.

2.Всеин В.Р. Основы менеджмента, М.: О-во «Знание» России, 1996.

3. Гоулд. Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании/ /Политические исследования. М., 1993. №4.

 

4.Громыко А.Л. Политическая власть. М.: О-во «Знание» России. МГИУ, 1999 ч.1.

5.Громыко АЛ. Политическая власть и ее составляющие. М.: О-во «Знание» РФ. МГИУ, 1999 ч.1

6. Денис В. Выборы как индикатор политических процессов в постсоветской России/ /Власть. М., 1998. №3.

7. Зотова З.М. Избирательная кампания: технологии проведения. М.: Российский центр избирательных технологий, 1995.

8. Клямкин И. Предвыборный лабиринт / / Власть. М., 1995. N 5. С. 26-33.     

9. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М.: Институт государства и права РАН, 1995.  

10. Колюшин Е. Финансирование выборов / / Рос. Федерация. М., 1995. N 22.

11. Левчик Д. А. Основные элементы актуализации имиджа кандидата в депутаты в ходе   подготовки и проведения избирательной кампании / / Вестн. Моск. ун-та.  Сер. 12, Полит. науки. М., 1995. N 2.

12. Максимов А. Как эффективно провести избирательную кампанию. М. 1995.

14.Марченко Г.И., Носов И.А., Имидж политика. М.: 1997.

13. Сухопаров А. Магическое слово "выборы" / / Человек и закон. М., 1995.  N 9.

14.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 559 с.

Информация о работе Технологии избирательной кампании