Избирательные кампании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:22, реферат

Краткое описание

Политические партии представляют собой один из базовых институтов современного общества, без которого не мыслится функционирование представительной демократии. Выполняя роль посредника, между гражданским обществом и государством, партии являются частью механизма саморегуляции социума. Благодаря институту партий, антагонизм, внутренне присущий отношениям между обществом и государством, утверждается в безопасных для сохранения социальной стабильности пределах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1.Стратегия и тактика избирательных кампаний………………..……....5
2.Агитационная кампания………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………..…40
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

политическое управление.docx

— 72.07 Кб (Скачать)

оглавление

Введение……………………………………………………………………3

1.Стратегия и тактика избирательных кампаний………………..……....5

2.Агитационная кампания………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………..…40

Список используемой литературы……………………………………….41

 

ВВЕДЕНИЕ

Политические партии представляют собой один из базовых институтов современного общества, без которого не мыслится функционирование представительной демократии. Выполняя роль посредника, между гражданским обществом  и государством, партии являются частью механизма саморегуляции социума. Благодаря институту партий, антагонизм, внутренне присущий отношениям между  обществом и государством, утверждается в безопасных для сохранения социальной стабильности пределах. Партии не только выражают интересы определённых слоев  общества, но и участвуют в формировании этих интересов. Трансформируя социальную неудовлетворённость в позитивные цели, партии направляют стихийную  энергию протеста в русло конституционной  борьбы за них путем участия в  избирательных кампаниях и последующем  включении своих представителей в состав органов власти. Выходя на выборы со своими политическими  программами, они дают населению  возможность выбирать между различными вариантами будущего развития, победившая партия реализует программу, одобренную избирателями.

Формирование всестороннего  знания о деятельности партий имеет  как научное, так и прикладное значение. В научном плане актуальность анализа участия партий в избирательном  процессе обусловлена совокупностью  ряда факторов:

• во-первых, политические партии в России являются важной составляющей общественной жизни. В условиях, когда  процессы изменений затрагивают  все сферы жизнедеятельности  общества, а демократия не окрепла  и механизмы взаимодействия гражданского общества и государства ещё не отработаны, роль партий усиливается;

• во-вторых, политические партии являются неотъемлемым элементом демократии, поскольку дают возможность гражданину полнее реализовать право выбора, конкурируют между собой в  выработке новых проектов общественного  устройства;

• в-третьих, для эффективного проведения реформ российское общество нуждается в общественном консенсусе, в достижении которого важную роль призваны играть политические партии;

• в-четвёртых, данная тема представляется исключительно важной для политических и социальных наук, бурное развитие которых наблюдается  в России в последние годы.

Проблемы включения партий в избирательный процесс важны  и для политической практики. Российская политическая система находится  в состоянии крайней нестабильности, и процесс структурирования новых  политических институтов в ней далёк  от своего завершения. Успех этого  процесса во многом зависит от хода и итогов избирательных кампаний, в которых разворачивается борьба партий, движений, блоков и отдельных  кандидатов. И от того, какая из вступивших в предвыборную гонку политических сил станет победителем, будет зависеть будущее страны.

Таким образом, актуальность данной работы вызвана потребностью изучения противоречивого процесса развития в современной России избирательной и партийной систем. Объект исследования — избирательная система и избирательные процессы в современной России.Предмет исследования - участие российских политических партий в избирательных процессах.

 

1. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА избирательных кампаний

 

С момента проведения первых выборов, непрерывно совершенствовались технологии избирательных кампаний. По мере того как росло значение выборов в политической жизни, также  росло значение избирательных технологий, накапливался опыт борьбы – побед  и поражений, совершенствовалась технологии. В настоящее время в странах  Запада накоплен значительный опыт организации  и проведения предвыборных кампаний. Обобщив его, можно представить  следующую модель избирательной  кампании.

Подготовительный этап занимает важное место в избирательной кампании, если тактические ошибки в большинстве  случаев можно устранить, то ошибки допущенные в ходе подготовки к выборам, при разработке стратегии фатальны. Его начало зависит от уровня выборов  – национальные, региональные, местные. Подготовка к президентским выборам  начинается не менее чем за 3 года до них. Парламентские партии агитационную деятельность не прекращают ни на минуту, все свои действия рассматривают  с точки зрения влияния на электорат. Подготовка к региональным и местным  выборам начинается за 6 – 8 месяцев  до них.

Независимо от уровня выборов участник предвыборного марафона первым делом  формирует костяк команды (предвыборного  штаба) и начинает работу по исследованию электоральных предпочтений, настроений избирателей, общей ситуации в стране (регионе), отслеживает и собирает информацию о вероятных соперниках. Предвыборный штаб – основной аналитический  и исполнительный орган избирательной  кампании, призван реализовывать  все основные функции предвыборной деятельности. Основные функции штаба  следующие:

  • менеджерские: планирование, организация, распределение работ, мотивация, контроль, коррекция процесса, управление программами и информационными потоками, представительство и лоббирование;
  • информационно – аналитическая;
  • рекламная, в том числе агитационно-пропагандистская;
  • связи с общественностью;
  • материально – техническое обеспечение;
  • юридическая;
  • сбор средств на кампанию;
  • финансово – бухгалтерская;
  • обеспечение работы оперативных групп
  • обеспечение безопасности.
  • Структура штаба выстраивается в соответствии  с основными необходимыми функциями, для большей наглядности её удобней представить графически, в виде схемы (см. схему №1).

Распределение функций и  ответственности в штабе обычно строится на двух принципах: первых из них – это выполнение членами  штаба тех обязанностей которое  у них лучше всего получаются и к выполнению которых они  лучше всего подготовлены предыдущим опытом работы, и второй принцип  - необходимость распределения между  членами штаба всех основных функций  и направлений деятельности. Из сотрудников  структурных подразделений штаба  могут организовываться временные  проблемные группы для выполнения отдельных  конечных по времени функций. Например, обычно создается комитет стратегического  планирования, который и отвечает за весь процесс принятия ключевых решений, разработки стратегии и  тактики и разработки конкретных программ кампании. В состав комитета входят руководители подразделений. Возглавляет  комитет стратегического планирования обычно лидер партии, так как именно он должен определять и утверждать ключевые решения по кампании. Подразделения штаба имеют четко разделенные функции.

 

 

 

Схема №1. Структура предвыборного  штаба.


Теневой кабинет. Как правило,  каждый партийный лидер, решивший идти на выборы, приходит к этому решению не по наитию и капризу, а в результате каких – то консультаций с представителями предпринимательских структур, институтов власти, руководителями СМИ. Именно эти люди, которые напрямую не участвуют в избирательной кампании и часто даже предпочитают не «светится» рядом с кандидатом, образуют его теневой кабинет. От них зависит финансирование избирательной кампании, программные установки партии, многие её действия в случае избрания.

Руководитель  кампании. Осуществляет общее руководство кампанией, обеспечивает согласованную работу всех его структурных подразделений. Он работает в тесном контакте с кандидатами, имея к ним круглосуточный доступ. Руководитель кампании имеет право принятия решений по тактике кампании, содержанию печатных и иных агитационных материалов. Руководитель кампании - единственный человек в команде, имеющий право сказать «нет» лидеру партии. Руководитель кампании и его команда полностью отвечают за проведение кампании.

Руководитель  главного штаба кампании. Подчиняется непосредственно руководителю кампании, руководит действиями оперативных групп на территории столицы, контролирует распространение агитационных материалов, проведение телефонных опросов и телефонной агитации, координирует связь с региональными штабами кампании, обеспечивает сохранность и работоспособность аппаратуры штаба. Кроме того, контролирует размещение в типографиях заказов на печатную продукцию. Руководитель штаба отвечает за бесперебойную работу всех служб штаба, всех региональных штабов, контролирует непрерывную доставку им всего необходимого – вплоть до продуктов питания и клея.

Информационно-аналитический  сектор. Подчиняется руководителю кампании и начальнику главного штаба кампании. В его состав обычно входят: компьютерная и техническая группа, отдел досье, аналитическая группа, пресс-служба.

Отдел досье, аналитическая  группа. Работают со списками избирателей, осуществляет необходимые другим службам и руководителям выборки, обеспечивают оперативные группы и штаб картами округов и участков, списками избирателей. Обеспечивают модемную и факсимильную связь с региональными штабами. Собирают и анализируют публикации в газетах, записывают выступления, ролики, передачи кандидатов других партий, получают от оперативных групп образцы агитационных материалов соперников, анализируют их и пытаются прогнозировать ходы конкурентов. Эти же отделы осуществляют выборку из сводок информационных агентств, публикаций в газетах, статистических сборников всех необходимых лидерам партии и их  команде фактов. Занимается изучением ценностей, стереотипов, ожиданий избирателей, следит за изменением их предпочтений. Выявляет наиболее благоприятный имидж партии, (кандидата). Тщательно исследуются социально - экономические, политические, экологические и д. р. проблемы территории на которой пройдут выборы. Надо отметить, что данные вопросы отслеживаются и изучаются непрерывно.

Пресс-служба. Иногда входит в состав информационно-аналитической группы, иногда выделяется в отдельное направление, подчиняется соответственно, либо руководителю кампании, либо начальнику информационно-аналитической группы. Готовит статьи в газеты, листовки, буклеты, плакаты, интервью и выступления лидеров партии, контролирует подготовку и видео - аудиороликов. Обеспечивает подготовку лидеров партии к прямым эфирам и дебатам. Если штаб кампании принимает решение, пресс – служба готовит экстренные выпуски рекламных газет. Эта служба готовит лидеров к ответам на неприятные вопросы соперников и прессы, которые она должна попытаться предугадать.

Группа доверенных лиц. Договариваются встречах лидеров на предприятиях, по месту жительства избирателей, самостоятельно проводят встречи с избирателями (публичные выступления от имени партии). Осуществляют представительские функции от имени объединения в регионах.

Региональные  штабы кампании. Располагаются в столицах субъектов федерации, представляют интересы избирательного объединения в регионе. Руководители региональных штабов обеспечивают всем необходимым работу оперативных групп, планируют и координируют их действия, проводят телефонные опросы, размещают агитационные материалы в местных СМИ. Во многом повторят работу главного штаба, но на региональном уровне. Ежедневно отчитываются перед руководителем главного штаба кампании.

Бухгалтер кампании. Обеспечивает и контролирует все денежные расчеты в ходе избирательной кампании.

Юридический отдел. Юридическое обеспечение кампании.

Клуб избирателей. Руководитель клуба подчиняется непосредственно руководителю избирательной кампании. Должен располагаться в самом центре города, иметь большую вывеску и упрощенный вход. Играет роль общественной приемной.

Оперативные группы. Подчиняются руководителю кампании и начальникам штабов, в зоне ответственности которых они действуют. Действуют на территории всего избирательного округа, занимаясь непосредственной агитацией, расклейкой плакатов, листовок, объявлений о встречах, раздачей буклетов и листовок. Они работают по схеме «от двери к двери», работают в общественных местах – магазинах, аптеках, вузах, школах и т. п. Участвуют в качестве группы поддержки на встречах кандидатов – партийцев, доверенных лиц с избирателями.

Группа добровольных помощников. Оказывает помощь практически всем подразделениям штаба. Основная масса используется в качестве агитаторов.

Референт. Подчиняется непосредственно лидеру избирательного объединения, координирует свои действия и с руководителем кампании. Следит за соблюдением лидером графика кампании.

Компьютерная  и техническая группа. Соответствующие обеспечение всех структур штаба.

Параллельно с формированием  штаба ведется разработка стратегии  избирательной кампании. Начинается разработка стратегии с диагностики  округа (для избирательного объединения, кандидата в президенты  –  экономического и социально –  политического положения страны), обследования общественного мнения, анализа структуры электората и выделения целевых групп, своих слабых и сильных сторон, изучения соперников, выявления полного перечня ресурсов которыми обладает избирательное объединение, в общем, сбор и реалистичный анализ факторов которые могут оказать влияние на ход голосования. На основе этих данных вырабатывается имидж партии (кандидата), формализованные цели и концепции кампании, разрабатывается стратегия, выбирается тактика. Заканчивается разработка стратегии процессом планирования то есть переведением теоретических разработок в конкретный план действий. Упрощенно задачу, стоящую перед аналитиками и имджмейкирами избирательных объединений можно представить так: выяснить, какими избиратели видят своих избранников, разработать соответствующих имидж своих лидеров, избирательных объединений и методику внедрения его в сознание избирателей.

Информация о работе Избирательные кампании