Манипулятивные технологии в СМИ (напримере избирательных кампаний)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:47, курсовая работа

Краткое описание

Большую роль в функционировании современного общества играют средства массовой информации. Во многом это связано с ростом числа каналов информации, через которые человек получает сведения о событиях в мире. Однако сейчас СМИ не просто передают читателю информацию, они сами являются активными участниками общественно-политических и экономических процессов в обществе - участниками, создающими ситуации, формирующими настроения, мнения. Каждый человек вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно подвергается информационному воздействию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы изучения МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Манипуляции: сущность, признаки, классификация ………………………5
1.2 СМИ как основной канал использования манипулятивных технологий ………………………………………………………………………………..…..13
2 СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ
2.1 Манипулятивные технологии в избирательных кампаниях ….…………………………………………………………………………………17
2.2 Исследование применения манипулятивных технологий в избирательных кампаниях на примере выборов в Государственную Думу в 2007-2008 гг.…………………………………………………….……………………….….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………35

Файлы: 1 файл

Манипулятивные технологии в СМК.docx

— 76.11 Кб (Скачать)

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ


ФГОУ ВПО «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО -НАУЧНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ  КОМПЛЕКС»

 

           Кафедра «Социология, культурология и политология »

Допустить к защите

«__»__________2012г.

                                                    Руководитель_______________________

 

Курсовая работа

по дисциплине «Социология  труда»

 

Тема работы: «Манипулятивные технологии в СМИ (напримере избирательных кампаний)»

Работу выполнил студент: Тюкова Ю.В.

Учебно-научно-исследовательский  институт

социологии и гуманитарных наук,  4-ый курс,  группа 41-СЦ

Специальность: Социология

Курсовую работу защитил  с оценкой_____________________________

Руководитель____________________Фетисова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел 2012

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 Теоретические основы изучения МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 Манипуляции: сущность, признаки, классификация ………………………5

1.2 СМИ как основной канал использования манипулятивных технологий ………………………………………………………………………………..…..13

2 СПЕЦИФИКА МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ

2.1 Манипулятивные технологии  в избирательных кампаниях ….…………………………………………………………………………………17

2.2 Исследование применения манипулятивных технологий в избирательных кампаниях на примере выборов в Государственную Думу в 2007-2008 гг.…………………………………………………….……………………….….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Большую роль в функционировании современного общества играют средства массовой информации. Во многом это  связано с ростом числа каналов  информации, через которые человек  получает сведения о событиях в мире. Однако сейчас СМИ не просто передают читателю информацию, они сами являются активными участниками общественно-политических и экономических процессов в обществе - участниками, создающими ситуации, формирующими настроения, мнения. Каждый человек вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания ежедневно подвергается информационному воздействию.

Демократизация общества, рост информационной активности и потребления  вызвали к жизни новое определение  информационных технологий как средств  управления общественным сознанием. К  таким средствам относятся избирательные  технологии, рекламные и другие технологии в социальной сфере.

Рекламная и политическая информация по большей части доставляется потребителю «бесплатно», ее изготовление и доставку оплачивают заказчики, заинтересованные в формировании спроса на определенные товары и идеи. Потребитель расплачивается потом, когда покупает рекламируемые  товары или способствует реализации рекламируемых идей.

Средства массовой информации стали главным инструментом распространения  сообщений, воздействующих на общественное сознание. Не зря СМИ называют также  «четвертой властью». Именно поэтому  в них в наибольшей степени  реализованы механизмы формирования и манипулирования общественным мнением.

В связи с этим весьма важным является вопрос информированности  относительно применяемых манипулятивных технологий в современных СМИ. Концептуальные основы теоретического изучения манипулятивных технологий, применяемых в СМИ, заложены в трудах Е. Л. Доценко, Г. Шиллера, В.П. Пугачева, В. Синюшкина, С.Г. Кара-Мурзы и др.

Теоретическим объектом данного исследования являются манипулятивные технологии в СМИ. Предмет исследования – особенности применения манипулятивных технологий в избирательных кампаниях.

Цель данного исследования заключается в раскрытии особенностей манипулятивных технологий в СМИ на примере избирательных Исходя из целей исследования, были поставлены следующие задачи:

1) изучить понятие манипуляции, ее основные признаки и классификацию

2) выявить особенности  использования СМИ как основного  канала использования манипулятивных технологий

3) изучить особенности  манипулятивных технологий, применяемых в избирательных кампаниях

4) провести аналитическое  исследование конкретной избирательной  кампании на предмет использования  манипулятивных технологий

В качестве основного метода исследования был использован метод анализа вторичной информации.

Структура работы включает 2 части: теоретическую и практическую, каждая из которых в свою очередь содержит по 2 раздела

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Манипуляции: сущность, признаки, классификация.

Современное общество является информационным с точки зрения роли, функций и масштабов информационной составляющей в его структуре. Все важнейшие процессы в обществе, так или иначе, протекают в непрерывной зависимости от качества, объема и своевременности информации. Поэтому она является одной из наивысших ценностей современной жизни. Владение информацией предоставляет индивиду возможности управления другими людьми при помощи различного рода манипуляций.

Термин «манипуляция»  в приложении к вопросам социологии и психологии употребляется в  самых разных контекстах. Слово «манипуляция» произошло от латинского manipulus («горсть, кучка, небольшое количество»), которое, в свою очередь, обязано своим корнем слову manus — рука. В Оксфордском словаре английского языка значение этого слова раскрывается как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, движения, производимые руками, ручные действия.

Вплотную к указанному значению (в результате расширения сферы употребления) примыкает использование  термина «манипуляция» в технике. В первую очередь это искусные действия с рычагами, производимые руками. Сами рычаги и рукоятки нередко  называются манипуляторами. По мере усложнения механизмов манипуляторами стали называть имитаторы или искусственные  заменители рук: специальные приспособления для сложного перемещения предметов  с дистанционным управлением.

В переносном значении Оксфордский  словарь определяет манипуляцию  как «акт влияния на людей или  управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Именно в таком наполнении слово  «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллианизм». (Имя итальянского политика Никколо Макиавелли стало нарицательным для обозначения нравственной позиции «цель оправдывает любые средства»).

Переходной ступенью к  метафоре явилось использование  термина «манипуляция» применительно  к демонстрации фокусов и карточным  играм, в которых ценится искусность не только в проведении ложных отвлекающих  приемов, но и в сокрытии истинных действий или намерений, создании обманчивого  впечатления или иллюзии. Связь  с исходным значением особенно явственно  выступает в названии «фокусник-манипулятор» – тот, который специализируется на фокусах, исключающих сложные механические или электронные приспособления, ассистентов-двойников и т.п. Все их фокусы – «ловкость рук и никакого мошенничества». Основные психологические эффекты создаются на основе управления вниманием (отвлечение, перемещение, сосредоточение), широкого использования механизмов психологической установки, стереотипных представлений и иллюзий восприятия.

Таким образом, благодаря  фокусникам термин «манипуляция» приобретает новое метафорическое значение – не только ловкие действия с предметами, а еще и проведение ложных, отвлекающих приемов, искусство скрывать свои истинные действия или намерения. Объектом манипуляции становятся не предметы, а люди, в то же время инструментами манипуляции выступают не руки (или технические приборы), а средства лингвистики и психологии.

По мнению Е.Л.Доценко, манипуляция – это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий. [1]

Важным признаком наличия манипулирования  является ситуация, когда один субъект  рассматривает другого как средство или помеху своей деятельности. С высоты собственного эго манипулятор превращает другого субъекта в послушное орудие, низводя его до уровня вещей, подвластных контролю и управлению. Процесс манипуляции асимметричен: есть сторона воздействующая и есть сторона, на которую воздействуют (субъект и объект).

Следующий существенный момент, отраженный в определениях: скрытность манипуляции. Все приемы манипулирования строятся на отвлечении внимания объекта от основной цели, которую манипулятор предполагает достичь. По мнению Г. Шиллера, «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно»[9]

Для осуществления манипулятивного воздействия используются особенности языковых единиц разных уровней и особые способы их употребления в соответствии с заданной манипулятором целью (поэтому чаще всего речь идет о языковой манипуляции). Они оказываются связанными с контролируемостью подачи информации, которая проявляется во фрагментарности ее подачи (переакцентуация фактов; утаивание какой-либо невыгодной части информации; искажение информации путем создания иллюзий, мифов, имиджа) и формировании заданной оценки, которая определяет особенности ее восприятия. Такие операции с информацией позволяют воздействующей стороне вызвать необходимую эмоциональную реакцию адресата, навязать ему определенное представление о действительности или отношение к ней, не совпадающие с теми, какие он мог бы сформировать самостоятельно.[2]

Е.Л. Доценко выделяет ряд признаков, характерных для манипуляций сознанием (как общественного, так и индивидуального).

1) Манипуляция – вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или его угроза), который воздействует на психические структуры человеческой личности, требует значительного мастерства, знаний, организационной, технологической и материально-технической базы. Если речь идет о политической манипуляции общественным сознанием, то задействуются комплексные ресурсы организаций, есть профессиональные работники, система подготовки кадров, научные учреждения, научная литература.

2) К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция - это тайное воздействие, в ущерб тем лицам, на которых оно направлено.

3) Манипуляция – не обман в прямом смысле слова. Она не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, чего желают другие, оно заставляет его хотеть это сделать. "Манипуляция ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями".

4) Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертва манипуляции выступает как ее соавтором, соучастником, иначе манипуляция не состоится. Манипуляция – это не насилие, а соблазн. Пассивность (послушность, непротиводействие течению) – конечная цель манипулирования массовым сознанием.[1]

Существуют различные  классификации манипуляций, в том  числе:

1. По объекту воздействия: 

    1. массовая (страна, класс, избиратели);
    2. групповая (элиты, аудитории, партии, государственный органы);
    3. персональная (лидеры, руководители, партнеры, дипломаты).

2. По скрытости источника:

    1. Прямая - от субъекта А к объекту В
    2. Опосредованная – от субъекта А через объект С к объекту В
    3. Структурно-организованная – от субъекта А через какую-либо организацию к объекту В
    4. Механизированная – от субъекта А через СМИ к объектам В, С, Д и т.д.

3. По частоте влияния: 

    1. одноразовое воздействие (для достижения определенной простой цели);
    2. многоразовое (для достижения более сложной цели);
    3. систематическое (выборы);
    4. постоянное (влияние на международной арене);
    5. тотальная (полное изменение менталитета объекта и подчинение его),

4. По географии влияния:

    1. на цивилизационном;
    2. на международном (НАТО, ООН);
    3. на межгосударственном;
    4. на федеральном;
    5. в рамках избирательного округа, коллектива, группы лиц,

5 По носителю информации:

Информация о работе Манипулятивные технологии в СМИ (напримере избирательных кампаний)