Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:08, реферат
Повышение конкурентоспособности предприятия как тема квалификационной работы дает возможность не только изучить теорию, но и постоянно использовать полученные знания на практике. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия настолько тесно связана с понятием стратегии, стратегическим менеджментом, что приобретенные навыки не могут остаться невостребованными, особенно если являются практическими.
Введение
3
Глава 1 Общая характеристика стоматологической клиники «СТОМА»
1.2 Организационно-правовая форма
1.3 Организационная структура предприятия
1.4 Анализ маркетинговой деятельности ООО «СТОМА»
1.5 Финансово-экономические показатели фиры
6
Глава 2. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее реализация
27
Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия
27
Теоретические аспекты теории конкурентных преимуществ (зарубежный опыт)
27
Применение теории конкурентных преимуществ для Стоматологии «Стома» города Санкт-Петербурга
39
Выбор подхода к реализации конкурентной стратегии
41
Мировой опыт подхода к выбору реализации конкурентной стратегии
41
Выбор подхода к реализации стратегии для Стомы
47
Механизм реализации конкурентной стратегии и оценка полученных результатов
47
Оценка реализации стратегии – третий этап стратегического менеджмента
47
Российские особенности реализации и оценки стратегии
50
Глава 3. Повышение конкурентоспособности стоматологической клиники
52
Особенности рынка стоматологических услуг
52
Оценка конкурентоспособности стоматологической клиники
55
Краткое представление Стомы
56
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
58
Стратегия предприятия и конкурентная стратегии предприятия
67
Основные направления повышения конкурентоспособности стоматологической клиники
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
87
Прежде чем перейти к вопросу
о реализации стратегии, необходимо
определиться с тем, какое место
занимает реализация стратегии в
системе стратегического
Современная теория выделяет от 3 до 5 этапов в процессе стратегического планирования, самая популярная состоит из 3х [38]:
Однако каждый из этапов не простое по своей сути действие, и состоит еще из нескольких частей, важность которых недооценить не возможно.
На рисунке 2.5. представлены этапы стратегического менеджмента в наиболее распространенном варианте. Очень часто отдельно выделяют этап анализа (который подразделяют на внутренний и внешний), а так же этап формулировки миссии и видения. Оба дополнительных этапа берутся из формулировки стратегии.
Рис. 2.5. Содержание этапов стратегического менеджмента
Просто классификация этапов стратегического менеджмента не дает представления о том, как они соотносятся друг с другом. Для целей визуальной демонстрации взаимосвязи между этапами стратегии оптимально подходит 4х этапная модель, которая представлена на рисунке 2.6.
Рис. 2.6.
4х этапный процесс
В соответствии с разными теориями,
процесс стратегического
Формулировка стратегии
Так как этапы формулировки стратегии уже представлены в работе, остановимся на их содержании.
Миссия представляет собой цель
и причину существования
Задачи компании – это то, что должно получиться в результате планируемой деятельности. Они указывают, что должно быть выполнено, к какому сроку и выражены (желательно) в количественном выражении. Выполнение корпоративной задачи, должно отразиться на выполнении корпоративной миссии. В отличие от задачи, цель – это свободное рассуждение о том, чего хочет добиться компания без указания сроков и количественной оценки. Компания может устанавливать цели и задачи для прибыльности, роста, увеличения дохода на акцию, использования ресурсов и т.д.
Стратегии, их уровни и классификация подробно рассматривались в первой главе – это еще одна часть этапа формулировки стратегии.
Реализация – это ключевой этап стратегического процесса, которому, однако, уделялось мало внимания. В основном разрабатывался этап формулировки стратегии, т.е. аналитическая, а не практическая деятельность. Сейчас признан факт, что только 10% стратегий успешно реализуются. Согласно Карпентеру и Сандерсу (CarpenterandSanders, 2007) [A7] формулировка стратегии это процесс, в котором принимается решение что делать, а реализация стратегии – процесс выполнения этого решения. Стратегия хороша настолько, насколько хороша ее реализация.
Нобл (Noble, 1999) [50]подробно изучал этап реализации стратегии, и определял его как коммуникацию, интерпретацию, адаптацию и приведение в действие стратегического плана.
На реализацию стратегии оказывают влияние различные факторы, как внутренние, так и внешние. Их влияние может быть оценено как положительное и отрицательное. Классификация факторов по их влиянию на реализацию стратегии приведена в табл. 2.5 [59].
Таблица 2.5.
Факторы, влияющие на реализацию стратегии
Положительное воздействие |
Отрицательное воздействие |
|
|
АакериМиллз (AakerandMills, 2005) [26] выделяют четыре организационных компонента, которые необходимы для успешной реализации стратегии:
Под структурой авторы понимают иерархию
власти и каналы коммуникаций, через
которые реализовывается
БуржуаиБродвин (BourgeoisandBrodwin,1984) [33] выделяли пять подходов-моделей к реализации стратегии:
Подходы к реализации стратегии, предложенные Буржуа и Бродвином достаточно широко признаются другими авторами. Кроме этого, популярна классификация, предложенная Хартом(Hart), согласно которой существуют командный, рациональный, символический, производственный и транзакционный (command, rational, symbolic, generativeandtransactive)[29].
Выбор подхода к реализации стратегии зависит от особенностей организации – четырех ключевых компонентов реализации стратегии – людей, структуры, культуры и системы. Модель роста не будет эффективна на предприятии с директивной системой управления, и использование этого подхода может быть не только затруднительно, но и бесполезно.
Что касается этапов реализации стратегии, то мнения по этому вопросу расходятся. Достаточно распространена классификация, предлагаемая Майклом Альо (MichaelAllio) [28]. Схема процесса реализации стратегии представлена на рисунке 2.7.
Рис. 2.7. Процесс реализации стратегии
На первый этап – резюме видения
и стратегии предполагает, что
работа по формулировке стратегии выполнена
на высоком уровне. Это означает,
что разработано видение, набор
стратегий, есть понимание мер по
внедрению стратегии (на предварительном
уровне), оценены (так же предварительно)
необходимые ресурсы и
Далее происходит создание индивидуальных программ реализации, на этом этапе становится понятно, кто что делает, когда, где, сколько это будет стоить. Сотрудничество между менеджерами на этой стадии является критичным, так как они конкурируют за ресурсы организации (людей, деньги, оборудование); программы часто являются зависимыми друг от друга.
На третьем этапе – интеграции программ происходит увязка разработанных программ в единое целое – они рассматриваются с точки зрения ресурсов, конечного результата, сочетаемости и т.д. и оцениваются с точки зрения их целесообразности.
На четвертом этапе происходит утверждение (ратификация) выбранных программ. После их утверждения, программы могут начинать реализовываться.
Пятый этап – сама реализация стратегии,
то есть всех программ, специально для
этого разработанных и
Обычно рекомендации по реализации стратегии включают в себя несколько простых советов, которые чрезвычайно трудно выполнить на практике[36]:
В рамках стоматологии можно говорить об изменениях, которые будут привнесены руководством, поэтому модели роста, культурная модель и совместная модель не могут и не будут использованы.
Проблема заключается в том, что менеджмент компании не видит необходимости в переменах, не заинтересован в них и их проведении. Не секрет, что любая стратегия может остаться не реализованной, если ей не уделяется достаточно внимания.
Для компании в качестве подхода
к реализации стратегии было оптимальным
использовать модель изменений –
т.е. решения по стратегии должны
производиться руководителем
Чаще всего остается не рассмотренным вопрос оценки стратегии (strategyevaluation), составляющий третий этап стратегического менеджмента.
Этот этап не столь значителен, как реализация стратегии, тем не менее от того как проводится оценка стратегии, зависит возможность коррекции стратегии в случае изменения обстоятельств.
Для получения успешных результатов и достижения целей организации, необходимо проводить постоянный мониторинг реализации стратегии. Стратегия не может быть адаптирована под изменяющиеся обстоятельства без процесса оценки стратегии.
Оценка стратегии проводится топ-менеджерами с целью установить реализуется ли стратегия таким образом, чтобы отвечать целям организации. Оценка делает упор на измерении результатов стратегических действий. С другой стороны, контроль позволяет обратить внимание на разрыв, существующий между ожидаемыми и фактическими результатами. Оценка стратегии так же является попыткой посмотреть дальше очевидных фактов, касающихся состояния фирмы в краткосрочном периоде, и принять во внимание более фундаментальные факторы и тренды, которые, по сути, определяют успех компании в целом.
Если оценка и контроль проводятся правильно, то они охватывают три области: