Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:08, реферат
Повышение конкурентоспособности предприятия как тема квалификационной работы дает возможность не только изучить теорию, но и постоянно использовать полученные знания на практике. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия настолько тесно связана с понятием стратегии, стратегическим менеджментом, что приобретенные навыки не могут остаться невостребованными, особенно если являются практическими.
Введение
3
Глава 1 Общая характеристика стоматологической клиники «СТОМА»
1.2 Организационно-правовая форма
1.3 Организационная структура предприятия
1.4 Анализ маркетинговой деятельности ООО «СТОМА»
1.5 Финансово-экономические показатели фиры
6
Глава 2. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее реализация
27
Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия
27
Теоретические аспекты теории конкурентных преимуществ (зарубежный опыт)
27
Применение теории конкурентных преимуществ для Стоматологии «Стома» города Санкт-Петербурга
39
Выбор подхода к реализации конкурентной стратегии
41
Мировой опыт подхода к выбору реализации конкурентной стратегии
41
Выбор подхода к реализации стратегии для Стомы
47
Механизм реализации конкурентной стратегии и оценка полученных результатов
47
Оценка реализации стратегии – третий этап стратегического менеджмента
47
Российские особенности реализации и оценки стратегии
50
Глава 3. Повышение конкурентоспособности стоматологической клиники
52
Особенности рынка стоматологических услуг
52
Оценка конкурентоспособности стоматологической клиники
55
Краткое представление Стомы
56
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
58
Стратегия предприятия и конкурентная стратегии предприятия
67
Основные направления повышения конкурентоспособности стоматологической клиники
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
87
Таким образом, рыночный подход (промышленного предприятия) рассматривает условия отрасли как источник различий между фирмами на рынке, при этом стратегия базируется на правильном выборе отрасли, в то время как ресурсный подход сосредоточен на фирме и ее ресурсах, исходя из наличия которых, выбирается стратегия.
Отличие в объекте анализа объясняет наличие третьей, самой современной теории конкурентного преимущества – отношенческой. Ее суть заключается в том, что объектом анализа становится не одна фирма, а отношения между фирмами – в форме альянсов, сетей и так далее. То есть основой конкурентного преимущества выступает обмен ресурсами (способностями, компетенциями, знаниями).
По определению Ф. Контрактора (Contractor, 2002) отношенческий подход называют «третьей ногой стратегической теории» [37].Основой этого подхода является работа Дайера и Сингха (DyerandSingh), выпущенная в 1998 году [40].Авторы выделяют четыре источника межфирменного конкурентного преимущества:
Специфические отношенческие активы являются важным источником межфирменного конкурентного преимущества. Выделяют три типа специфики ресурсов: специфика по расположению (sitespecificity), специфика физических активов (physicalassetspecificity) и специфика человеческих ресурсов (humanassetspecificity). Специфика по расположению может возникнуть тогда, когда стадии создания цепочки ценностей расположены рядом друг с другом. Это позволяет получить выгоду от масштаба производств, расположенных рядом. Специфика человеческих ресурсов возникает, если, например, сотрудничающие стороны получают совместный опыт на стадиях производства, и таким образом устанавливают общий язык, процедуры и знания, что способствует созданию более эффективной коммуникационной структуры.
Процедуры обмена знаниями касаются постоянного обучения или решения задач, касающихся сотрудничества фирм, и необходимых для достижения отношенческого конкурентного преимущества. Считается, что часто партнеры являются лучшим источником уникальных идей, чем отдельные компании, что приводит к улучшению продукта и процессу инноваций.
Комплементарные ресурсы представляют собой эффект синергии от объединения компаний. Это означает, что ресурсы компаний по отдельности в сумме будут меньше, чем те же ресурсы, объединенные вместе. Считается, что для партнерства будет лучше, если компании имеют доступ к разным ресурсам – это обеспечит более сильный эффект синергии.
Эффективное управление – это важный элемент достижения межфирменного конкурентного преимущества. Оно влияет не только на транзакционные издержки, но так же и на готовность партнеров участвовать в процессе увеличения ценности партнерства. Важной задачей для объединения из нескольких компаний является установление механизмов и органов управления, которые минимизируют издержки и в то же время создадут стимулы для повышения ценности.
Конкурентное преимущество, полученное через эти четыре источника может так же быть устойчивым, так как межфирменные сети создают большое количество барьеров для имитации. Дайер и Сингх (DyerandSingh, 1998) определяют четыре имитационных барьера, которые препятствуют имитации отношенческого преимущества:
Отношенческое конкурентное преимущество создает сверх-прибыль за счет межфирменных отношений. Оно не может быть создано одной из фирм-участников, а только в рамках партнерства.
Отношенческий подход объясняет существование долгосрочной прибыли как результат, основанный на сетевых отношениях, или, точнее, на ресурсах, которые глубоко вплетены в межфирменные отношения [40]. Подход имеет много общего с ресурсной теорией, так как серьезно рассматривает ресурсы фирм, однако выходит за рамки одной компании. Идея заключается в том, что в некоторых случаях межфирменные связи дают более эффективную базу для достижения преимущества, основанного на ресурсах, чем если бы предприятие работало само по себе. Соответственно, в случаях успешного сотрудничества, говорят о кооперативных ключевых компетенциях (cooperativecorecompetencies) [39].
Таким образом, основное отличие всех
теорий конкурентного преимущества
– это их подход к объекту исследования.
В рыночном подходе это отрасль,
в ресурсном – сама фирма или
ее ресурсы, в отношенческом –
взаимоотношения между фирмами.
В связи с достаточно неразработанной, частично спорной, а иногда откровенно тавтологической системой определений, которые используются в теории конкурентных преимуществ, в конце раздела представлены только основные определения разных авторов, которые кажутся наиболее логичными – вне зависимости от первоочередности высказываний или принадлежности к той или иной теории.
В табл. 2.4. приведены основные определения теории конкурентных преимуществ.
Понятие |
Определение |
Автор, год |
Конкурентное преимущество |
Возникает если фирма может создать для покупателей ценность, превышающую затраты по ее созданию. |
Портер (Porter), 1985. |
Конкурентное преимущество |
Преимущество, которое есть у компании над конкурентами на определенном рынке. |
Кей (Kay), 1993 |
Конкурентное преимущество |
Все, что отличает фирму или ее
продукцию в положительную |
Фахи (Fahey), 1989 |
Конкурентное преимущество |
Это проведение фирмой стратегии создания ценности, которая одновременно не проводится ни одним из конкурентов. |
Барни (Barney), 1991 |
Устойчивое конкурентное преимущество |
Это проведение фирмой стратегии создания ценности, которая одновременно не проводится ни одним из конкурентов, преимущества которой не могут быть скопированы конкурентами. |
Барни (Barney), 1991 |
Ресурсы |
Включают в себя все активы, способности,
организационные процессы, атрибуты
фирмы, информацию, знания и т.д., контролируемые
фирмой и позволяющие ей проводить
стратегии повышения |
Барни (Barney), 1991 |
Ресурсы |
Это активы, которые можно увидеть, оценить и торговать (не обязательно материальные). |
Макадок (Makadok), 2001 |
Способности |
Это активы, которые нельзя увидеть (поэтому они нематериальные), оценить, и которые могут быть проданы только вместе с единицей бизнеса. |
Макадок (Makadok), 2001 |
Динамические способности |
Это способность интегрировать, создавать и изменять внутренние и внешние компетенции, чтобы противостоять быстрым изменениям среды. |
Тис, ПисаноиШуэн (Teece, Pisano and Shuen), 1997 |
Динамические способности |
Способность организации целенаправленно создавать, расширить или модифицировать свою ресурсную базу. |
Хелфат (Helfat), 2007 |
Все теоретические
подходы и теории, описанные в
дипломном проекте, за исключением
методов оценки конкурентоспособности,
являются зарубежными разработками.
Если в 80-е и 90-е годы прошлого века
центр стратегического
Российские
авторы известны только внутри России,
и их «разработки» заключаются большей
частью в адаптации и переработке
зарубежных теорий с опозданием на
10 лет. Необходимо признать, что современная
наука шагнула достаточно далеко,
а мы все еще пытаемся посчитать
конкурентоспособность
В силу описанных теоретических сложностей самой концепции конкурентных преимуществ, ее применение на практике в России и для небольшой фирмы представляется если не невозможным, то затруднительным.
Тем не менее, у теории вполне может быть практическое применение.
Нет необходимости
выписывать ключевые компетенции Стоматологии
– у нее их нет, так же, как
нет и устойчивого
Доказательство этому
У компании, скажем честно, почти нет
особенностей, которые отличали бы
ее в положительную сторону от
ее конкурентов – кроме, возможно,
одного – это «золотые руки» главного
врача, который создает компании
репутацию и имеет большой
опыт в протезировании и косметической
стоматологии. Однако, это не означает,
что таких же «умельцев» нет в
других стоматологиях Санкт-
Прохождение практики в «Стоме» заставляет задуматься о том, как вообще продолжает существовать клиника, в которой руководство считает, что конкурентов у них нет, так же как нет представления о своих клиентах, направлений работы и т.д.
На уровне Стоматологии речь может
идти о выявлении возможных
Можно выявить следующие «зачатки» особенностей, которые отличают «Стому» от других учреждений:
Для того, чтобы эти достоинства начали оказывать положительное влияние на финансовый результат, необходимо обдумать варианты их развития и защиты от копирования, придания им «уникальности». Эти направления будут более подробно рассмотрены в 3й главе.
Перспективным направлением будет рассмотрение источников преимуществ с точки зрения отношенческого подхода – компании необходимо серьезно задуматься об установлении отношений с новыми компаниями или изменении отношений с партнерами для создания партнерств. Это может быть сотрудничество с научными институтами – и предоставления своих мощностей для апробации методик, использование связей с бывшими сокурсниками для повышения квалификации и ознакомления с новыми методиками, сотрудничество со средствами массовой информации (особенно профильными), создание программ по поощрению клиентов вместе с производителями и т.д.