Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:08, реферат
Повышение конкурентоспособности предприятия как тема квалификационной работы дает возможность не только изучить теорию, но и постоянно использовать полученные знания на практике. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия настолько тесно связана с понятием стратегии, стратегическим менеджментом, что приобретенные навыки не могут остаться невостребованными, особенно если являются практическими.
Введение
3
Глава 1 Общая характеристика стоматологической клиники «СТОМА»
1.2 Организационно-правовая форма
1.3 Организационная структура предприятия
1.4 Анализ маркетинговой деятельности ООО «СТОМА»
1.5 Финансово-экономические показатели фиры
6
Глава 2. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее реализация
27
Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия
27
Теоретические аспекты теории конкурентных преимуществ (зарубежный опыт)
27
Применение теории конкурентных преимуществ для Стоматологии «Стома» города Санкт-Петербурга
39
Выбор подхода к реализации конкурентной стратегии
41
Мировой опыт подхода к выбору реализации конкурентной стратегии
41
Выбор подхода к реализации стратегии для Стомы
47
Механизм реализации конкурентной стратегии и оценка полученных результатов
47
Оценка реализации стратегии – третий этап стратегического менеджмента
47
Российские особенности реализации и оценки стратегии
50
Глава 3. Повышение конкурентоспособности стоматологической клиники
52
Особенности рынка стоматологических услуг
52
Оценка конкурентоспособности стоматологической клиники
55
Краткое представление Стомы
56
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
58
Стратегия предприятия и конкурентная стратегии предприятия
67
Основные направления повышения конкурентоспособности стоматологической клиники
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
87
Стоит отметить, что определение
конкурентного преимущества – его
слабое место, за что теория (или
теории), связанная с ним не раз
подвергалась критике за тавтологию.
Поэтому определение
В стратегическом менеджменте классифицировано
как минимум два подхода к
источникам конкурентного преимущества
– рыночный подход, так же называемый
теорией промышленного
Схема теорий конкурентного преимущества представлена на рисунке.2.1.
Рис. 2.1. Теории конкурентного преимущества, основные подходы.
С точки зрения рыночного подхода [61], изложенного Портером, успех фирмы существенно зависит от рынка или отраслевой привлекательности, и поэтому во многом является функцией стратегического позиционирования фирмы. Соответственно, такой подход подразумевает, что положение фирмы может улучшиться, если условия отрасли благоприятные или, что еще более важно, они могут быть изменены в сторону улучшения. Поэтому успешна компания или нет, зависит или от выбора правильного рынка или способности изменять рыночные характеристики. Среди характеристик отрасли, влияющих на деятельность фирмы, выделенных Портером [54], указываются влияние поставщиков и покупателей, угрозы появления новых конкурентов и заменителей, а так же сила конкуренции в отрасли. Эта модель носит название 5 сил Портера, и очень подробно рассмотрена в литературе.
Чтобы успешно работать на рынке, фирма должна позиционировать себя таким образом, чтобы ее способности (capabilities) обеспечивали наилучшую защиту от существующих и потенциальных конкурентных угроз и способствовали максимальному развитию возможностей в тех областях, где конкурентные силы слабее. Поэтому, чтобы получать повышенную доходность - сверхприбыль (широко используемую как синоним успеха фирмы), фундаментальной задачей фирмы является завоевание рыночного лидерства или рыночной силы, с целью получения возможности длительное время влиять на конкурентную структуру отрасли. Для достижения этой цели выделено две стратегии – снижение издержек ниже уровня конкурентов или дифференциация продуктовой линейки в тех сегментах рынка, где покупательная способность выше средней. Таким образом, дифференциация или наиболее эффективная структура затрат являются двумя конкурентными преимуществами, к которым должна стремиться фирма.
Если рыночный подход указывает
на зависимость конкурентного
История ресурсного подхода начиналась в 1959 году, с работы Эдит Пенроуз (EdithPenrose), которая одной из первых заявила о важности ресурсов для стратегического положения фирмы. Сходные предположения были высказаны Рубиным (Rubin) в 1973 году, а так же Вернерфельтом (Wernerfelt) в 1984. Но теория стала популярной лишь с появлением двух работ разных авторов, которые и считаются ее основателями.
Первыми были Прахалад и Хамел (PrahaladandHamel),
которые в 1990 году опубликовали в HarvardBusinessReviewстатью
«Ключевые компетенции корпорации» («
Второй значительной работой стала
статья Джей Барни (JayBarney) «Ресурсы фирмы
и устойчивое конкурентное преимущество»
(«
Барни построил формулировку ресурсного
подхода на двух предположениях: что
ресурсы (и способности) неравномерно
распределены среди фирм, и что
они не полностью (не совершенно) мобильны,
т.е. их очень затратно копировать или
они не эластичны по предложению.
Барни так же начинает различать
понятия «конкурентное
Чтобы фирма получила конкурентное преимущество на рынке, ресурсы должны быть:
Для получения устойчивого
Барни включал в ресурсы все
активы, способности, организационные
процессы, атрибуты, информацию, знания,
которые контролируются фирмой и
позволяют проводить стратегию
для улучшения
Основой для следующих изысканий теоретиков станет как раз классификация ресурсов, и их важность для формирования конкурентного преимущества. VRIN – это, по сути, основа ресурсного подхода.
Еще один важный аспект, который необходимо
отметить – ресурсная теория разделяет
понятия конкурентного
Концепция Барни [31] отражена на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Концепция конкурентного преимущества Барни.
Кроме конкурентного преимущества
фирма может находиться в состоянии
конкурентного равенства с
Таблица 2.1.
Критерии ресурсов по отношению к конкурентному преимуществу и положению фирмы на рынке
V |
R |
I |
N |
Преимущество |
Положение на рынке |
- |
- |
- |
- |
нет преимущества |
ниже среднего |
+ |
- |
- |
- |
конкурентное равенство |
среднее |
+ |
+ |
- |
- |
временное конкурентное преимущество |
выше среднего (кратковременно) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Устойчивое конкурентное преимущество |
доминирующее (высшее) |
Как уже упоминалось, развитие ресурсного подхода связано с дальнейшей классификацией ресурсов как источников конкурентного преимущества.
Например, многиеразделяютресурсыиспособн
Разделение ресурсов на ресурсы и способности предложили еще Прахалад и Хамел (Prahalad, Hamel, 1990), когда ввели понятие ключевой компетенции (corecompetence) - сочетания ресурсов и способностей, которое помогает достичь конкурентного преимущества [56].В дальнейшем многие авторы стали придерживаться той точки зрения, что способности и компетенции – это одно и то же[44].
Если способности отделяют от ресурсов, то всегда подчеркивают, что ресурсы могут быть как материальными, так и нематериальными, а способности – всегда нематериальны (их нельзя увидеть), достаточно сложно оценить в денежном выражении, и их почти не возможно отделить от бизнес-единицы.
Способности классифицируют по разным признакам, но одна из наиболее популярных классификаций следующая[61]:
В случае выделения способностей от ресурсов, считается, что способности чаще являются источником конкурентного преимущества, так как их сложнее создавать и имитировать. Ресурсы – это производственные активы, которыми владеет или которые контролирует фирма, способности – это то, что фирма может делать (cсогласно определению Гранта (Grant, 2005))[58].
Основные направления
Рис. 2.3. Основные направления ресурсного подхода
Таблица 2.2.
Основные направления
Название теории/ресурсов |
Суть выделения |
Автор, год. |
VRIN/Разнородность ресурсов |
Критерии ресурсов для достижения CA и SCA. Ресурсы - это все активы, способности, процессы. |
Барни (Barney), 1991. |
Ключевые компетенции |
Ключевые компетенции – |
ПрахаладиХамел (Prahalad and Hamel), 1990. |
Нематериальные ресурсы |
Ресурсы делятся на материальные и нематериальные. Нематериальные в большей степени способствуют SCA. |
Грант (Grant), 1991, Холл (Hall) 1992 |
Познавательный подход (Knowledgebasedview) - KBV |
Знание как ресурс. Фирма должна специализироваться на интеграции, преобразовании и создании знания. |
КапланиНортон (Kaplan and Norton), 1992;КоннериПрахалад (ConnerandPrahalad), 1996;Грант (Grant), 1996. |
Динамические способности (Dynamiccapabilitiesview) - DCV |
Новый взгляд на ресурсы, с динамической точки зрения. Способность фирмы создавать, изменять, перегруппировывать внутренние и внешние компетенции как реакция на изменения рынка. |
Тис, Писано, Шуэн (Teece, Pisano, Shuen) 1997. |
Бывает достаточно трудно классифицировать направления развития ресурсной теории, так как некоторые авторы считают познавательный подход (KBV) и знание, соответственно, нематериальным ресурсом, а другие – способностью.
На самом деле направлений развития теории было гораздо больше – как основной источник конкурентного преимущества выделялись человеческие ресурсы, инновации, организационные способности, процессы (routines–рутинные, повторяющиеся процессы).
Аббревиатура VRINв 2001[32] году была заменена
Барни на VRIO, при этом I – inimitable–не имитируемые
ресурсы стали включать в себя N–nonsubstitutable–не
заменимые, а Oозначает organizationalcapabilities–
В последнем слове ресурсной
теории – теории динамических способностей,
которая рассматривает
Cточки зрения динамических способностей упор делается на стратегические процессы, т.е. механизмы, с помощью которых фирма создает и использует новые навыки и способности, чтобы быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды, несмотря на зависимость от направления выбранной стратегии (так называемая path-dependence) и технологическую и организационную ригидность [48].
Возвращаясь к вопросу классификации
ресурсов в RBV, хочется привести классификацию,
данную Фахи (Fahy, 2000) [41] и Хантом и Мадхаварамом(
Рис. 2.4. Классификация ресурсов фирмы с точки зрения RBV.
Прежде чем перейти к третьей теории конкурентного преимущества, отношенческому подходу, необходимо выявить различия между двумя классическим подходами – рыночным и ресурсным. Это поможет обосновать выделение отношенческого подхода в отдельную теорию. Основные отличия между теориями представлены в табл. 2.3[34].
Таблица 2.3.
Различия между рыночным (IO) и ресурсным (RBV) подходами.
Предмет расхождений |
IO |
RBV |
Объект анализа |
отрасль |
фирма (совокупность ресурсов) |
Взаимосвязь между окружением, ресурсами и стратегией |
SCP –подход – Structure-Conduct –Performance, т.е. структура, поведение, благоприятное положение на рынке. Ресурсы – часть внедрения стратегии, которая зависит от условий в отрасли. |
Ресурсы диктуют основу стратегии. Стратегия должна дать возможность фирме лучше использовать ресурсы. |
Источники различия в успешности фирм |
Внешние – отрасль, ее структура и т.д. |
Внутренние – ресурсы |
Природа ренты |
Рыночная сила и монополия |
Рикардианская и квази рента, т.е. недостаточность ресурсов и разница между ценностью актива при его наилучшем использовании и его ценность при следующем, после лучшего использовании. |