Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:08, реферат
Повышение конкурентоспособности предприятия как тема квалификационной работы дает возможность не только изучить теорию, но и постоянно использовать полученные знания на практике. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия настолько тесно связана с понятием стратегии, стратегическим менеджментом, что приобретенные навыки не могут остаться невостребованными, особенно если являются практическими.
Введение
3
Глава 1 Общая характеристика стоматологической клиники «СТОМА»
1.2 Организационно-правовая форма
1.3 Организационная структура предприятия
1.4 Анализ маркетинговой деятельности ООО «СТОМА»
1.5 Финансово-экономические показатели фиры
6
Глава 2. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее реализация
27
Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия
27
Теоретические аспекты теории конкурентных преимуществ (зарубежный опыт)
27
Применение теории конкурентных преимуществ для Стоматологии «Стома» города Санкт-Петербурга
39
Выбор подхода к реализации конкурентной стратегии
41
Мировой опыт подхода к выбору реализации конкурентной стратегии
41
Выбор подхода к реализации стратегии для Стомы
47
Механизм реализации конкурентной стратегии и оценка полученных результатов
47
Оценка реализации стратегии – третий этап стратегического менеджмента
47
Российские особенности реализации и оценки стратегии
50
Глава 3. Повышение конкурентоспособности стоматологической клиники
52
Особенности рынка стоматологических услуг
52
Оценка конкурентоспособности стоматологической клиники
55
Краткое представление Стомы
56
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
58
Стратегия предприятия и конкурентная стратегии предприятия
67
Основные направления повышения конкурентоспособности стоматологической клиники
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
87
Для того, что бы продвижение клиники было эффективно, необходимо выработать внешнюю политику общения фирмы; создать внутрифирменный стиль взаимоотношений всех служб и подразделений; разрабатывать и проводить презентации, конференции, семинары.
1.5 Финансово-экономические показатели фирмы
Стоматологическая клиника «СТОМА» применяет упрощенную систему налогообложения, где объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. В данном случае налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Эффективность деятельности характеризуется показателями финансовых результатов, важнейшим среди которых является показатель прибыли. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, решения социальных проблем трудового коллектива. За счет прибыли фирма выполняет часть своих обязательств перед бюджетом, банками и другими организациями. Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки финансовой деятельности туристической фирмы. По прибыли характеризуется степень ее деловой активности и финансового благополучия, представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Финансово-экономические показатели деятельности клиники
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Прирост, +,- |
Прирост, в % |
1. Объем реализации, руб. |
12298100 |
13481500 |
1183400 |
109,6 |
2. Себестоимость, в руб. |
8608670 |
9437050 |
828380 |
109,6 |
- затраты на материалы - затраты на выплату
зар. платы, коммунальные |
5770850
2837820 |
6584830
2852220 |
813980
14400 |
114,1
100,5 |
3. Прибыль от реализации, руб. |
3689430 |
4044450 |
355020 |
109,6 |
4. Единый налог по УСН |
553414,5 |
606667,5 |
53253 |
109,6 |
5. Чистая прибыль, руб. |
3136015,5 |
3437782,5 |
301767 |
109,6 |
6. Рентабельность услуг, % |
20 |
20 |
||
7. Рентабельность деятельности, % |
34 |
34 |
Рентабельность продукции (услуг) определяется как отношение чистой прибыли к объему реализации.
Рп = 3136015,5/12298100 = 0,211*100%=20%
Рп – рентабельность продукции.
Рентабельность деятельности определяется как отношение прибыли от реализации к себестоимости.
Рд= 3689430/8608670 = 0,343*100% = 34%
Рд – рентабельность деятельности.
Этот раздел стоит начать с того, что стратегия предприятия и виды конкурентных стратегий – это не описание общего понятия и его классификация. Сратегия предприятия и конкурентные стратегии – это два разных уровня стратегий, что находит свое отражение в современной зарубежной литературе по стратегическому менеджменту.
Изучая литературу по теме диплома, автору пришлось столкнуться со следующей проблемой – российские авторы постоянно употребляют такие термины как конкурентные стратегии, стратегия предприятия, маркетинговая стратегия, при этом стратегии никак не классифицируются, и не понятно к какому типу стратегий они относятся. Классификация стратегий и их виды представлены в работе по зарубежным источникам. Чтобы избежать сложностей при переводе (как, например, когда genericstrategiesМайкла Портера называются генерическими), базовые понятия приводятся как на языке оригинала, так и на русском языке. В связи с тем, что имена некоторых авторов не слишком известны в России, их фамилии указываются в русском варианте и на латинице.
Стратегии предприятиябывают 3х уровней (по классификации Пирс и Робинсон (PearceandRobinson, 1985))[52] – корпоративная стратегия, конкурентная стратегия и функциональные стратегии. Корпоративная стратегия не означает, что она свойственна только для корпорации – корпоративная стратегия (а в российском варианте, очевидно, это стратегия предприятия) – стратегия, которую разрабатывает каждое предприятие, если у него есть несколько видов бизнеса или оно работает на разных рынках.
В случае, если предприятие выпускает только один вид продукции и работает на одном рынке, то его корпоративная стратегия будет совпадать с конкурентной.
Несмотря на то, что стратегии классифицированы в соответствии, как казалось бы, уровнем принятия решений, основное внимание при изучении стоит уделить не тому, кто принимает решение, а уровню целей, задач и вопросов, которые формулируются и решаются для каждой стратегии.
Уровни стратегий представлены в табл. 1.5.
Таблица 1.5.
Три уровня стратегий и их содержание
Уровень стратегии |
Выбор/определение |
Пример |
Корпоративная (Corporate) |
Выбор рынков, продуктов, распределение ресурсов,решение об уходе с рынка, прекращении деятельности и т.д. |
Производство нового продукта, выход на новый рынок |
Конкурентная (Competitive/business) |
Как компания будет конкурировать на рынке |
Попытка обеспечить конкурентное преимущество по существующим продуктам или рынкам |
Функциональная (functional) |
Более локализованные и краткосрочные стратегии, специфические для каждой функциональной области |
Различные маркетинговые стратегии, производственные, финансовые, кадровые, исследовательские. |
Стратегии каждого уровня часто
имеют свои специфические названия,
различные теоретические базы и
т.д. В табл. 1.6 представлена основная
классификация стратегий –
Таблица 1.6.
Основные виды стратегий, их уровни и виды
Уровень стратегии |
Группа стратегий |
Виды стратегий |
Авторы |
Корпоративная Corporate |
Генеральная General |
стабильности, внутреннего роста, внешнего роста, сворачивания (stability, internalgrowth, externalgrowth, retrenchment) |
ГлюекиДжош( Gluek and Jauch) |
Конкурентная Competitive , Business |
Базовые Generic |
Минимизации издержек, дифференциации, концентрации на издержках, концентрации на дифференциации (Costleadership, Differentiation, pricefocus, differentiationfocus) |
Портер(Porter) |
Кооперации: Соконкуренции (Coopetition), экосистемы (ecosystem) |
краеугольная, доминирующая, нишевая, товарная (keystone, dominator, niche, commodity) |
Мур (Moore), ЯнситииЛивен(Iansity and Lieven), Лоу (Lou) | |
Ценностные дисциплины ValueDisciplines |
производственное |
ТрейсииВирсема (Treacy and Wiersema, 1993) | |
Типология typology |
защитник, изыскатель, аналитик, реактор (prospectors, defenders, analyzers, and reactors) |
МайлзиСноу(Miles and Snow, 1978) | |
Функциональные Functional |
Стратегиямаркетинга, производственная, кадровая, НИОКР (marketing, operational, human resources, reseach and development) |
любые стратегии маркетинга и т.д. |
Хотелось бы подчеркнуть, что такие
сочетания как «конкурентная
стратегия маркетинга» или «
Предложенная классификация не
является полной и даже, возможно, корректной
(по мнению некоторых авторов, типология
Майлза и Сноу классифицирует фирмы,
а не стратегии), тем не менее, классификация
устанавливает некую основу представлений
по данной теме. К конкурентным стратегиям
были добавлены стратегии
Корпоративная стратегия часто подразделяется на 3 составных части [47] – это упомянутая выше генеральная стратегия (Grandstrategy), а так же портфельная стратегия (portfoliostrategy) и стратегия распределения (parentingstrategy). Портфельная стратегия тесно связана с портфельным анализом, и применяется для выбора продуктовых направлений с помощью, например, матрицы BCG, либо любого другого инструмента анализа.
Стратегия распределения(
На портфельную и стратегию распределения можно смотреть так же как на уровни корпоративной стратегии, либо этапы корпоративной стратегии. Дальнейшая классификация этих двух видов стратегий отсутствует.
Генеральная стратегия может быть классифицирована более подробно (рисунок 1.4).
Рис. 1. 4. Классификация генеральной стратегии.
Корпоративные стратегии менее подвержены изменениям, в отличие от конкурентных. Классификация конкурентных стратегий менялась многократно, причем существует огромное количество модификаций, изменений и дополнений почти к каждой базовой стратегии. Некоторые изменения базовых стратегий, а так же новые стратегии приведены в табл. 1.7.
Таблица 1.7.
Модификация базовых стратегий и новые виды конкурентных стратегий
Стратегия |
Состав |
Автор, год |
База |
Дифференциации |
Интенсивныйменеджментимиджаиин |
Миллер (Miller), 1986 |
Расширение стратегий Портера, в
частности стратегии |
Дифференциации |
Дифференциация по имиджу, дизайну продукта, качеству, послепродажному обслуживанию, отсутствие дифференциации (image, productdesign, quality, support, undifferntiation) |
Минцберг (Minzberg), 1988 |
Расширение стратегий |
Ценностные дисциплины (valuedisciplines) |
Высокий уровень услуг, лидерство по продукту, операционное превосходство, близость к покупателю (Supplycomfort, productleadership, operationalexcellence, customerintimacy) |
КеллогиЧейз (Kellog and Chase), 1995 |
Расширение ценностных дисциплин Трейси и Вирсема на одну - supplycomfort - высокий уровень услуг. |
4-х фазная модель Харджоно (4 phasemodelHarjono) |
Производительность, Креативность, Эффективность, Гибкость (Efficiency, Creativity, Effectiveness, Flexibility) |
Харджоно (Hardjono), 1995 |
Новая классификация, дается 4 стратегических ориентира - рыночная ориентация, производственная, гибкости и инновации (market, prodcutivity, leanandinnovation) |
Модифицированная типология |
Лидерство по издержкам, доминирование, дифференциация, равноценность, концентрация на затратах, концентрация на дифференциации, концентрация на равноценности (Costleadership, Dominance, Differentiation, Parity, CostFocus, DominanceFocus, DifferentiationFocus, ParityFocus) |
Грант (Grant) 1996, Десс, Лампкин и Ковин (Dess, LumpkinandCovin), 1997, Хамел (Hamel) 1996 |
Добавлены новые стратегические классы - доминирование и равноценность (parity) - сочетание нескольких стратегий. Шкала измерений такая же, как и у Портера -ценовое лидерство, дифференциация и конкурентный масштаб (costleadership, differentiation, competitivescope) |
Интергрированная типология |
16 стратегий по направлениям |
Эйзенхардт и Табрици (EisenhardtandTabrizi) , 1995, Кесслер и Чакрабарти (KesslerandChakrabarti), 1996 |
В шкалу добавлено время входа - пионер или последователь |
Обновленные деловые стратегии Refined Business StrategyFramework |
Инновация продукта, структурная инновация, процессная инновация, синергетическая инновация |
Парнелл (Parnell),2002 |
Новая типология стратегий, основанная на ресурном подходе (resourcedbasedvue) |
Стратегический циферблат (StragegyClock) |
Дифференциация, Концентрация на дифференциации, Высокие цены и средняя ценность, Высокие цены и низкая ценность, Низкая ценность и средние цены, ничего лишнего, Низкие цены, Гибрид (Differentiation, FocusedDifferentiation, Highprice, mediumvalue; Highprice, lowvalue; lowvalue, mediumprice; nofrills; lowprice; hybrid) |
БоуманиФолкнер (Bowman and Faulkner), 1995 |
Новая классификация, построенная по типу циферблата часов, включает в себя несколько потенциально не выгодных стратегий. |
Акселератор стратегий (StrategyAccelerator) |
Комбинируй, консолидируй, расширяй, объединяйся (Combine, Consolidate, Excel, Ally) |
Гриффен (Griffioen), 2009 |
Новая классификация, где стратегии сравниваются с переключателем скоростей |
Как видно из таблицы, теория постоянно меняется, появляются новые виды стратегий, которые не ограничиваются теорией Майкла Портера или ценностных дисциплин Трейси и Вирсемы.
Тем не менее, для каждого конкретного предприятия вопрос выбора стратегии и ее обоснования – это вопрос первостепенной важности, и, к сожалению, даже знакомство со всеми последними теориями стратегического менеджмента не дает ответ какую стратегию выбрать. Необходимо оценить состояние предприятия, его окружения, возможно даже международного, используя при этом последние достижения теории и старые, проверенные методы – только тогда можно будет говорить о выборе стратегии – как стратегии предприятия (корпоративной), так и конкурентной.
2.1. Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия.
Ни одно из понятий стратегического менеджмента не обсуждалось столь активно за последние 20 лет как «конкурентное преимущество (competitiveadvantage)». Вызвано это, прежде всего тем, что, казалось бы, секрет успешности отдельных фирм на рынке будет вот-вот раскрыт и для остальных участников рынка – стоит только понять - что же такое это конкурентное преимущество и откуда оно берется.
Если обратиться к истории, то несколько упоминаний этого термина встречаются у Пенроуз (Penrose, 1959), Ансоффа (Ansoff, 1965), правда, как способ описать что необходимо компании для того, чтобы эффективно конкурировать на рынке[45]. Однако родоначальником этого понятия считается Майкл Портер.
С Портером и употреблением им «конкурентного преимущества» связана одна достаточно забавная история. В статье в HarvardBusinessReview1979 года [53], Портер не упоминает «конкурентное преимущество», при этом описывает пять сил конкуренции (то есть излагает основу теории конкурентного преимущества промышленного предприятия). Его книга «Конкурентное преимущество» («CompetitiveAdvantage») [55], опубликованная в 1985 году вводит термин в широкое употребление. Однако автор нигде не ссылается на то, что термин употреблялся до него, и, кроме того, во вступлении к книге утверждает, что предыдущая книга, «Конкурентная стратегия » («CompetitiveStrategy», а в русском переводе – «Конкуренция») [54], «описывала три базовые стратегии для достижения конкурентного преимущества».На самом деле, в «CompetitiveStrategy» Портер ни разу не упомянул этот термин. В книгах 80го и 85 года есть одна и та же диаграмма, которая озаглавлена как «Три базовые стратегии» (ThreeGenericStrategies), где по оси Х обозначено «стратегическое преимущество» (в книге 80-го года), и «конкурентное преимущество» (в книге 85-года).