Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:08, реферат
Повышение конкурентоспособности предприятия как тема квалификационной работы дает возможность не только изучить теорию, но и постоянно использовать полученные знания на практике. Кроме того, оценка конкурентоспособности предприятия настолько тесно связана с понятием стратегии, стратегическим менеджментом, что приобретенные навыки не могут остаться невостребованными, особенно если являются практическими.
Введение
3
Глава 1 Общая характеристика стоматологической клиники «СТОМА»
1.2 Организационно-правовая форма
1.3 Организационная структура предприятия
1.4 Анализ маркетинговой деятельности ООО «СТОМА»
1.5 Финансово-экономические показатели фиры
6
Глава 2. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности предприятия и ее реализация
27
Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия
27
Теоретические аспекты теории конкурентных преимуществ (зарубежный опыт)
27
Применение теории конкурентных преимуществ для Стоматологии «Стома» города Санкт-Петербурга
39
Выбор подхода к реализации конкурентной стратегии
41
Мировой опыт подхода к выбору реализации конкурентной стратегии
41
Выбор подхода к реализации стратегии для Стомы
47
Механизм реализации конкурентной стратегии и оценка полученных результатов
47
Оценка реализации стратегии – третий этап стратегического менеджмента
47
Российские особенности реализации и оценки стратегии
50
Глава 3. Повышение конкурентоспособности стоматологической клиники
52
Особенности рынка стоматологических услуг
52
Оценка конкурентоспособности стоматологической клиники
55
Краткое представление Стомы
56
Методы оценки конкурентоспособности предприятия
58
Стратегия предприятия и конкурентная стратегии предприятия
67
Основные направления повышения конкурентоспособности стоматологической клиники
82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
87
Следующий использованный метод расчета
относится к графическим
Возможны разные варианты представления данных на многоугольнике – в баллах (максимальное количество, например, 10 или 5), в процентах, либо нормирование показателей относительно «идеального конкурента».
Расчет проводился по методике Мошнова В.А.[15] , в соответствии с которой (с небольшими изменениями) было выделено шесть направлений для оценки – конкурентоспособность услуги, финансовое состояние предприятия, эффективность маркетинговой деятельности, имидж, рентабельность продаж и эффективность менеджмента. В случаях, если определить значение факторов по формулам, приведенным в методике, не удавалось, (из-за отсутствия данных по конкурентам), производилась экспертная оценка этих значений.
Значения всех факторов идеального
конкурента считаются равными 1, у
остальных конкурентов они
По данным оценки строится лепестковая
диаграмма, а так же считается
коэффициент
Так как количество осей равно шести,
то площадь многоугольников
К =
*sin 60ₒ*(K1*K2+K2*K3+K3*K4+K4*K5+
где К – коэффициент
К1,К2…К6 – оценки конкурентоспособности услуги, финансового состояния, эффективности маркетинговой деятельности, имиджа, рентабельности продаж и эффективности менеджмента предприятия.
Результаты расчетов коэффициента конкурентоспособности по методу радара представлены в табл. 3.6.
Таблица 3.6.
Оценка конкурентоспособности предприятия по методу многоугольника (радара)
Факторы |
СТОМА |
Конкурент 1 |
Сетевой конкурент |
Идеальный конкурент | |
1 |
Конкурентоспособность услуги |
0,75 |
0,68 |
0,86 |
1 |
2 |
Фин состояние |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
1 |
3 |
Эффективность маркетинговой деятельности |
0,1 |
0,1 |
0,7 |
1 |
4 |
Рентабельность продаж |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
1 |
5 |
Имидж |
0,8 |
0,5 |
0,8 |
1 |
6 |
Эффективность менеджмента |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
1 |
К |
0,56 |
0,36 |
1,13 |
2,16 |
Оптимально представлять результаты этого метода в графическом виде – рисунок 3.6.
Рис.
3.6. Многоугольник
Данный метод можно представить так же в объемном виде – отложив долю рынка в качестве высоты конуса. В связи с тем, что доля рынка чрезвычайно мала, расчет не производился.
По
результатам анализа можно
В целом, опираясь на результаты финансового анализа и оценки конкурентоспособности, можно отметить следующее:
Задача этого раздела дипломной работы – попытаться сформулировать стратегию предприятия, предварительно проведя стратегический анализ.
В силу особенностей структуры дипломной работы, первому этапу стратегического менеджмента – формулировке стратегии, было отведено не так много внимания в теоретической части работы, поэтому основные моменты анализа будут сопровождаться краткими теоретическими комментариями.
Необходимо отметить, что проведение полноценного стратегического планирования, включающего внутренний и внешний анализ, выработку стратегии предприятия, оценку альтернатив, разработку конкурентных стратегий, формулировку видения и миссии вряд ли возможно в рамках дипломной работы. Тем не менее, будет предпринята попытка продемонстрировать использование инструментов анализа и сформулировать стратегию.
В последнее
время для целей анализа
Таблица 3.7.
Современные инструменты стратегического планирования
Этап |
Наименование инструмента |
Вводный (input stage) |
МатрицыEFEиIFE, матрицаконкурентногопрофиля (Competitive Profile Matrix – CPM) |
Сопоставления (matching stage) |
МатрицыTOWS, SPACE, IE, корпоративной стратегии (GrandStrategy) |
Принятия решения (decision stage) |
QSPM ( |
Необходимо отметить, что все методы, перечисленные в таблице – матричные. Кроме того, здесь не указана матрица BCG, а так же другие виды матриц, созданные 30 лет назад – это не значит, что они не используются, тем не менее, есть инструменты, которые их заменяют. То же самое можно сказать про SWOT-анализ и TOWS. Это не просто перефразирование хорошо известного метода – этот подход заставляет думать в новом направлении.
Естественно, что анализ заключается не только в составлении матриц. Матрицы – это его инструменты, которые в силу наглядности и частого упоминания, являются почти синонимами этого процесса.
Другой
подход к классификации анализа,
правда только касающийся вводной части,
заключается в функциональном разделении
анализа и гораздо легче
Рис. 3.7. Содержание внешнего и внутреннего стратегического анализа.
Анализ отрасли и конкурентный анализ рекомендуется начать с предоставления основной информации по рынку, в частности следующих данных – табл.3.8.
Таблица 3.8.
Основные экономические
№ |
Характеристика |
Содержание |
1 |
Размер рынка |
Объем Российского рынка – 4,74 млрд, рублей, доля Санкт-Петербурга на рынке 12,4% - 0,59 млрд руб. |
2 |
Масштаб конкуренции и число конкурентов |
Большое количество клиник на рынке, в том числе очень мелких. Количество клиник в Москве – 2 112. Тесная взаимосвязь с ближайшими регионами – появился стоматологический туризм. Сетевых конкурентов несколько, доля крупнейшего из них оценивается в 7-8%. |
3 |
Темп роста отрасли |
5-6% в год за последние 2 года, в 2011 году ожидается рост 5% |
4 |
Жизненный цикл отрасли |
Между
развитием и зрелостью – |
5 |
Структура рынка |
4 типа учреждений
|
6 |
Входные/выходные барьеры |
Для открытия стоматологии на 1-2 кресла нужно 40 000 долларов |
7 |
Технологии/инновации |
Большое количество новых разработок, в том числе высокотехнологичных. В маленьких кабинетах не реализуются, доступны в основном для сетевых клиник. |
8 |
Характеристики услуг |
Разнородные, стандарты отсутствуют, субъективная оценка, особенности медицинских услуг и т.д. |
9 |
Использование мощности |
Загрузка мощностей по рынку – 45%. |
10 |
Прибыльность отрасли |
Бизнес считается доходным, с рентабельностью 30%. |
Основные движущие силы в отрасли представлены в табл. 3.9.
Таблица 3.9.
Движущие силы в отрасли
№ |
Факторы |
Содержание |
1 |
Изменения темпов роста |
Темпы роста в отрасли в 2000-2005 годах составляли до 20-30% в год, однако кризис 2008 года серьезно повлиял на отрасль, количество компаний сократилось, в том числе сетевых компаний. С 2008 года рынок восстановился и растет на 5-6% в год. |
2 |
Изменения в количестве и составе потребителей |
В среднем посещаемость стоматологической клиники россиянином составляет 1 раз в год. На рынке растет доля услуг по имплантации, отбеливанию и т.д. Уровень доходов населения растет. |
3 |
Инновации в услугах или технологиях |
Постоянное обновление технологий на мировом рынке, которое мало отражается на российском – кроме сектора VIP. В связи с неосведомленностью клиентов об уровне мирового развития, возможно использование не самых новых технологий и представление их как новинок. |
4 |
Новые направления рынка |
Стоматологический туризм, причем по двум направлениям – эконом-сектор и средний класс – лечение зубов и имплантация в России (Рязань, Тверь, Петербург и т.д.) и VIPтуризм – за новыми методиками в Швецарию, Венгрию. В стоматологиях эконом-класса – вахтовый метод работы врачей из средней полосы России. |
5 |
Вход или уход с рынка фирм |
Банкротство части клиник сети Мастердент, появление филиалов израильских и швейцарских клиник. В силу большого количества игроков на рынке не оказывает существенного влияния на рынок. |
6 |
Распространение ноу-хау (know-how) |
Внутри России не затруднено, ограничено только возможностями фирмы по приобретению оборудования и обучению персонала. Современные методики практически не доступны. |
7 |
Глобализация в отрасли |
Количество сетевых клиник растет, но было замедлено кризисом. Количество поставщиков оборудования, материалов и т.д. подчиняется общемировым тенденциям, так как оборудование и материалы импортируются. |
8 |
Изменения по цене и рентабельности |
Цены растут вместе с инфляцией, рентабельность остается на уровне 30%, в целом спрос не эластичен по цене. |
9 |
Повышение требований клиентов к дифференциации услуг |
Выбор клиники в основном основан на рекомендации знакомых – 37,5%, на цену ориентируется 31,3%, на перечень услуг и известность клиники -15%. Большинство клиник оказывают 7 видов услуг (30%), 8 – 10%, 9 – 25%,10 – 15%. Намечается тенденция увеличения количества услуг, очень часто за счет детской стоматологии. |
10 |
Правовые, лицензионные изменения, правительственное вмешательство |
Стабильная ситуация. Рынок не является монопольным, ужесточения по лицензированию и стандартам нет. |
11 |
Изменения социальных предпочтений, жизненного стиля и т.д. |
Необходимость
иметь красивые зубы – характерна
для жителей крупнейших городов.
Активно развивается |
Оценка
привлекательности отрасли
Таблица 3.10
Оценка привлекательности
Отраслевой фактор |
Вес |
Рейтинг |
Интегрированный факторный показатель |
Темпы роста |
25 |
0,4 |
10 |
Доля рынка |
20 |
0,3 |
6 |
Прибыльность отрасли |
18 |
0,8 |
14,4 |
Интенсивность конкуренции |
15 |
0,2 |
3 |
Входные барьеры |
12 |
0,3 |
3,6 |
Степень регулируемости |
10 |
0,8 |
8 |
Итого |
100 |
45 |
Затем конкурентная сила компании (competitivestrength) – табл. 3.11.
Таблица 3.11
Оценка конкурентной силы компании
Фактор |
Вес |
Балл |
Интегрированный показатель |
Стоимость услуг |
8,25 |
0,6 |
4,95 |
Бренд + реклама |
11,94 |
0,2 |
2,39 |
Перечень услуг |
15,32 |
0,5 |
7,66 |
Удобство и атмосфера |
18,91 |
0,3 |
5,67 |
Качество услуг |
22,61 |
0,6 |
13,57 |
Оборудование и технологии |
22,97 |
0,4 |
9,19 |
Итого |
100 |
43,43 |
Результаты двух таблиц представляются в виде матрицы GE (GeneralElectric) или, как ее еще называют, матрицы McKinsey – рисунок 3.8.
Рис. 3.8. Матрица GE
Компания
попала в среднее поле матрицы, о
котором говорят, что необходим
выборочный подход – т.е. никаких
рекомендаций нет. Надежда на матрицу
как на избавление от необходимости
думать не оправдывается. Если привлекательность
рынка или сила компании очевидны,
то нет необходимости прибегать
к матрицам, в менее очевидных
случаях ответ будет