Возможно, что не все стратегии
упомянуты, и не все из них могут
быть использованы. Тем не менее, даже
обсуждение возможности одной из
стратегий способно дать толчок к
развитию Стомы
ПостроениематрицыQSPM – QuantityStrategicPlanningMatrix
– Количественной Матрицы Стратегического
Планирования, которая представляет собой
рейтинговую оценку двух или более альтернативных
стратегий с точки зрения компании, не
представляется возможным даже с приблизительной
степенью точности. Для ее построения
необходимо не только разработать стратегии,
но и оценить затраты и ресурсы, необходимые
для их реализации, сроки и т.д.
GrandStrategyMatrix – т.е. матрицакорпоративной
стратегии (стратегии предприятия), дает
настолько размытые результаты, что целых
два квадранта дают рекомендации по ликвидации
компании.
Поэтому в качестве завершения матричного
анализа будет использован относительно
новый метод – 2009 года – это
акселератор стратегий Альфреда
Гриффена(AlfredGriffioen) [43].
Согласно акселератору стратегий
строится матрица по двум шкалам: влияние
на рынок и уникальность продукта.
На рисунке 3.11. представлена матрица,
в которой Стома попадает в
квадрант Объединяться/Сотрудничать.
Рис. 3.11. Акселератор стратегий
Гриффена.
Очень интересно было бы оценить
результат Стомы в матрице
бизнеса как экологии по Янсити и
Ливену (IansityandLieven), но предприятие попадает
в квадрант commodity–товарной конкуренции,
для которого теория экосистемы применима
в минимальной степени. Целью должно стать
выход в нишу – т.е. создание определенного
инновационного уровня.
Можно сделать следующий вывод
– общее направление стратегии
предприятия (корпоративной стратегии)
заключается в том, чтобы оставаться
на рынке, но при этом предприятие
не может позволить себе продолжать
пассивно работать на рынке – его
положение не достаточно стабильно,
конкуренция на рынке серьезная.
Стоит обдумать вариант слияния
с кем-либо (предпочтительно в
том же районе, но с помещением более
высокого уровня). Корпоративная стратегия
должна заключаться в развитии предприятия
и усилении его отличий.
Суть стратегий высшего (корпоративного
уровня) приведена в табл. 3.16.
Таблица 3.16.
Стратегии корпоративного уровня
Уровень/тип стратегии |
Суть/название |
Генеральная |
Оставаться на рынке |
Корпоративная (Grand, Corporate) или стратегия
предприятия |
Стратегия роста, возможно за счет слияния. |
Портфельная |
Акцент на имплантацию, как услугу,
приносящую максимальную прибыль.
|
Распределения ресурсов (ParentingStrategy) |
Не может быть составлена в рамках
данной работы – недостаток данных
по ресурсам предприятия, методам их
распределения и т.д. |
В качестве
примера конкурентных стратегий
для Стомы из списка базовых можно
предложить следующие:
- по методу акселератора стратегий Гриффена (Griffioen) – объединение;
- по 4м ценностным дисциплинам (Трейси и Вирсема + Келлог и Чейз (TreacyandWiersema + KellogandChase)) –близость к покупателю;
- по Портеру – фокусирование на нише.
- Основные направления
повышения конкурентоспособности
стоматологической клиники.
Как бы много ни было матриц, и каким
бы сложным или простым не оказалось
их заполнение, они задают лишь направление
для анализа, заставляются задуматься
об определенных моментах в своей
работе.
Как доказывает практика, в том
числе и развития стратегического
менеджмента, стереотипы в мышлении
не дают возможности успешно развиваться
бизнесу. Налаженные процедуры хорошо
работают на производстве, нужны для
организации системы, и не дают возможности
создать оригинальную идею.
Тем не менее, матричный этап –
это база для проведения оценки компании.
В случае со Стомой стоит говорить
не столько о корпоративной стратегии
предприятия (по трем уровням!) и конкурентной
стратегии, сколько о направлениях
развития предприятия. Не возможно за
несколько месяцев стать из предприятия,
живущего сегодняшним днем, флагманом
рынка, даже если в подвале Стомы
начнет бить золотой источник - нужны
кадры, способные стратегию разработать,
реализовать и корректировать ее
выполнение.
Основными направлениями развития
Стомы можно назвать следующие:
- Развивать направление имплантации – осваивание новых методик, привлечение специалистов с высокой репутацией;
- Пересмотр ценовой политики в отношении остальных видов услуг – их диапазон не может быть уменьшен, так как клиенты рассматривают ассортимент услуг как важный фактор для клиники, но менее доходны. Поэтому необходимо провести дополнительное исследование по уровню цен на эти услуги, с тем, чтобы скорректировать их;
- Рассмотреть возможность привлечения врачей с периферии для осуществления простых услуг, что даст снижение стоимости. Однако, ни в коем случае не за счет качества;
- Заключение соглашений с поставщиками о продаже сопутствующих товаров, их рекламе и т.д.;
- Введение системы поощрений персонала за реализацию товаров;
- Поиск нового помещения в том же районе для того, чтобы уровень клиники соответствовал предлагаемым процедурам;
- Обучение персонала (не медицинского) с целью повышения удовлетворения клиентов уровнем услуг, ведение базы клиентов, проведение тренингов по работе с клиентами;
- Разработка программ для беременных, детей с включением туда комплекса услуг, программы посещений, рекомендаций – с максимальной визуализацией процесса и результата;
- Заключение соглашений со страховыми компаниями по ДМС, в том числе по специальным программам (детские, для беременных, пожилых);
- Разработка имиджа Стоматологии – фирменный стиль, знак, единые документы, форма;
- Проведение исследований по клиентам, их анкетирование, либо регулярные опросы персонала по выявленной информации и использование этих рекомендаций на практике. Сейчас такие работы не ведутся вообще, тем не менее часть информации уже имеется;
- Использование Интернета, в том числе сайта компании для работы – возможность записаться на прием через сайт. Изменение стилистики сайта в соответствии с разработанным имиджем компании и корректировка информации о Стоматологии – сайт не должен содержать заведомо ложной информации;
- Использование связей врачей, руководства в работе – для размещения рекламы, привлечения новых клиентов, формирования имиджа клиники, налаживания контактов с поставщиками оборудования, профильными изданиями, участие в конференциях и т.д.;
- Рассмотреть возможность слияния с конкурентом либо сетевой клиникой в этом же районе;
- Привлечение к работе менеджера с управленческим опытом;
- Визуализация работы компании для клиента, в том числе подарки и т.д.;
- Создание умиротворяющей, расслабляющей обстановки, что требует дополнительного обучения персонала и определенной дисциплины;
- Рассмотреть возможность оказания непрофильных услуг и их совмещение с медицинскими процедурами, либо на время ожидания врача;
- Установление времени работы клиники в соответствии с потребностями клиентов.
- В качестве контрмеры против стоматологического туризма стоит рассмотреть вариант достижения договоренности с одной из стоматологий на периферии. Форма сотрудничества могут быть различными – от совместного бизнеса, покупки нового бизнеса до направления туда специалистов на какой-то период времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломном проекте, помимо отражения
теоретических вопросов, были сделаны
следующие виды оценки и даны рекомендации:
- проведена оценка уровня конкурентоспособности компании по нескольким российским методикам;
- проведен анализ внешних и внутренних факторов предприятия, являющийся частью формулировки стратегии – с использованием различных матричных методов – по зарубежным методикам;
- разработана корпоративная стратегия предприятия (двух уровней из трех), выбраны 3 базовые конкурентные стратегии (по различным методикам) ;
- даны рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия;
- даны рекомендации по реализации стратегии и по оценке стратегии.
Особенностью российского рынка
стоматологии (и Санкт-Петербурга
в частности) является высокий уровень
конкуренции, огромное число участников
(в Санкт-Петербурге более 2 112 клиник),
низкие барьеры для входа и достаточно
высокая доходность – около 30% при загрузке
клиник не более 45%.
Стома очень далека от стратегий
любого рода, так же как и от анализа
рынка, поэтому в ее отношении
стоит говорить о разработке плана
действий, направлениях развития компании.
В рамках текущей деятельности компании
(при том же руководстве, уровне подготовки
персонала) ни разработка, ни реализация,
ни оценка стратегии не возможны.
Список рекомендаций по повышению
конкурентоспособности Стомы составлен
с учетом особенностей компании и
направлен на развитие сильных сторон
предприятия, выделяющих его среди
конкурентов, а так же на формирование
имиджа и повышение уровня обслуживания.
Особое внимание необходимо обратить
на то, что помещение, занимаемое клиникой,
не соответствует стандартам, предъявляемым
клиентами к клинике среднего
класса.
Очень важно развивать не только
ведущее направление Стомы –
протезирование, но и имплантацию, которая
приносит максимальный доход и будет
продолжать расти быстрее, чем остальные
направления.
Большинство рекомендаций, учитывая
специфику Стоматологии, не являются
сложно выполнимыми или затратными
– они могут быть реализованы
в рамках обычной деятельности, но
обязательным условием является подготовка
персонала клиники, мотивация и
дальнейшее обучение.
Сейчас низкий уровень подготовки
персонала (имеется в виду не медицинский,
а сервисный аспект) и отсутствие
плана действий приводят к тому,
что клиентские данные не анализируются,
и не развиваются одни из самых
перспективных направлений –
стоматология для беременных, детская
стоматология, ДМС. Повторные визиты
к врачу – личное дело каждого
пациента, а учитывая особенности
российского менталитета, это означает
в лучшем случае визит один раз
в год. При этом многие стоматологи
за рубежом устанавливают плановые
визиты не то что раз в 6 месяцев,
а чаще.
Основные выводы, которые можно
сделать по завершении работы –
это тот факт, что перемены к
лучшему возможны в случае, если
руководство компании осознает их необходимость.
В литературе по стратегическому
менеджменту многократно подчеркивается,
что любая хорошо разработанная
стратегия не может быть осуществлена
без спланированных этапов реализации
и оценки стратегии, и что только
10% стратегий реализуются на практике.
Любые рекомендации так и останутся
рекомендациями, если не будут реализовываться
в соответствии с очень простыми
принципами:
- за каждый этап/задание должен отвечать конкретный человек;
- результаты оценки деятельности должны быть просты и понятны (лучше в численном выражении);
- коллектив должен быть заинтересован в выполнении - морально, материально, административно;
- необходимо обучение персонала и руководства компании.
Список использованной
литературы
- «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1) (ред. от 27.07.2010).
- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О Защите Конкуренции».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
- Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
- Александров А.В. Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 5 (29). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru
- Вайсман Е.Д. Повышение конкурентоспособности промышленного предприятия на основе инновационной модели развития. Автореферат докторской диссертации. Челябинск, 2011.
- Воронов Д.С. Конкурентоспособность предприятия:
оценка, анализ, пути повышения.[Электрон.ресурс] - 02 мая 2011. - Режим доступа: http://vds1234.narod.ru/?22.html
Воронов Д.С. Оценка конкурентоспособности предприятия. [Электрон.ресурс] – Режим доступа: http://www.kpilib.ru/article.php?page=207
- Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. - М.: "Янус-К", 2001. - 296 с.
- Иорданишвили А.К, Толмачев И.А, Бобунов Д.Н. и др. Анализ мотивов обращения пациентов в стоматологические лечебно-профилактические учреждения. //Журнал медицина, xxi век, №3, 2008.
- Криворотов В.В. Алгоритм механизма повышения конкурентоспособности. Вестник ОГУ №8, 2006
- Кузьминич, Г. Г. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур [Электронный ресурс] // Материалы Международной научно-практической конференции / Байкальский государственный университет экономики и права, – Иркутск, 2010. Режим доступа: http://com-nauka.isea.ru/files/s1/37Кузьминич.pdf
- Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. М: Юрайт, 2004.
- Мошнов, В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] / В.А. Мошнов. Режимдоступа: http://www.cfin.ru/management/ strategy/estimate_competitiveness.shtml.
- Петрова М.А. Конкурентоспособность компании как ее жизнеспособность.// Российское предпринимательство. - 2010.- № 5. Ч. 1. - С. 29-33.
- Портер М. Конкуренция: пер. с англ.: уч. пос. / М. Портер. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. – 608 с.
- Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.
- Прахова Т.С. Совершенствование оценки и управления конкурентоспособностью продукции на предприятии. Северокавказский государственный технический университет.[Электрон. ресурс] – май 2006. - Режим доступа: http://science.ncstu.ru/post-grad/avtoref/prahova_ts/prahova_ts.pdf
- Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 382 с.
- Савельева Н.А. Формирование конкурентоспособности на мезоуровне: монография /Н.А. Савельева; Под ред. проф. В.С. Золотарева /РГЭУ "РИНХ". - Ростов-н/Д, 2004. - 124 с.
- Смольянова Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия // Вестник ТГУ, выпуск 2 (70), 2009. – С. 336–344
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
- Царев В.В., Канторович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб.пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 799 с.
- Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. – М.: Гном, 2001.
- Aaker, DA & Mills, MK 2005, Strategic Market Management, Pacific
Rim Edition edn, John Wiley & Sons Australia, Ltd, Milton, Queensland,
Australia
- Ahmad R., Idris M. (2009) Managing knowledge management through
strategic management perspectives. Innovation and Knowledge Management
in Business Globalization: Theory & Practice pp. 1295-1301.
- Allio M. K., (2005). A short, practical guide to implementing strategy,
Journal of Business Strategy, Volume 26, Number 4/2005 pp. 12-21.
- Andrews R., Boyne G.A., Law J., Walker R.M. (2009) Centralization,
Organizational Strategy, and Public Service Performance. Journal
of Public Administration Research and Theory, Vol. 19, 2009.
- Aaker, D.A. & Mills, M.K. (2005) Strategic Market Management,
Pacific Rim Edition edn, John Wiley & Sons Australia, Ltd, Milton,
Queensland, Australia.
- Barney, J.B. (1991) ‘Firm resources and sustained competitive advantage’, Journal of Management, 17 (1), 99-120.
- Barney, J.B. (2001). Resource-based theories of competitive advantage:
A ten year retrospective on the resource-based view. Journal of Management
27 (2001) 643–650.
- Bourgeois, L. J. III &Brodwin, D. R. (1984) Strategic Implementation:
Five Approaches to an Elusive Phenomenon. Strategic Management Journal
5 (3): 241-264.
- Bridoux, F (2004). A Resource-based approach to performance
and competition: an overview of the connections between resources and
competition. IAG working paper. http://www.uclouvain.be/cps/ucl/doc/iag/documents/WP_110_Bridoux.pdf
- Carmeli, A. (2004). “Assessing core intangible resources.” European Management Journal (22:1), pp. 110-122.
- Claudiu B., an Flaviu M. (2008) Strategy implementation - case
of the European Telecommunication providers. Journal of management and
marketing. Volume 8, 2008: pp 106-113.
- Contractor, F.J., Kim, C.-S.,Beldona, S. (2002): Interfirm learning
in alliances and technology networks:An empirical study in the global
pharmaceutical and chemical industries. In: Contractor, F.J., Lorange,
P. (eds.): Cooperative strategies and alliances. Amsterdam: Elsevier
Science: 493-516.
- David, F.R., (2005) Strategic Management Concepts and Cases.10th Ed.
Pearson Prentice Hall.
- Duschek S. Inter-Firm Resources and Sustained Competitive Advantage.
management revue, vol 15, issue 1, 2004
- Dyer, J. H. &Singh H. (1998). "The Relational View:
Cooperative Strategy and Sources of Interorganizational Competitive
Advantage." Lead article in: Academy of Management Review, Vol.
23, No. 4, 660-679.
- Fahy J. (2001), ‘A resource-based analysis of sustainable competitive advantage in a
global environment,’ International Business Review, Vol. 11, No. 1, 57-78.
- Goh A. (2010) Towards Better Classificatory Effectiveness: A Systematic
Development of an Integrative Typology. The International Journal of
Applied Strategic Management Volume 1 Issue 2.
- Griffioen A. (2010). The Strategy Accelerator. http://www.allianceexperts.com/PDF/Article-The-strategy-accelerator.pdf
- Hunt S.D. and Madhavaram S. (2006). Teaching marketing strategy:
using resource-advantage theory as an integrative theoretical foundation.
Journal of marketing edutaction, Vol 28, No2, August 2006.
- Klein J, (2001) A critique of Competitive Advantage, Paper presented
at the Critical Management Studies Conference, July 2001.
- Leonard-Barton, D. (1992). Core capabilities and core rigidities:
a paradox in managing new product development. Strategic Management
Journal, 13, summer 92, 111-125.
- Mitchell R.C. Strategy formulation. csun.edu›~hfmgt001/formulation.doc
- Naujok N. (2003) Evolution of alliance networks and resources
of firms in telecommunications and information technology industries.
Bamberg, Germany, 2003. http://www.ub.uni-bamberg.de/elib/volltexte/2003/6/Nau_Komp.pdf
- Newbert, S. L. (2007). Empirical research on the resource-based view
of the firm: An assessment and suggestions for future research. Strategic
Management Journal, 28: 121-146.
- Noble C. H. (1999) The Eclectic Roots of Strategy Implementation Research.
Journal of Business Research 45 (2): 119-134.
- Parness J. (2002) A Business Strategy Typology for the New Economy:
Reconceptualization and Synthesis. The Journal of Behavioral and Applied
Management, 2002 vol 3(3)
- Pearce J. A. and R.B.J. Robinson (1985), Strategic Management:
Strategy Formulation and Implementation, Homewood, Illinois: Richard
D. Irwin Inc.
- Porter, M.E. (1979) "How competitive forces shape strategy",
Harvard business Review, March/April 1979 pp. 137-145
- Porter, M.E. (1980) Competitive Strategy, Free Press, New York, 1980.
- Porter, M.E. (1985) "Competitive advantage," Free Press,
New York, 1985
- Prahalad, C.K. & Hamel, G. (1990). The core competence of the
corporation. Harvard Business Review, 68(3), 79-92.
- Ratnaningsih A., Anwar N., SuwignjoP.. Balance Scorecard of Davids
strategic modeling at industrial business for national construction
contractor of Indonesia. Journal of Mathematics and Technology, N4,
2010
- Ritala P., Hanna-Kaisa E. (2010) Competitive advantage in interfirm
cooperation – Old and new explanations. Competitve Review, 2010, Vol 29 No5, pp
367-383.
- Siciliano J., Hess P., (2009) The E-strategy Case: closing the
Gap between strategy formulation and strategy implementation. The Journal
of Business Cases and Applications. Winter, 2009.
- Thomas J. Strategy levels. Encyclopaedia of business. http://www.referenceforbusiness.com/management/Sc-Str/Strategy-Levels.html
- Trager S., Seisreiner A. (2006) Corporate Advantage Revisited:
Considering Competitive, Comparative, and Nonmarket Aspects. Paper presented
at Annual Conference on Corporate Strategy. whu.edu›csc/ACCS2006/ACCS2005/Traeger.pdf
- Yang T., Ramirez R., Thompson M. (2007) Dominant Paradigms of Competitive
Advantage.Oxford Strategic Renewal Research Programme, 2007.http://www.sbs.ox.ac.uk/centres/insis/research/Documents/srrpdynamiccapabilities.pdf