Возможно, что не все стратегии 
упомянуты, и не все из них могут 
быть использованы. Тем не менее, даже 
обсуждение возможности одной из 
стратегий способно дать толчок к 
развитию Стомы
ПостроениематрицыQSPM – QuantityStrategicPlanningMatrix 
– Количественной Матрицы Стратегического 
Планирования, которая представляет собой 
рейтинговую оценку двух или более альтернативных 
стратегий с точки зрения компании, не 
представляется возможным даже с приблизительной 
степенью точности. Для ее построения 
необходимо не только разработать стратегии, 
но и оценить затраты и ресурсы, необходимые 
для их реализации, сроки и т.д.
GrandStrategyMatrix – т.е. матрицакорпоративной 
стратегии (стратегии предприятия), дает 
настолько размытые результаты, что целых 
два квадранта дают рекомендации по ликвидации 
компании. 
Поэтому в качестве завершения матричного 
анализа будет использован относительно 
новый метод – 2009 года – это 
акселератор стратегий Альфреда 
Гриффена(AlfredGriffioen) [43].
Согласно акселератору стратегий 
строится матрица по двум шкалам: влияние 
на рынок и уникальность продукта. 
На рисунке 3.11. представлена матрица, 
в которой Стома  попадает в 
квадрант Объединяться/Сотрудничать.
Рис. 3.11. Акселератор стратегий 
Гриффена.
Очень интересно было бы оценить 
результат Стомы в матрице 
бизнеса как экологии по Янсити и 
Ливену (IansityandLieven), но предприятие попадает 
в квадрант commodity–товарной конкуренции, 
для которого теория экосистемы применима 
в минимальной степени. Целью должно стать 
выход в нишу – т.е. создание определенного 
инновационного уровня.
Можно сделать следующий вывод 
– общее направление стратегии 
предприятия (корпоративной стратегии) 
заключается в том, чтобы оставаться 
на рынке, но при этом предприятие 
не может позволить себе продолжать 
пассивно работать на рынке – его 
положение не достаточно стабильно, 
конкуренция на рынке серьезная. 
Стоит обдумать вариант слияния 
с кем-либо (предпочтительно в 
том же районе, но с помещением более 
высокого уровня). Корпоративная стратегия 
должна заключаться в развитии предприятия 
и усилении его отличий.
Суть стратегий высшего (корпоративного 
уровня) приведена в табл. 3.16.
Таблица 3.16.
Стратегии корпоративного уровня
 
| Уровень/тип стратегии | Суть/название | 
| Генеральная  | Оставаться на рынке | 
| Корпоративная (Grand, Corporate) или стратегия 
  предприятия | Стратегия роста, возможно за счет слияния. | 
| Портфельная | Акцент на имплантацию, как услугу, 
  приносящую максимальную прибыль.  | 
| Распределения ресурсов (ParentingStrategy) | Не может быть составлена в рамках 
  данной работы – недостаток данных 
  по ресурсам предприятия, методам их 
  распределения и т.д. | 
 
В качестве 
примера конкурентных стратегий 
для Стомы из списка базовых можно 
предложить следующие:
  - по методу акселератора стратегий Гриффена (Griffioen) – объединение;
- по 4м ценностным дисциплинам (Трейси и Вирсема + Келлог и Чейз (TreacyandWiersema + KellogandChase)) –близость к покупателю;
- по Портеру – фокусирование на нише. 
 
    - Основные направления 
    повышения конкурентоспособности 
    стоматологической клиники.
 
Как бы много ни было матриц, и каким 
бы сложным или простым не оказалось 
их заполнение, они задают лишь направление 
для анализа, заставляются задуматься 
об определенных моментах в своей 
работе. 
Как доказывает практика, в том 
числе и развития стратегического 
менеджмента, стереотипы в мышлении 
не дают возможности успешно развиваться 
бизнесу. Налаженные процедуры хорошо 
работают на производстве, нужны для 
организации системы, и не дают возможности 
создать оригинальную идею.
Тем не менее, матричный этап – 
это база для проведения оценки компании.
В случае со Стомой   стоит говорить 
не столько о корпоративной стратегии 
предприятия (по трем уровням!) и конкурентной 
стратегии, сколько о направлениях 
развития предприятия. Не возможно за 
несколько месяцев стать из предприятия, 
живущего сегодняшним днем, флагманом 
рынка, даже если в подвале Стомы 
начнет бить золотой источник  - нужны 
кадры, способные стратегию разработать, 
реализовать и корректировать ее 
выполнение. 
Основными направлениями развития 
Стомы можно назвать следующие:
  - Развивать направление имплантации – осваивание новых методик, привлечение специалистов с высокой репутацией;
- Пересмотр ценовой политики в отношении остальных видов услуг – их диапазон не может быть уменьшен, так как клиенты рассматривают ассортимент услуг как важный фактор для клиники, но менее доходны. Поэтому необходимо провести дополнительное исследование по уровню цен на эти услуги, с тем, чтобы скорректировать их;
- Рассмотреть возможность привлечения врачей с периферии для осуществления простых услуг, что даст снижение стоимости. Однако, ни в коем случае не за счет качества;
- Заключение соглашений с поставщиками о продаже сопутствующих товаров, их рекламе и т.д.;
- Введение системы поощрений персонала за реализацию товаров;
- Поиск нового помещения в том же районе для того, чтобы уровень клиники соответствовал предлагаемым процедурам;
- Обучение персонала (не медицинского) с целью повышения удовлетворения клиентов уровнем услуг, ведение базы клиентов, проведение тренингов по работе с клиентами;
- Разработка программ для беременных, детей с включением туда комплекса услуг, программы посещений, рекомендаций – с максимальной визуализацией процесса и результата;
- Заключение соглашений со страховыми компаниями по ДМС, в том числе по специальным программам (детские, для беременных, пожилых);
-  Разработка имиджа Стоматологии – фирменный стиль, знак, единые документы, форма;
-  Проведение исследований по клиентам, их анкетирование, либо регулярные опросы персонала по выявленной информации и использование этих рекомендаций на практике. Сейчас такие работы не ведутся вообще, тем не менее часть информации уже имеется;
-  Использование Интернета, в том числе сайта компании для работы – возможность записаться на прием через сайт. Изменение стилистики сайта в соответствии с разработанным имиджем компании и корректировка информации о Стоматологии – сайт не должен содержать заведомо  ложной информации;
-  Использование связей врачей, руководства в работе – для размещения рекламы, привлечения новых клиентов, формирования имиджа клиники, налаживания контактов с поставщиками оборудования, профильными изданиями, участие в конференциях и т.д.;
-  Рассмотреть возможность слияния с конкурентом либо сетевой клиникой в этом же районе;
-  Привлечение к работе менеджера с управленческим опытом;
-  Визуализация работы компании для клиента, в том числе подарки и т.д.;
-  Создание умиротворяющей, расслабляющей обстановки, что требует дополнительного обучения персонала и определенной дисциплины;
-  Рассмотреть возможность оказания непрофильных услуг и их совмещение с медицинскими процедурами, либо на время ожидания врача;
- Установление времени работы клиники в соответствии с потребностями клиентов. 
-  В качестве контрмеры против стоматологического туризма стоит рассмотреть вариант достижения договоренности с одной из стоматологий на периферии. Форма сотрудничества могут быть различными – от совместного бизнеса, покупки нового бизнеса до направления туда специалистов на какой-то период времени. 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В дипломном проекте, помимо отражения 
теоретических вопросов, были сделаны 
следующие виды оценки и даны рекомендации:
  - проведена оценка уровня конкурентоспособности компании по нескольким российским методикам;
- проведен анализ внешних и внутренних факторов предприятия, являющийся частью формулировки стратегии – с использованием различных матричных методов – по зарубежным методикам;
- разработана корпоративная стратегия предприятия (двух уровней из трех), выбраны 3 базовые конкурентные стратегии (по различным методикам) ;
- даны рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия;
- даны рекомендации по реализации стратегии и по оценке стратегии.
Особенностью российского рынка 
стоматологии (и Санкт-Петербурга  
в частности) является высокий уровень 
конкуренции, огромное число участников 
(в Санкт-Петербурге более 2 112 клиник), 
низкие барьеры для входа и достаточно 
высокая доходность – около 30% при загрузке 
клиник не более 45%. 
Стома очень далека от стратегий 
любого рода, так же как и от анализа 
рынка, поэтому в ее отношении 
стоит говорить о разработке плана 
действий, направлениях развития компании. 
В рамках текущей деятельности компании 
(при том же руководстве, уровне подготовки 
персонала) ни разработка, ни реализация, 
ни оценка стратегии не возможны. 
Список рекомендаций по повышению 
конкурентоспособности Стомы составлен 
с учетом особенностей компании и 
направлен на развитие сильных сторон 
предприятия, выделяющих его среди 
конкурентов, а так же на формирование 
имиджа и повышение уровня обслуживания. 
Особое внимание необходимо обратить 
на то, что помещение, занимаемое клиникой, 
не соответствует стандартам, предъявляемым 
клиентами к клинике среднего 
класса. 
Очень важно развивать не только 
ведущее направление Стомы – 
протезирование, но и имплантацию, которая 
приносит максимальный доход и будет 
продолжать расти быстрее, чем остальные 
направления. 
Большинство рекомендаций, учитывая 
специфику Стоматологии, не являются 
сложно выполнимыми или затратными 
– они могут быть реализованы 
в рамках обычной деятельности, но 
обязательным условием является подготовка 
персонала клиники, мотивация и 
дальнейшее обучение.
Сейчас низкий уровень подготовки 
персонала (имеется в виду не медицинский, 
а сервисный аспект) и отсутствие 
плана действий приводят к тому, 
что клиентские данные не анализируются, 
и не развиваются одни из самых 
перспективных направлений – 
стоматология для беременных, детская 
стоматология, ДМС. Повторные визиты 
к врачу – личное дело каждого 
пациента, а учитывая особенности 
российского менталитета, это означает 
в лучшем случае визит один раз 
в год. При этом многие стоматологи 
за рубежом устанавливают плановые 
визиты не то что раз в 6 месяцев, 
а чаще.
Основные выводы, которые можно 
сделать по завершении работы – 
это тот факт, что перемены к 
лучшему возможны в случае, если 
руководство компании осознает их необходимость. 
В литературе по стратегическому 
менеджменту многократно подчеркивается, 
что любая хорошо разработанная 
стратегия не может быть осуществлена 
без спланированных этапов реализации 
и оценки стратегии, и что только 
10% стратегий реализуются на практике. 
Любые рекомендации так и останутся 
рекомендациями, если не будут реализовываться 
в соответствии с очень простыми 
принципами:
  - за каждый этап/задание должен отвечать конкретный человек;
- результаты оценки деятельности должны быть просты и понятны (лучше в численном выражении);
- коллектив должен быть заинтересован в выполнении  - морально, материально, административно;
- необходимо обучение персонала и руководства компании.
 
Список использованной 
литературы
 
  - «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1) (ред. от 27.07.2010).
- Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О Защите Конкуренции».
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
- Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.
- Александров А.В. Факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 5 (29). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru
- Вайсман Е.Д. Повышение конкурентоспособности  промышленного предприятия на основе инновационной модели развития. Автореферат докторской  диссертации. Челябинск, 2011.
- Воронов Д.С. Конкурентоспособность предприятия: 
 оценка, анализ, пути повышения.[Электрон.ресурс] - 02 мая 2011. - Режим доступа: http://vds1234.narod.ru/?22.html
  - Воронов Д.С. Оценка конкурентоспособности предприятия. [Электрон.ресурс] – Режим доступа: http://www.kpilib.ru/article.php?page=207
  - Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий. - М.: "Янус-К", 2001. - 296 с.
-  Иорданишвили А.К, Толмачев И.А, Бобунов Д.Н. и др. Анализ мотивов обращения пациентов в стоматологические лечебно-профилактические учреждения. //Журнал медицина, xxi век, №3, 2008.
-  Криворотов В.В. Алгоритм механизма  повышения конкурентоспособности. Вестник ОГУ №8, 2006
- Кузьминич, Г. Г. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур [Электронный ресурс]  // Материалы Международной научно-практической конференции / Байкальский государственный университет  экономики и права, – Иркутск, 2010. Режим доступа: http://com-nauka.isea.ru/files/s1/37Кузьминич.pdf
- Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. М: Юрайт, 2004.
- Мошнов, В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] / В.А. Мошнов. Режимдоступа: http://www.cfin.ru/management/ strategy/estimate_competitiveness.shtml.
- Петрова М.А.   Конкурентоспособность компании как ее жизнеспособность.// Российское предпринимательство. - 2010.- № 5. Ч. 1. - С. 29-33.
- Портер М. Конкуренция: пер. с англ.: уч. пос. / М. Портер. – М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. – 608 с.
- Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.
- Прахова Т.С. Совершенствование оценки и управления конкурентоспособностью продукции на предприятии. Северокавказский государственный технический университет.[Электрон. ресурс] – май 2006. - Режим доступа: http://science.ncstu.ru/post-grad/avtoref/prahova_ts/prahova_ts.pdf
- Савельева Н.А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 382 с.
- Савельева Н.А. Формирование конкурентоспособности на мезоуровне: монография /Н.А. Савельева; Под ред. проф. В.С. Золотарева /РГЭУ "РИНХ". - Ростов-н/Д, 2004. - 124 с.
- Смольянова Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности  предприятия  //  Вестник ТГУ, выпуск 2 (70), 2009. – С. 336–344
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
- Царев В.В., Канторович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб.пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 799 с.
- Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика. – М.: Гном, 2001. 
- Aaker, DA & Mills, MK 2005, Strategic Market Management, Pacific 
  Rim Edition edn, John Wiley & Sons Australia, Ltd, Milton, Queensland, 
  Australia
- Ahmad R., Idris M.  (2009) Managing knowledge management through 
  strategic management perspectives. Innovation and Knowledge Management 
  in Business Globalization: Theory & Practice pp. 1295-1301.
- Allio M. K., (2005). A short, practical guide to implementing strategy, 
  Journal of Business Strategy, Volume 26, Number 4/2005 pp. 12-21.
- Andrews R., Boyne G.A., Law J., Walker R.M.  (2009) Centralization, 
  Organizational Strategy, and Public Service Performance. Journal 
  of Public Administration Research and Theory, Vol. 19, 2009.
- Aaker, D.A. & Mills, M.K. (2005)  Strategic Market Management, 
  Pacific Rim Edition edn, John Wiley & Sons Australia, Ltd, Milton, 
  Queensland, Australia. 
- Barney, J.B. (1991) ‘Firm resources and sustained competitive advantage’, Journal of Management, 17 (1), 99-120.
- Barney, J.B. (2001). Resource-based theories of competitive advantage: 
  A ten year retrospective on the resource-based view. Journal of Management 
  27 (2001) 643–650.
- Bourgeois, L. J. III &Brodwin, D. R. (1984) Strategic Implementation: 
  Five Approaches to an Elusive Phenomenon. Strategic Management Journal 
  5 (3): 241-264.
- Bridoux, F (2004).  A Resource-based approach to performance 
  and competition: an overview of the connections between resources and 
  competition. IAG working paper. http://www.uclouvain.be/cps/ucl/doc/iag/documents/WP_110_Bridoux.pdf
- Carmeli, A. (2004). “Assessing core intangible resources.” European Management Journal (22:1), pp. 110-122.
- Claudiu B., an Flaviu M. (2008)  Strategy implementation - case 
  of the European Telecommunication providers. Journal of management and 
  marketing. Volume 8, 2008: pp 106-113.
- Contractor, F.J., Kim, C.-S.,Beldona, S. (2002): Interfirm learning 
  in alliances and technology networks:An empirical study in the global 
  pharmaceutical and chemical industries. In: Contractor, F.J., Lorange, 
  P. (eds.): Cooperative strategies and alliances. Amsterdam: Elsevier 
  Science: 493-516.
- David, F.R., (2005) Strategic Management Concepts and Cases.10th Ed. 
  Pearson Prentice Hall. 
- Duschek S. Inter-Firm Resources and Sustained Competitive Advantage. 
  management revue, vol 15, issue 1, 2004
- Dyer, J. H. &Singh  H. (1998). "The Relational View: 
  Cooperative Strategy and Sources of Interorganizational Competitive 
  Advantage." Lead article in: Academy of Management Review, Vol. 
  23, No. 4, 660-679. 
- Fahy J. (2001), ‘A resource-based analysis of sustainable competitive advantage in a 
  global environment,’ International Business Review, Vol. 11, No. 1, 57-78. 
- Goh A. (2010) Towards Better Classificatory Effectiveness: A Systematic 
  Development of an Integrative Typology. The International Journal of 
  Applied Strategic Management Volume 1 Issue 2.
- Griffioen  A. (2010).  The Strategy Accelerator. http://www.allianceexperts.com/PDF/Article-The-strategy-accelerator.pdf
- Hunt S.D. and Madhavaram S. (2006).  Teaching marketing strategy: 
  using resource-advantage theory as an integrative theoretical foundation.  
  Journal of marketing edutaction, Vol 28, No2, August 2006.
- Klein J, (2001) A critique of Competitive Advantage,  Paper presented 
  at the Critical Management Studies Conference, July 2001.
- Leonard-Barton, D. (1992). Core capabilities and core rigidities: 
  a paradox in managing new product development. Strategic Management 
  Journal, 13, summer 92, 111-125.
- Mitchell R.C. Strategy formulation. csun.edu›~hfmgt001/formulation.doc
- Naujok N.  (2003) Evolution of  alliance networks and resources 
  of firms in telecommunications and information technology industries. 
  Bamberg, Germany, 2003. http://www.ub.uni-bamberg.de/elib/volltexte/2003/6/Nau_Komp.pdf
- Newbert, S. L. (2007). Empirical research on the resource-based view 
  of the firm: An assessment and suggestions for future research. Strategic 
  Management Journal, 28: 121-146.
- Noble C. H. (1999) The Eclectic Roots of Strategy Implementation Research. 
  Journal of Business Research 45 (2): 119-134.
- Parness J.  (2002) A Business Strategy Typology for the New Economy: 
  Reconceptualization and Synthesis. The Journal of Behavioral and Applied 
  Management, 2002 vol 3(3)
- Pearce  J. A. and R.B.J. Robinson (1985), Strategic Management: 
  Strategy Formulation and Implementation, Homewood, Illinois: Richard 
  D. Irwin Inc.
- Porter, M.E. (1979) "How competitive forces shape strategy", 
  Harvard business Review, March/April 1979 pp. 137-145
- Porter, M.E. (1980) Competitive Strategy, Free Press, New York, 1980.
- Porter, M.E. (1985) "Competitive advantage," Free Press, 
  New York, 1985
- Prahalad, C.K. & Hamel, G. (1990). The core competence of the 
  corporation. Harvard Business Review, 68(3), 79-92.
- Ratnaningsih A., Anwar N., SuwignjoP.. Balance Scorecard of Davids 
  strategic modeling at industrial business for national construction 
  contractor of Indonesia. Journal of Mathematics and Technology, N4, 
  2010
- Ritala P., Hanna-Kaisa E.  (2010) Competitive advantage in interfirm 
  cooperation – Old and new explanations. Competitve Review, 2010, Vol 29 No5, pp 
  367-383.
- Siciliano J., Hess P., (2009)  The E-strategy Case: closing the 
  Gap between strategy formulation and strategy implementation. The Journal 
  of Business Cases and Applications. Winter, 2009.
- Thomas J. Strategy levels. Encyclopaedia of business. http://www.referenceforbusiness.com/management/Sc-Str/Strategy-Levels.html
- Trager S., Seisreiner A. (2006)  Corporate Advantage Revisited: 
  Considering Competitive, Comparative, and Nonmarket Aspects. Paper presented 
  at Annual Conference on Corporate Strategy. whu.edu›csc/ACCS2006/ACCS2005/Traeger.pdf
- Yang T., Ramirez R., Thompson M. (2007) Dominant Paradigms of Competitive 
  Advantage.Oxford Strategic Renewal Research Programme, 2007.http://www.sbs.ox.ac.uk/centres/insis/research/Documents/srrpdynamiccapabilities.pdf