Эмиль Дюркгейм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Структура социологии у Э. Дюркгейма. Исходные методологические принципы социологического исследования

Файлы: 1 файл

История Социологии 2.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Энергия любви может быть выражена количественно.

Измерители: интенсивность, экстенсивность, длительность, чистота и адекватность, субъективность альтруист. целей с их объективными результатами.

. Часть  современного человечества движется  к позитивной поляризации и противостоит деструктивному процессу деморализации другой части человечества, движущегося к негативной поляризации. Задачи выживания человечества, считает П.А. Сорокин, требуют альтруистического перевоспитания, как правителей, так и масс. 
 

Чикагская социологическая  школа

Возникла  на рубеже XIX—XX веков. Основателями чикагской социологической школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»(1918—1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой были «Негры Чикаго», «Экология человека», «Физика и об-во»  Р. Парка. Книги ученых чикагской школы: «Негритянская семья в Чикаго», «Золотое побережье и трущоба», «Гетто», «Бурлак», «Средний город в процессе изменений», работа Макензи «Экологич подход к изучению чел сооб-ва». 

?????. «Социально-экологический» подход к исследованию социальной реальности. «Человеческая экология» как раздел социологии. 

 Основная исходная посылка этого подхода состоит в том, что общество следует изучать в соотнесении с его средой. Факт закрепления в среде роднит человека с растениями и животными.

Общество  – организм, а процесс социального  изменения – движение от конфликта  к взаимодействию.

Таким образом, кроме социального (культурного) уровня общество имеет уровень «биологический», лежащий в соц. основе всего соц. развития и в конечном счете определяющий его соц. организацию.

Процесс соц. эволюции от биологического к культурному уровню направляется конкуренцией – движущей силой этого процесса. Реальный синтез этих двух аспектов соц жизни проявляется в том, что глав их принципы (конкуренция и кооперация) соединяются в единый принцип соревновательной кооперации. Конкуренция более всего придает сообществу характер организма, формируя структуру и восстанавливая равновесие.

Ориентируясь  на экологический подход к изучению социальной жизни, Парк и его коллеги  взяли в кач осн единицы  анализа сообщество, кот они опредилили как «экологич распределение людей и услуг, в кот местоположение каж единицы опр-ся ее связью со всеми др единицами». 

14. 1) Понятие «конфликта» в социологии Парка. Роль конфликта (конкуренции) в истории живой природы и его разновидности.  

  Силой, социализирующей и организующей индивидов на биотическом ур-не, явл конкуренция, принимающая форму борьбы за выживание. Живые организмы в ходе конкуренции приспосабливаются к среде и друг к другу и на базе элементарного (или «естественного») разделения труда между ними образуется целостная территориально закрепленная единица, называемая сообществом, в котором они явл элементами, изменение одного из которых влечет цепочку изменений во всех остальных эл-тах. Такое естеств сооб-во, прототипом кот служит прир ареал как целостная экосистема, явл биотическим базисом для развития более сложных форм соц жизни.

Конкуренция сдерживается конвенциями понимания, законами. На высшей стадии конкуренция  становится соревновательной конкуренцией. 

14. 2) Иерархия соц порядков во взаимодействии между людьми по Парку.

 

  Парк выделил в эволюции сообщества 4 стадии, каждая из которой конструирует свой особый порядок (ур-нь) организации:

     1) экологический (терр-ный) явл первичным и базисным, а все ост надстраиваются над ним. Одним из фундаментал св-в чел природы явл, по Парку, спос-ть к передвижению; и экологич порядок представляет собой не что иное, как пространственное структурирование чел перемещений. Порядок достигается как результат физического взаимодействия. Изучается экологической наукой.

    2) экономический. Слож формы хозяй-ния могут развиться только в условиях оседлого образа жизни (где есть доступ к водным источникам, достаточное кол-во пищи). В таких сооб-вах сущ натур хоз-во. Движ силой дальн эк-кого развития становится форм-ние центров торговли и обмена. «Эк порядок –продукт торговли. Рынок и тер-рия, в пределах кот происходит обмен, размечают центры и границы эк сооб-ва.

    3) полиический складывается как следствие высвобождения чел-ка из плена родовых связей, решающую роль в которой играет развитие торговли и расширение соц контактов за пределы родного локал сооб-ва. «Политической можно наз такую взаимосвязь, кот образует об-во, организованное не на семейном, а на тер-ном базисе». Осн полит порядка явл подчинение индивида гос-ву, кот опр-ет его права и обяз-ти и обеспечивает их действенность.

     4) культурный. Мех-мом, форм-щим и поддерживающим к-ный порядок, всегда явл коммуникация. В процессе комм-ции чел приобретает и реализует свою спос-ть «принимать установки и т.з. другого». Так принятые в об-ве образцы становятся для действующего индивида пост объектом ориентации. Разные ур-ни орг-ции сооб-ва, по Парку, должны изучать отдел науками (экологией и т.п.). Законы рождаются в процессе взаимодействия обмена на основе морали. Появляются институты. Самовыражение сводится к минимальному. 

15. Модель развития города. «Концентрические круги» Берджесса.   

Основным  объектом изучения для социологов стали  городские сообщества.

Происхождение и развитие городских сообществ  «естественное» (объективно, эволюционно).

Для того, чтобы контролировать городские  процессы, конфликты и т.д. необходимо изучать их как «соц. факты», развивающихся  по собственным законам и независимые  от конкретных человеческих воль и  сознаний.

Концепция городского развития строится на 3 принципах: соц. атомизме, пространственной мобильности и соц. взаимодействии.

Схема городского развития: прост населения, интенсификация миграции, усиление конкуренции  между людьми. Это влечет за собой  разделение труда и формирование соц. институтов.

В челом организация города, характер среды и порядок зависят от численности населения, концентраций и распределением на территории.

Пространственная  дифференциация города делит его  на различные по стоимости жилья  и условиям проживания зоны, представляющие собой концентрич кольца, кот расходятся от историч центра на периферию.

На примере  Чикаго Парк и Берджесс выявили след:

      1) Централ деловой район. В этой зоне расположены осн коммерч предприятия, магазины и увеселительные заведения. Те, кто здесь служит, и потребители проживают в др районах.

      2) Смешанная зона. В ней имеются жилые дома и коммерч предприятия. Здесь обычно форм-ся этнические общности: "маленькая Италия", "китайский квартал".

      3) Рабочий район. В нем нах жилые дома рабочих. Они более добротные, чем дома в смеш зоне. Жилые кварталы рабочих отличаются стабильностью, в них пост-но проживают многие семьи.

    4) Жилая зона представителей ср класса. Здесь сосредоточены гл. о. односемейные особняки. В них живут чиновники и люди интеллигентного труда. Эти дома отличаются высоким качеством и изысканностью. Среди них имеется небол число многоквартир домов и отелей.

      5) Привилегированная зона. В ней проживают гл.о.представители высшего -ср и высшего класса, а также высокопоставленные администраторы и творческая элита. Это скорее пригород, а не город.

    Зоны  включают в себя природные территории, складывающиеся под воздействием безличных  сил, независимых по отношению к  намерениям людей. 

Концепция социального обмена

Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс(род. 1910) и Питер Блау(род. 1918). Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа»(1950), «Социальное поведение: его элементарные формы»(1961), «Природа социальной науки»(1967). В своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию и утилитарную экономику. 

16. Теория «социального обмена» Дж.Хоманса. 

. Базовая  идея теории рассматривает социальное  поведение по аналогии с рыночным  обменом, т. е. аналогия обмена  эквивалентными ценностями. Он основал  теорию необихевиоризма, считая, что принцип объяснения в социологии должен быть психологическим.

 Исходная  единица социологического анализа  — элементарное социальное поведение,  т. е. непосредственный контакт  между индивидами. Социальные институты,  человеческое общество складываются из действий человека и анализируются на основе принципов индивидуального поведения и индивидуального действия.

 Социальное  поведение Хоманс рассматривал  как обмен материальными и  нематериальными ценностями(знаки  одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие.

Задача  социологии в том, чтобы изучить соотношение вариантов величин и издержек поведения человека с различными альтернативными моделями действий (обмена). Хоманс предложил рассматривать два уровня поведения: институциональное и субинституциональное.

Постулаты теории обмена:

1. Постулат успеха (чем чаще достигается успех, тем чаще повторяется приведение к нему действие);

2. Постулат  стимула (эффективный стимул вызывает  повторение действия);

3. Постулат  ценности (вероятность поведения  тем или иным образом зависит  от ценности результата);

4. Постулат  депривации пресыщения (чем больше  вознаграждений, тем больше стремление  к действию);

5. Постулат  агрессии/одобрения (возрастание  агрессивности в зависимости  от неполучения результата)

6. Постулат  рациональности (оба партнера всегда действуют рац-но, стараются получить больше, а потратить меньше).

Эти постулаты  предполагают симметричность отношений  участников в реальных обменах, поэтому  наибольшую трудность для объяснения в теории обмена вызывают ассиметрические отношения: власть, насилие, неравенство.

Для объяснения власти и насилия в социуме  вводится новый постулат – принцип  наименьшего интереса (наименее заинтересованный в конкретном результате получает большую  «свободу рук». И для объяснения неравенства – принципы дистрибутивной справедливости (оптимум – награда соответствует затратам) 

17. Возможности управления поведением людей с т.з. теоретиков обмена. Как соотносятся в теории соц обмена понятия «подкрепление» и «вознаграждение», «негативное подкрепление» и «наказание»?

 

Поведением  чел-ка можно управлять с помощью  поощрения.

Человеческим  поведением можно управлять.

Подкрепление  – главный фактор поведения.

Подкрепление (Болдуин) – вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями.

Виды  подкреплений:

I 1) положительные;

  2) отрицательные  (Отказ ради чего-то более ценного)

II 1) жесткая санкция (нет и все);

    2) лишение.

Человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получает выгоду. Если затраты окупаются, - отношения позитивные, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. 

Джорж Мид(1863—1931) – создатель символического интеракционизма. Ему принадлежат Следующие работы: From   Gesture   to   Symbol   (от жеста к символу). Iternalized    Others    and    the    Self  (интериализированные другие Self, The   I   and   the   Me (Азия), The   Psychology   of   Punitive  Justice (Психология лунитивного правосудия). 

18. Почему социология Дж.Г.Мида именуется «символическим интеракционизмом»? 

Информация о работе Эмиль Дюркгейм