Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:43, контрольная работа
Структура социологии у Э. Дюркгейма. Исходные методологические принципы социологического исследования
Термин "символическая интеракция" относится к совершенно определенному, особому виду интеракции, которая осуществляется между людьми. Особенность этой интеракции заключается в том, что люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственными действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или приданием значения действиям другого.
Символический интеракционизм - социологическая парадигма,
основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе
подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах, - языке,
телодвижениях, жестах, культурных символах и т.д. Символический
интеракционизм целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в
котором
"прочитываются" значимые символы,
несущие социальную информацию.
Символы
всегда являются частями действий индивида,
открывающими другому то, что он собирается
делать, так что когда человек использует
этот ключ, он вызывает установку другого.
19. Понятие
«социального действия».
Центральным в учении Мида является понятие межиндивидуального воздействия. С этой категорией тесно связано понятие социального действия. Социальное действие рассматривается как диалог между индивидами, как постоянный, непрекращающийся обмен установками и действиями между ними.
Социальное действие включает четыре стадии: импульс (участника взаимодействия внешней социальной средой к действию), восприятие (формирование в сознании индивида представления об объекте будущего действия), манипуляция (процесс взаимодействия субъекта и объекта), консуммация (потребление) – как получение пользы от объекта взаимодействия и ее оценка.
Способность
к одновременному восприятию множества
различных перспектив через принятие
соц. действий позволяет получить целостный
образ объекта в своём
Действие
должно предшествовать появлению вещей
и организма, как объектов. Оно определяет
содержание воспринятого, не требуя послед.
перехода от данных нашего опыта к реальности,
лежащ. за его пределами.
20. Понятие
Self в социологии
Дж.Г.Мида.
Понятие Self Мид использует в теории, описывающей личность человека. Очевидно, что человеческая личность – это уникальный и сложный феномен. Понятие Self характеризует элемент, грань, сторону личности.
SELF – св-ва собств. личности, её природа, собств. индитификация.
SELF – одновременно и объект и субъект
SELF – аналитич. двойник души
Характерной чертой моего собственного Я является отношение к себе самому именно как к объекту – SELF (познающее и познаваемое самим собой)
Человек узнает о себе самом от других, окружающих его людей, исходя из некоего общего отношения к себе той социальной группы, к которой он принадлежит. Человек познает себя, как объекта, принимая установки других индивидов по отношению к себе.
Отсюда можно заключить, что мое собственное Я – это особая разновидность общения, а стало быть и человеческого поведения.
Позиция людей по отношению к кому-либо есть часть их собственного опыта, который безусловен только для его обладателя. До тех пор пока человек полностью погружён в чужой опыт, он не может обрести своё собственное Я, которое приобретается в сопоставлении взглядов, позиций.
SELF может функционировать в 2 образах:
I живет только в настоящем. Будучи осознанным, оно моментально превращается в me.
Благодаря принятию индивидом установок обобщ. другого появляется возможность существования универсума соц. смыслов и мышления.
Обобщенный
другой – орган общество (соц. группа),
которое обеспечивает индивиду, единство
его SELF.
?????.
Процесс социализации
и его этапы
Социализация – процесс усвоения соц. ролей в результате межличностного взаимодействия.
Этапы:
Ребенок
должен быть готов принять установку
любого другого, заранее зная, как
соотносятся их роли. Game согласовывает
отдельные индивид. установки между собой
и создаёт единое смысловое пространство.
Толкотт Парсонс(1902—1979) — выдающийся
американский социолог, автор теории структурного
функционализма. Его книги: «Социальная
система», «Социологическая теория и современное
общество», «Структура социального действия».
Парсонс впервые попытался объединить
подходы Дюркгейма и Вебера.
22. Системный
подход в социологических
воззрениях Т.Парсонса.
Понятия «система»,
«структура», «функция».
Главная задача, которая стояла перед социологом при развитии системного подхода применительно к анализу общества, заключалась в обосновании возможности сохранения в нем равновесия, порядка. Путь анализа состоял в доказательстве того, что общество является открытой системой, в которой порядок возможно (и необходимо) поддерживать за счет поиска путей, условий, факторов его воздействия с окружающей средой.
Общество, по Парсонсу, — это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Само развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции.
Социальные системы предстают как открытые системы, находящиеся в ситуациях постоянного взаимообмена на входах и выходах в окружающую среду. Они изначально дифференцированы на различные подсистемы, которые также постоянно вовлечены в процессы взаимообмена. В этом смысле социальные системы и подсистемы образуются за счет процессов социального взаимодействия между действующими субъектами.
Важнейшей особенностью любой системы – наличие в ней структуры, под которой Парсонс понимает «совокупность относительно устойчивых стандартизированных отношений между элементами. А поскольку элементом социальной системы является актор, то социальная структура представляет собой стандартизированную систему социальных отношений между акторами.
Понятие
функции употребляется в более
общем и нейтральном значении «последствий»,
которые могут или не могут быть намеренными
или признанными и которые могут или не
могут положительно способствовать социальной
системе. Согласно разработанным принципам
существо каждого элемента и явления в
жизни общества определяется его ролью
в поддержании “равновесия.
23. Принцип
AGIL в социологии Т.Парсонса.
По Парсонсу, функция позволяет, с одной стороны, выявить важность элементов, частей внутри любой системы, а с другой - понять то, как сама система взаимодействует с её окружением. Понятие функции, - пишет он, - имеет решающее значение для понимания любых живых систем, обозначая определенные черты, во-первых, взаимодействия системы с окружение, во-вторых, внутренней дифференциации самой системы.
Парсонс считал, что любая система, чтобы быть жизненной и эффективной
должна отвечать четырем основным функциональным требованиям:
1. Адаптация (adaptation) предполагает приспособление системы к её внешней
среде.
2. Целедостижение (gоа1 attainment) означает, что система должна
вырабатывать цели и достигать их.
3. Интеграция (integration) предполагает способность системы осуществлять
внутреннюю
регуляцию и координацию
4. Латентность (latenсу) в живых организмах, по существу, выполняет
функцию
генетического кода, обеспечивая
скрытое поддержание и
общезначимого действия. Если имеется в виду социальная система, то латентность
предполагает наличие общезначимого символа, который осуществляет, а также мотивацию
акторов
к его сохранению. !! на 4 уровне зашифрованы
нормы для поддержания!!!!
24. Т.Парсонс
о социальном действии.
Структура социального
действия. Подсистемы
системы действия.
Любое социальное действие предполагает наличие, во-первых, действующего лица (актора), во-вторых, конкретной ситуации, в-третьих, условий действия, состоящих из его цели и нормативных предписаний.
«Действие – это некоторый процесс в системе «субъект действия – ситуация», имеющий мотивационное значение для действующего индивида или – в случае коллектива – для составляющих его индивидов». Само действие, которому Парсонс придает ключевое значение, выступает как самоорганизующаяся система, характеризующаяся наличием символических механизмов регуляции (языка, ценностей и др.), нормативностью (зависимостью действия от принятых в обществе норм и ценностей), автономностью (независимостью от условий среды). Действие включает в себя минимум «конкретных элементов» - «конкретную цель, конкретные средства, конкретные условия (включая институциональные правила) и конкретную норму, управляющую отношениями между средствами и целью.
Единичный факт – обобщённая модель любого действия, взятая в ее сущностных чертах.
Единичный факт включает:
* действ.
лицо *физ. объекты *значения
*цели *физ. объекты *культ.
объекты *соц. объекты
Центральное место в теориях социального действия и социальной системы занимает понятие «система действия». Под ней Парсонс понимает различные уровни социальной реальности, определенным образом взаимосвязанные между собой. В дальнейшем анализе он выделяет четыре основные системы действия: социальную систему, культуру, личность, организм.
Уровни системы соц. действия:
1) физич. среда (условия выживания), 2) поведенч. организм, 3) уровень личности (совок. соц. ролей)
4) уровень
соц. системы (взаимодействие), 5)
уровень культуры, 6)предельная реальность
25.
С какой целью Парсонс
вводит понятия «функциональных
переменных»? Понятие
«социальной динамики».
Действие
имеет сознательно-
Поэтому Парсонс вводит несколько осей координат. Каждая ось представлена крайними значениями, обозначающих пары переменных и в реальности говориться о степени отклонения.
Варианты существования общества:
Роберт Мертон(1910-2002) — американский социолог, ученик и соратник Талкотта