Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:43, контрольная работа
Структура социологии у Э. Дюркгейма. Исходные методологические принципы социологического исследования
Щюц полагал, что знание является основополагающим для достижения практических задач в повседневно жизни. Обыденное знание постоянно модифицируется в процессе человеческого взаимодействия, Щюц полагал, что каждый индивид имеет уникальную биографию и что он интерпретирует и ощущает мир немножко иным образом, чем другие, однако существование пакета обыденного знания позволяет людям понять, по крайней мере, частично, действия друг друга.
Делая это, они убеждают сами себя, что таковы закономерные и правильные черты мира и социальной жизни. С этой точки зрения люди создают между собой иллюзию. Что существует стабильность, порядок в обществе, в то время как на самом деле все это – куча индивидуальных опытов, не имеющая четкой формы.
Каждая наука вырабатывает свой тип человека
Модель человека – гамункул (социология)
Социолог наиболее дееспособен в анонимной среде. Соц. взаимод. – взаимод. гамункулов.
Уровни анонимности:
с 1 по 4 легко переходят в сферу лицом
Конструирование типов – необх. часть социологии, но нельзя уходить от реальности.
Ограничения:
Типы, которые
мы создаём – мир научной
33. Проблема
мотивации в феноменологической
социологи. Мотивы «для-того-чтобы»
и мотивы «потому-что».
Мы, как правило, "знаем", что делает. Другой, ради чего он это делает, почему он делает это именно в дан время и в дан конкретных обстоят-вах. Это означает, что мы воспринимаем действия др человека с т.з. мотивов и целей." Однако научно описать мотивы чел действий сложно
Шюц делит мотивы на "для-того-чтобы" (іn-оrdеr-tо) и "потому-что" (bесаuѕе):
При этом
он сразу оговаривается: и тот, и
др очень субъективны и
Этнометодология как социальное направление
появилась в 1945 году. Однако, основные
направления были сформированы только
в 1967 году основателем этнометодологии
Гарольдом Гарфинкелем в работе “Исследования
по этнометодологии”.
Этонометодология изучает методы организации практической повседневной деятельности, характерные для определенного культурного социума.
Этнометодологов интересует то, как люди на основе здравого смысла подчас сами не осознавая того, используют конкретные методы взаимодействия друг с другом, исходя из общепринятых в их культуре моделей поведения.
Этнометоды является сравнительно недавним соц. подходом. Сам термин «этнометодология» пущен в оборот Г. Гарфинкелем в 1967 году. Этимологически этот термин означает изучение методов, используемые для конструирования, рассмотрения и придания смысла их собственному социальному миру. Теоретическое новаторство Гарфингеля – попытка органически соединить методологию феноменологической социологии, прежде всего с методами этнографии.
Этнометодологи задаются вопросом «откуда берется уверенность, что люди общаются и хотят общаться?» Этномет-ги сосредотачивают свое внимание на скрытых, неосознаваемых, нерефлексируемых мех-мах общения людей, или тех приемов интерпретации мира, кот позволяют людям действ-ть сообразно обстоят-вам и ожиданиям других. Соотв-но их метод –воспринимать привычное как сомнительное. Они убеждены, что соц реальность дает нам лишь внеш форму события, а соц деятели достраивают ее «изнутри». Соц реальность –это реальность смыслов. Следуя завету Гарфинкеля, они уверены: процессы умственного развития человека находятся вне пределов их науки
Ключевой точкой этнометодологии, является объяснение того, «как члены общества относятся к задаче рассмотрения, описания и объяснения порядка в мире, в котором они живут». Этнометодологи, следовательно, провели изучение техники, с помощью которой члены достигают видимости порядка.
Соц. жизнь – повседневная жизнь, «пропитанная» негласными договоренностями.
Правила и особенности социальной жизни:
1. Люди входят в ситуацию со своими представлениями о том, что значит нормальный ход событий (соц. реальность – наше представление о соц. реальности)
2. Эти представления часто скрыты от людей, не осознаются ими.
3. Только
когда нарушается привычный
35.
Что такое «гарфинкелинги»
и какова их цель?
"Гарфинкелинги" - эксперименты по нарушению привычного хода событий. Исходным условием эксперимента было то, что субъекты и объекты исследования были взаимосопряжены. По мнению социолога, это принцип-но важно, ибо коммуникация м/у людьми обязательно предполагает передачу латентных смыслов, кот, будучи видимыми, но не замечаемыми и не осознаваемыми, могут быть весьма значимы. Причем их можно выявить только в ходе нарушений фоновых ожиданий, принимаемых на веру, само собой разумеющихся, "нетематизируемых" далее представлений, кот могут стать доступны наблюдению и рефлексии только путем создания "антропологически чуждой" среды, т.е. путем разрушения привычных стр-р взаимод-ия.
Эксперименты выявили:
1) любые
интерпретации или объяснения
членов общества в их
2) люди
в повседневной жизни изнутри
с помощью своей практической
рациональности постоянно
3) соц.
порядок весьма локален,
36.
«Поиск нормальной формы»
и его составляющие
по Гарфинкелю. «Документальный
метод» и «индексы».
Люди ищут нормальную форму общения здравый смысл, т.е. человек, совершая какие-то действия в праве надеяться, что оправдаются его ожидания. Иными словами, если суть социального действия этнометодологи видят в интерпретации, то суть интерпретации - в поиске так наз "нормал формы" (ѕеаrсhіng fоr nоrmаl fоrm). Порядок рождается из присущей нашему сознанию спос-ти типизировать вновь происходящее в соотв-ии с уже известными образцами.
Основные положения поиска нормальной формы:
1)
Постоянное редактирование
2) Подведение итогов (состояние отчетов о происходящем)
3)
Нормальность – процесс
4) Принципы «и т.д.» - человек сообщает какую-то информацию, с которой немного ознакомлен, стоит и слушает, когда т.д. ему понятно.
Документальный метод состоит из выборки определенных аспектов бесконечного множества характеристик, содержащихся в любой ситуации или конспекте, определении их особым образом, а затем рассмотрении их как свидетельства наличия того или иного общего образца «его параметров».
Пример: аплодисменты.
Согласно «документал методу», произнесенные фразы рассм-ся "как "документ", или "нечто такое, что указывает" или "представляет" предполагаемую стр-ру, лежащую в их основе." Гарфинкель предложил каждую ситуацию рассматривать как текст и дошифровать его применительно к той ситуации, в которой все происходит. Он выявил сущ-ние индексов (вербал код).
«Индексация»
- центральная категория
«Индексация»
означает, что смысл любого явления
или соц. взаимодействия вытекает из
его контекста, он является «индексированным»
в конкретной ситуации. Индекс: посредством
смысла, который конструировала одна
сторона, нацелить людей на совместное
соглашение таким образом, действительность
конструируется социально.
37.
Как соотносится то,
что было сказано,
с тем, о чем говорилось?
Этнометодологи о проблеме
понимания в речевом
взаимодействии.
Типичные индексальные или контексуальные понятия – имена специального обозначения и профессиональные выражения - используются рассказчиком на нечто иное.
Примеры: «здесь», «этот», «там» и т.д.
Они основаны на допущении, что все участвующие разделяют совместное знание.
Индексальные выражения не подлежат точной расшифровке, т.к. знание контекста различны. Чтобы предотвратить непонимание, партнеры по интеракции выражаются неопределенно и выжидательно. Благодаря этой неопределенности они дают пространство для интерпритации. Они допускают множество связей, так что каждый может выстроить из них свой собственный проект действования. Это облегчает коммуникацию.
Способы понимания друг друга:
1) постоянное редактирование произносимых реплик (собеседники время от времени должны удостовериться в том, что они друг друга понимают);
2) подведение итогов (составление отчетов о происходящем);
3) процесс индексирования (спос-ть наших высказываний обретать различный смысл в разных контекстах, в этом отличие повседневной жизни от науки);
4) принцип «и т.д.» (etc) (человек
выслушивает другого полностью, со временем
разговора недосказанная инф-ция станет
понятна; если нет, то переспрашивают что
чел имеет в виду).
Франкфурткая школа
38. Франкфуртская
школа в социологии.
Периодизация ее развития.
I. С 1904 года – Марксисткие исследования
с 1911 г. журнал «Архив истории социализма и рабочего движения»
Карл Грюнберг в 1923 году основал Институт соц. исследований
II. С 1931 г. директор института – Макс Хоркхаймер
Институт занимается комплексным исследованием совр. капиталист. общества.
В 1932 г. – журнал соц. исследований.
Э. Фромм и Г. Маркузе пошли своим путём.
III. В 1933 г. эмиграция из Германии в Женеву; так же основан филиал в Париже.
Критика совр. науки, особенно бурж. социологии.
Критика позитив. номинализма.
Хабермас – «Теория коммуник. действия»
Хоркхаймер – «Традиционная и критическая теории»
Франкфуртская школа столкнулась с рядом противоречий:
IV. 1938 – 39 гг. – институт развивается Колумбийском университете.
Коллект. труд «Авторитарн. личность»
Совместная
работа Хоркхаймера и Адорно «Диалектика
просвещения. Философ. фрагменты.»(1947),
в которой они исследуют