Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:43, контрольная работа
Структура социологии у Э. Дюркгейма. Исходные методологические принципы социологического исследования
Эмиль Дюркгейм(1858—1917) — основатель
современной социологии, французский
социолог. Благодаря ему произошла институциализация
социологии, т. е. он основал первый социологический
журнал, открыл первый факультет социологии,
стал готовить социологов. Автор более
200 работ по социологии, три из них стали
классикой: «О разделении общественного
труда»(1893), «Метод социологии»(1895) и «Самоубийство»(1897).
1. Структура
социологии у Э. Дюркгейма.
Исходные методологические
принципы социологического
исследования.
Предмет социологии социальная реальность. Эта реальность объективна (sui generic –еальность,пораждающая сама себя). Элементы этой реальности – социальные факты, совокупность которых составляет общество. Эти факты и составляют предмет социологии.
Социология выступает у Дюркгейма как сложное структурное образование, включающее три основные части: социальную морфологию (изучение структуры общества и его материальной формы), социальную физиологию (изучение конкретных проявлений общественной жизни) и общую социологию(устанавливает, раскрывает наиболее общие законы жизни общества и синтезирует их в единое целое).
Прежде всего социология, как наука, должна заниматься социальными фактами, из которых складывается реальность социального мира. Дюркгейм много времени уделял разработке конкретных методов научного исследования. Это не являлось самоцелью, но выступало средством реализации его социологического подхода. Среди многочисленных правил есть несколько основных:
А)
социальные факты нужно
Б) социолог должен изучать не отдельные и разрозненные факты, а целые их классы. При изучении социальных фактов социолог должен стремиться к их рассмотрению вне индивидуальных проявлений тех или иных из них.
В) описание и упорядочение социальных фактов – это только начало социологического исследования. Главное – установить между ними наиболее глубокие причинные связи и законы. Причинные связи касаются прежде всего анализа зависимости социальных явлений от социальной среды.
Г) социология,
описывая и объясняя социальные факты,
стремилась к их сравнительному, сопоставительному
анализу. Дюркгейм считал, что сравнительная
социологии – это социология как таковая.
Только сопоставляя факты можно выявить
причины.
2. Понятие
социального факта у
Э. Дюркгейма.
Предмет социологии социальная реальность. Элементы этой реальности – социальные факты, совокупность которых составляет общество. Эти факты и составляют предмет социологии.
Соц.
факт – всякий образ действий,
способный оказывать на
Он распространен на всём протяжении данного общ., но имеет своё собственное существование, независимо от его индивид. проявлений.
Для того, чтобы рассматривать социологию как особую науку, она должна обладать своим собственным предметом, отличным от предметов других наук и этот предмет должен быть доступен наблюдению и поддаваться объяснению.
По мнению Дюркгейма, социология должна отвернуться от рассуждения о понятиях и должна обратиться к изучению и характеристике социальных фактов. В качестве социальных фактов следует рассматривать обычаи и законы, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.д., т.е. то, что человек застает готовым при рождении и что существует и функционирует независимо от него. Эти социальные факты оказывают на человека известное давление, принуждают его к определенным действиям и поступкам. Из таких социальных фактов и состоит влияние социальной среды, в структуру которой Дюркгейм включал как материальные, так и идеальные факторы. Дюркгейм выделял две группы социальных фактов. С одной стороны, это морфологические факты, выступающие как формы общественного бытия. С другой – он говорит о фактах коллективного сознания, т.е. коллективных представления, являющихся сущностью морали, религии, права.
Соц. факты
можно изучать только через другие
факты. Функции соц. факта нужно
искать в отношении к какой-либо
цели.
3. «Социологизм»
как теоретико-методологическая
концепция.
Центральное
методологическое место в творчестве
Дюркгейма занимает теория общества,
получившая название «социологизм». Она
характеризуется двумя
(1) Примат
общественного над
Понятие общества было настолько значимым для Дюркгейма, что он его буквально обожествлял. Он называл общество Богом, подчеркивал его священный характер, наделяя при этом чертами одухотворенности. Тем самым он выражал, с одной стороны, идею всяческого превосходства общества над индивидом, с другой – подчеркивал земные, социальные корни религии. Отношения между индивидами в обществе рассматривались Дюргеймом в виде отношений ассоциации, в результате которой возникает новое качество – социальная жизнь как процесс деятельности.
(2) принцип
объективного научного подхода к социальным
фактам. Принцип заключается в требовании
объяснять один социальный факт другим,
но не сводить к биологическим либо психологическим
явлениям или процессам. Дюркгейм стремился
разрабатывать социологию по аналогии
с естественными науками. Не случайно
он особо выделял роль двух методов исследования
– индуктивного и объективного наблюдения.
4. Э.Дюркгейм:
теория социального
развития. Понятия: «коллективное
сознание», «общественное
разделение труда»,
«социальная солидарность»,
«аномия».
Явление является социальным постольку, поскольку его опорой и субъектом выступает группа, а не отдельный индивид. Коллективное сознание – выражение представления, которым группа осмысливает себя в отношениях с разл. объектами, оказывающими на неё влияние. Символы, в которых оно осмысливает себя, меняются в зависимости от того, что оно собой представляет.
Но группа устроена иначе, чем индивид, и влияющие на нее объекты – иные по своей сути. С этой точки зрения социальные феномены, или институты, выражают не индивидуальную, а коллективную реальность. Это относится к мифам, народным преданиям, религиозным воззрениям, нравственным верованиям и т.д.. Кол. чувство или действие есть некая результирующая совместной жизни индивидов, продукт действий и противодействий, возникшие между.
Важнейшая причина по которой люди объединяются в общество – разделение труда. Разделение труда состоит на самом деле в разделении функций, бывших ранее общими. Разделение труда объясняет различия между индивидами, превращение каждого в личность. Сознание того, что любой человек зависит от другого, что все связаны системой общественных отношений, создаваемых разделением труда, вызывает у людей чувство своей связи с обществом, т.е. социальной солидарности. Разделение труда – источник солидарности. Солидарность – явление чисто моральное, сложно измеряемое. Это высший моральный принцип, так как он признается всеми членами общества.
Две формы социальной солидарности – механическая и органическая, каждая характеризует различные типы связей и отношений между людьми. Механическая солидарность – это солидарность по сходствам, индивиды мало чем отличаются друг от друга. Она характерна для архаичного общества. Органическая солидарность приходит на смену механической. Возникает и существует в условиях развивающегося разделения труда, усиления дифференциации и различий между людьми, где каждый выполняет свою функцию. Разделение труда – стержень общественного развития, у Дюркгейма это понятие носит моральный а не экономический характер. Моральное все то, что усиливает солидарность.
Биологическая
природа человека находятся в
противоречии с его социальной природой,
создаваемой путем воспитания. Общество
должно постоянно сдерживать эту
природу (мораль, религия). Иначе возникает
аномия. Аномия – это прежде всего моральный
кризис, когда в результате социальных
потрясений перестает нормально функционировать
система общественного регулирования
потребностей человека. Как следствие,
личность теряет равновесие, возникают
предпосылки для девиантного поведения.
Противоположность аномии – моральный
порядок, моральное регулирование, моральный
контроль.
Макс Вебер(1864—1920) — немецкий социолог,
историк, политолог, философ, основатель
современной социологии. Основные его
работы: «Протестантская этика и дух капитализма»,
«Хозяйственная этика мировой религии».
5. Предмет
и задачи социологии
у М.Вебера.
Ключевым является представление о социологии как эмпирической науке о культуре или культурной жизни. Культура – это социальная жизнь и окружающая нас действительность, которая связана со смыслами, значениями, идеями и ценностями, которые следует раскрыть в ходе научного анализа. Социальная действительность предстает у Вебера в виде культурно обусловленной взаимосвязи действий большого числа индивидов, не обязательно находящихся в непосредственном индивидуальном контакте. Действия каждого из них можно понять, т.е. объяснить с помощью понятий «цель» - «средство» и метода «идеальных типов».
Задачей
социологии не может быть
Теоретико-методологическая предпосылками социологии являются:
представление о целерационально действующем индивиде и производный характер всех коллективного типа.
6. Концепция
понимающей социологии
М.Вебера. Понятие идеального
типа.
Социология призвана объяснять человеческое поведение. Человеческое поведение, в отличии от поведения природы, осмысленно, т.к. человек наделен разумом. Каждое действие человека имеет субъективный смысл, который социологическая наука в состоянии понять и исследовать. Принцип понимания служит критерием выделения сферы исследования социологии. Предметом социологии провозглашается не внутреннее состояние или внешнее отношение человека как таковое, а его действие. Исходя из сказанного можно сформулировать главные особенности понимающей социологии: «специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, которое
Вебер
выделял два вида понимания: непосредственное
понимание и объясняющее
Вебер
предлагает рассматривать
Идеальный
тип – средство для
Черты идеально-типических понятий: