Эмиль Дюркгейм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Структура социологии у Э. Дюркгейма. Исходные методологические принципы социологического исследования

Файлы: 1 файл

История Социологии 2.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Парсонса — является видным теоретиком в области структурного функционализма. Он модернизировал теорию структурного функционализма, придал ей более рациональный характер, устранил недостатки связанные с динамическими аспектами.

Его основными  трудами являются: Социальная структура  и аномия. Социология преступности, 1966; Явные и латентные функции, в кн.: Структурно-функциональный анализ в современной социологии, 1968. 

  1. Парадигма функционального  анализа Р.Мертона.
 

Задача  социологии Мертона – создание теории среднего класса, которая является «соединительным

 мостом»  между эмпирическими обобщениями  и абстрактными схемами (Парсонс).

Парадигма – кодификация тех понятий  и проблем, которые предстают  перед нами в ходе критического анализа имеющихся исследований и теории в функц. анализе.

  1. Постулат функционального единства

Парсонс – все части соц. системы работают на общество в целом, поддерживая  его единство

Мертон  – работает не на целое, а на отдельные  части общества. То, что явл. для одной части системы функцией, для другой может быть дисфункцией.

  1. Постулат универсального функционализма

Парсонс – все стандартизированные соц. и культурные формы имеют позитивные функции

Мертон  – кроме функций сущ. и дисфункции, и нонфункции. Все действ. нормы функц. не потому, что они сущ, а потому, что их функциональные следствия превышают дисфункциональные.

  1. Постулат функцион. необходимости

Парсонс – 1 институт выполняет 1 функцию

Мертон - называл Постулатом функц. альтернативности: так же как 1 явление может выполнять многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями.

Анализ  этих постулатов опровергается, по Мертону, конкретными, эмпирическими исследованиями социальных явлений и процессов.

Все социологические явления могут подвергаться функциональному анализу. Основное требование здесь состоит в том, чтобы объект анализа представлял стандартизированные (т.е. повторяющиеся, типизированные) явления, такие, как, например, социальные процессы, социальные роли, культурные стандарты, эмоциональные реакции, институциональные типы, социальные нормы, и т.д. 

28. Понятие «функция» в социологии Р.Мертона. Явные и латентные функции. Дисфункция. Методологическое значение этих понятий. 

Мертон  обращал главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре.

Функции – наблюдаемые последствия, которые  способствуют адаптации или преспособлению данной системы.

Дисфункции – наблюдаемые последствия, которые уменьшили адаптацию системы.

Нонфункции  – безразличные последствия для  рассматриваемой системы.

Явные функции – наблюдаемые последствия  способствующие адаптации системы, которые совпадают с намерениями  создателя (наблюдателя)

Латентные функции – последствия, способствующие адаптации системы, не совпадающие  с ожиданиями.

В любой  момент явление может иметь как  функциональные, так и дисфункциональные  последствия.

Явления могут быть функциональными для  одних частей системы, но дисфункциональными для других.Всякое явление не может быть абсолютно функц. или дисфункц.  

 Разграничение  между явными и латентными  было введено для того, чтобы  исключить то смешивание сознательной  мотивации социального поведения  с его объективными последствиями, которые часто обнаруживаются в социологической литературе. 

28.Наука, как социальный институт 

Мертон  рассматривал науку как соц. институт, т.е. как специфическую систему  норм и ценностей.

Он выделил  универсальные нормы, которые выполняют  функцию императивов, задают ориентации членам научного сообщества, составляют основу их профессион. поведения.

Этические императивы:

  1. Универсализм (истинность не зависит от того, кем было сделано открытие, независимость результатов научной деятельности от личности)
  2. Коллективизм – научные открытия – продукт соц. сотрудничества и они принадлежат обществу
  3. Бескорыстность – ученый должен так строить свою деятельность, как будто кроме постижения истины у него нет других интересов.
  4. Организ. скептицизм – для науки нет ничего «святого», ограниченного от критического анализа.

Позднее Барбер добавил еще несколько  норм:

      *рационализм

      *эмоцион.  нейтральность

Мертон  сместил предмет соц. анализа  из области продуктов научной  деятельности в область процессов, из области знания в область познания, рассматривая при этом процесс познания как деятельность по правилам. 

29. Трактовка аномии у Э.Дюркгейма и Р.Мертона. 

Под аномией  Мертон понимает особое нравственно-психологическое  состояние индивидуального и  общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причиной аномии он считал противоречие между «нормами-целями» культуры (стремление к власти, богатству, успеху как установкам и мотивы личности) и существующими социальными нормами-средствами достижения этих целей.

У Дюркгейма  аномия – это прежде всего моральный  кризис, когда в результате социальных потрясений перестает нормально  функционировать система общественного  регулирования потребностей человека. Как следствие, личность теряет равновесие, возникают предпосылки для девиантного поведения. Противоположность аномии – моральный порядок, моральное регулирование, моральный контроль.

Трактовка аномии Мертоном позволила использовать это понятие при исследовании девиации: при разрыве между определенными культурой целями и одобренными обществом средствами, доступным личностям/группам возможны:

Мертон  выделил 5 возможных, альтернативных способов приспособл. к условиям, сущ. в обществе или группе-носителе данной культуры.

  1. подчинение: ц+ с+
  2. инновация: ц+ с-
  3. традиционализм: ц- с+
  4. мятеж ц± с±
  5. ретретизм (уход из жизни) ц- с-

Мертон  показывает, что аномия может стать  источником социальных изменений или  источником социальных проблем 

Альфред Шюц (1899—1959) — австрийский философ и социолог, один из основоположников социальной феноменологии. Изучал право в Венском университете, работал банковским служащим. В 1939 году эмигрировал в США. Руководил кафедрой социологии и социальной психологии Нью-йоркской новой школы социальных исследований.  
Автор ряда монографий на немецком и английском языках: «Смысловое строение социального мира» (1932), «Собрание статей». Тома I—III (1962—1966), «Структуры жизненного мира» (1972), «Теория жизненных форм» (1981), «Проблема релевантности» (1982).
 

30. Понятия «жизненного мира» и «интерсубъективности» в социологии А.Шюца. 

Главное отличие социологии Шюца заключалось  в том, социолог считал, что природные  явления не имеют внутреннего  смысла, тогда как социальные явления  его имеют. А смысл этот придает  социальным явлениям интерпретирующая деятельность человека. Отсюда – центральное понятие феноменологической социологии: жизненный мир, повседневный мир (повседневность), социальный мир. Все понятия тождественны. В целом этот мир, наполненный смыслом, который придают ему люди в повседневной жизни. Задача социолога – изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам.

 Жизн. мир – основа всякого объект. познания. Он выступает горизонтом (нет жестких ограничений), предпосылкой  всякой действ. и возможной пратики.

Жизн. мир  первичнее любого опыта и научного познания.

Жизн. мир  – мир, предшествующей объективирующей  научной рефлексии.

Интерсубъективный мир, по Щюцу, - это общий для всех людей мир, актуально данный или  потенциально доступный каждому на основе интеркоммуникации и языка. Социолог называет этот мир «высшей реальностью», потому что, с какой бы иной реальностью ни имел дело человек, как бы далеко он ни удалялся от повседневной действительности, в конечном счете он всегда в нее возвращается. В этом смысле она является первичной и высшей по отношению к другим реальностям.

В соответствии с научной позицией люди воспринимают различные объекты как феномены (явления) на основании пяти чувств, присущих человеку. Для того чтобы  объект стал для людей значимым, они должны перейти от чувственного опыта по отношению к нему к его логическому упорядочению и определению. Этот переход осуществляется сначала в сознании отдельного индивида, а затем, что еще более важно, во взаимодействие между индивидами (происходит переход от субъективности к интерсубъективности). 

31. Тезис «взаимности перспектив» и «постулат существования другого Я» в феноменологической социологии. 

Интерсубъективный характер повседневного знания ставит проблему его социализации. Три аспекта: а) взаимность перспектив, или структурная социализация знания; б) социальное происхождение знания, или его генетическая социализация; в) социальное распределение знания.

Тезис «взаимности перспектив» опирается  на 2 постулата:

  1. постулат взаимозаменяемости точек зрения – поменявшись местами с др. человеком, моя т. зр. на происходящее не изменится.
  2. постулат совпадения систем релевантностей – другой человек при опред. обстоят. будет оценивать эти обстоятельства так же, как и я, будет выбирать для достижения опред. цели такие же средства.

Эти постулаты  позволяют идеализировать объекты  и явления как типичные.

Взаимность  перспектив ведет к формированию такого же знания, которое выступает  как знание «каждого», оно представляется объективным и анонимным.

Проблема  существования других «Я» является проблемой интерсубъективности   этой коренной проблемы феноменологической социологии.

Другой  есть сознательное существо; он живет  во времени; его сознание имеет ту же самую структуру, что и мое  собственное. В таком случае все сказанное относительно конституирования значений единичным Эго вполне применимо к другому: он также вычленяет отдельные элементы из потока сознания, интерпретирует, помещая в наличные контексты значений, строит свой мир опыта, свой «наличный запас знаний», и значение, придаваемое им тому или иному переживанию, является его субъективным значением.

Для того чтобы познать это значение «Я»  должен:

1) пережить  поток сознания другого в его  непосредственности,

2) в  интенциональном акте изолировать  определенный элемент этого потока,

3) проинтерпретировать  вычлененное переживание в терминах  контекста значений, свойственного  данному индивиду.

Понимание другого всегда приблизительно «притянуто»  к некоторому уже известному нам  «типу». 

32. Роль типизации в структурировании жизненного мира по А.Шюцу. 

 «Феноменология  социального мира» состоит в  том, что , по его мнению, способ, которым люди классифицируют  и придают значение внешнему  миру, не является чисто индивид  процессом. Люди создают «типизации»  - понятия, приложимые к классам вещей, вытекающие из опыта.

Эти типизации  не являются универсальными для каждого  человека, они разделяются членами  общества. Используя типизации, люди способны обращаться с другими на основе допущения, что они видят  мир таким же образом. Постепенно член общества набирает некий пакет, который Щюц называет обыденным знанием. тот пакет он разделяет с др членами общества, что позволяет им жить и общаться др с др.

Информация о работе Эмиль Дюркгейм