Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:43, контрольная работа
Структура социологии у Э. Дюркгейма. Исходные методологические принципы социологического исследования
Он
выделял два основных типа
идеально-типических
7. Проблема
объективности социологического
исследования у М.Вебера.
Принцип «свободы от
ценностных суждений».
Вебер утверждает, что социально-научное познание социального действия должно быть «свободно от оценок» в отличии от самого социального действия, которое свободным от оценок быть не может.
Наука только лишь указывает на то, что человек может и что он хочет что-то сделать.
Соц. наука оценивает лишь то, насколько рационально что-либо делается, указывает можно ли осуществить действие и как это надо делать.
Принцип «Свободы от ценностных суждений» не определяет истинность целей и идеалов, не устанавливает их иерархию, не указывает на необходимость следовать тем или иным.
Этот
принцип позволяет социологии не
утратить своей научности и не стать основой
какой-либо идеологии или масштабного
проекта, претендующего на воплощение.
8. Понятие
«социальное действие»
у М.Вебера. Структура
и типы социального
действия.
Вебер четко связывал предмет социологии с изучением социального действия. Это понятие производно от действия вообще. Действие – это осмысленное человеком его собственное поведение. Социальным называется такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с действиями других людей и ориентировано на него.
Социальное действие у Вебера выступает в четырех типах:
А) Целерациональное действие – это действие, в основе которого лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве условий или средств для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели, например: действия инженера, спекулянта. Во всех этих случаях целерациональное действие определяется тем, что его субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения (рынок).
Б) Ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодавлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему это приведет религия).
В) Аффективное действие – это действие, обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида.
Г) Традиционное
действие – это действие, основанное
на длительной привычке.
Питирим Александрович Сорокин(
9. Основные
положения «интегративной
социологии» П.Сорокина.
Доктрина интегрализма. П.А. Сорокин активно вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека. Он предлагает изучать общество как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека.
Интеграция – совокупность механизмов, процессов и факторов, благодаря которым происходит соединение разнородных взаимод. элементов в одно целое.
Интеграция – совокупность макс. позитивных характеристик и мин. негативных каждого из интегр. элементов множества.
С
точки зрения способов
Наиболее полной является истина, полученная через все три эти аспекта, а не какой-либо один из них.
Сам человек — тоже интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник всей Вселенной. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира.
Важнейшей компонентой суперорганического мира является смысл. Высшей интегральной смысловой ценностью является единство Правды (Истины), Добра (неэгоистической любви) и Красоты (эстетических ценностей, произведений искусства). В основе стратегии достижения лежит альтруистическая любовь.
Таким
образом, интегрализм П.А. Сорокина
выступает не только как познавательная,
но и морально-этическая доктрина.
10. Система
социокультурных феноменов
в социологии П.Сорокина.
Культурные суперсистемы
и их динамика.
Социальная
действительность рассматривалась
С. в духе социального реализма, постулировавшего
существование
Им соответствуют три формы истины — чувственная, духовная (интуитивная) и рац.
В
различ. периоды истории эти базовые
предпосылки и соотв. им
Описывая
динамич. процессы социокультурной
системы как состояние
Каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои «пределы роста»
Процесс
флуктуации (колебание средних параметров)
проходит ряд этапов: дезинтеграция-кризис-
Смена
систем может продолжаться бесконечно
11. Концепция
социальной стратификации
и мобильности П.Сорокина.
Соц. стратификация – дифференциация опред. совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге, что выражается в неравномерном распред. прав и привилегий, власти и влияния.
Формы стратификации:
Соц. стратификация зависит от общества и его членов.
Соц. мобильность – изменение индивидом или соц. группой соц. статуса, занимаемого ими в соц. структуре общества.
Виды мобильности:
Социальная
мобильность характеризует
12. Гуманистические
принципы и цели социологии
П.Сорокина. «Кризис
нашего времени» и его
особенности. Альтруизм.
Кризис нашего времени
Если индивид не обладает твердыми убеждениями по поводу того, что правильно, а что нет, не верит в абсолютн. моральные ценности, не питает уважения к своим обязанностям и для него главное – поиск удовольствия и чувственных ценностей, то человек теряет всякий моральный рациональный контроль.
Периоды перехода от одной культуры к другой неизбежно порождают борьбу особой интенсивности.
В ряде обществ она проявляется в виде войн.
Суть
его в том, что люди реагируют
на социальные и личные катастрофы
в полярно противоположных
Созидательный альтруизм, бескорыстную, созидательную любовь, П.А. Сорокин рассматривал как важнейшее средство преодоления бездуховности современной цивилизации. Он отмечал, что ни демократические преобразования, ни создание международных инструментов типа ООН сами по себе не могут привести к предотвращению войн и конфликтов. Демократия может быть так же агрессивна, как и автократия. Только значительное увеличение степени альтруизма отдельных личностей, институтов или культур способно установить прочный мир и гармонию между людьми. Альтруизм, альтруистическая любовь, как отмечает П.А. Сорокин, является огромной силой, но при условии, что мы знаем, как её производить, аккумулировать и использовать. Сорокин описывает три типа альтруистических личностей:
1. «удачливые» альтруисты, проявляющие с детства незначительные эгоистические наклонности и удачно интегрирующие в себе ряд моральных ценностей;
2.«катастрофические»
или «поздние» альтруисты, ставшие
таковыми в зрелом возрасте
в результате дезинтеграции
3.«промежуточные»
альтруисты, находящиеся в постоянном
поиске морального
Функции алтуралистической любви: