Эмиль Дюркгейм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Структура социологии у Э. Дюркгейма. Исходные методологические принципы социологического исследования

Файлы: 1 файл

История Социологии 2.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

 Он  выделял два основных типа  идеально-типических конструкций:  генетический идеальный тип, являющийся  средством выявления генетических  связей привязанных к конкретному месту и времени исторических явлений, и чистый идеальный тип, являющийся социологической конструкцией, идеальной формой действия или явления, независимо от условий места и времени (источник первого – историческая действительность, второй же выводится из сознания исследователя). 

7. Проблема объективности социологического исследования у М.Вебера. Принцип «свободы от ценностных суждений». 

Вебер утверждает, что социально-научное  познание социального действия должно быть «свободно от оценок» в отличии от самого социального действия, которое свободным от оценок быть не может.

Наука только лишь указывает на то, что  человек может и что он хочет  что-то сделать.

Соц. наука  оценивает лишь то, насколько рационально  что-либо делается, указывает можно  ли осуществить действие и как это надо делать.

Принцип «Свободы от ценностных суждений» не определяет истинность целей и идеалов, не устанавливает их иерархию, не указывает на необходимость следовать тем или иным.

Этот  принцип позволяет социологии не утратить своей научности и не стать основой какой-либо идеологии или масштабного проекта, претендующего на воплощение. 

8. Понятие «социальное действие» у М.Вебера. Структура и типы социального действия. 

Вебер четко связывал предмет социологии с изучением социального действия. Это понятие производно от действия вообще. Действие – это осмысленное человеком его собственное поведение. Социальным называется такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с действиями других людей и ориентировано на него.

Социальное  действие у Вебера выступает в  четырех типах:

А) Целерациональное действие – это действие, в основе которого лежит ожидание определенного  поведения предметов внешнего мира и других людей и использование  этого ожидания в качестве условий или средств для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели, например: действия инженера, спекулянта. Во всех этих случаях целерациональное действие определяется тем, что его субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения (рынок).

Б) Ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную  – эстетическую, религиозную или  любую другую – самодавлеющую  ценность определенного поведения  как такового, независимо от того, к  чему это приведет религия).

В) Аффективное  действие – это действие, обусловленное  аффектами или эмоциональным  состоянием индивида.

Г) Традиционное действие – это действие, основанное на длительной привычке. 
 

Питирим Александрович Сорокин(1889—1968) — американский социолог русского происхождения, основатель социологического отделения Петербургского университета, автор монографий «Система социологии» и «Преступление и кара, подвиг и награда», где разрабатывал общую теорию нормативного поведения человека. Автор книг «Социология революции» , «Социальная мобильность», книг по сельской социологии, автор пяти томов книги «Социальная и культурная динамика», где разрабатывает с помощью статистических методов общие тенденции мировой культуры. 

9. Основные положения «интегративной социологии» П.Сорокина. 

Доктрина  интегрализма. П.А. Сорокин активно  вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека. Он предлагает изучать общество как с точки  зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека.

Интеграция  – совокупность механизмов, процессов  и факторов, благодаря которым  происходит соединение разнородных  взаимод. элементов в одно целое.

Интеграция – совокупность макс. позитивных характеристик и мин. негативных каждого из интегр. элементов множества.

 С  точки зрения способов познания  П.А. Сорокин различает:

  • эмпирический аспект действительности (постигаемый опытом);
  • рациональный (постигаемый разумом, то есть посредством логики и математики);
  • сверхчувственно–сверхрациональный (постигаемый творческим озарением и интуицией);

Наиболее  полной является истина, полученная через  все три эти аспекта, а не какой-либо один из них.

Сам человек  — тоже интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник всей Вселенной. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира.

Важнейшей компонентой суперорганического мира является смысл. Высшей интегральной смысловой  ценностью является единство Правды (Истины), Добра (неэгоистической любви) и Красоты (эстетических ценностей, произведений искусства). В основе стратегии достижения лежит альтруистическая любовь.

Таким образом, интегрализм П.А. Сорокина выступает не только как познавательная, но и морально-этическая доктрина. 

10. Система социокультурных феноменов в социологии П.Сорокина. Культурные суперсистемы и их динамика. 

Социальная  действительность рассматривалась  С. в духе социального реализма, постулировавшего существование сверхиндивидуальной  социокультурной реальности, несводимой к материальной реальности и наделенной системой значений. Характеризуемая бесконечным многообразием, превосходящим любое отдельное ее проявление, социокультурная реальность охватывает истины чувств, рац. интеллекта и сверхрац. интуиции. Все эти способы познания должны быть использованы при систематическом исследовании социокультурных феноменов, однако высшим методом познания С. считал интуицию высокоодаренной личности, при помощи к-рой были, по его мн., совершены все великие открытия. С. различал системы социокультурных феноменов мн. уровней. Самый высокий из них образуют социокультурные системы, сфера действия к-рых распространяется на мн. об-ва (суперсистемы):

  1. идеациональная культура – религиозная; основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога (Древний Китай, брахманская Индия); высшая истина – «истина веры»; все нормы и ценности строятся на единении со сверхъестественным; Нормы, законы, и их применение абсолютны и жестки.
  2. чувственная (сенситивная) культура (античн. Греция и Рим, с 15 в. в зап. Европе) – развивается в мире чувств; темы и персонажи реальны; ценностное мировоззрение подменяется мешаниной из «кое-каких склеенных элементов науки».
  3. идеалистические системы – синтез 1 и 2 типа культур (золотой век античной культуры) – реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувств. и сверхчувств. стороны, сочетаются идеалистические и сенситивные ценности.

Им соответствуют  три формы истины — чувственная, духовная (интуитивная) и рац.

 В  различ. периоды истории эти базовые  предпосылки и соотв. им суперсистемы  находятся в различ. фазах своего развития. В то же время в любой период истории сосуществуют пять осн., стремящихся к постоянству культурных систем низкого уровня: язык, этика, религия, иск-во, наука.

Описывая  динамич. процессы социокультурной  системы как состояние непрерывного перехода из идеальной (идеациональной) фазы в чувственную и наоборот, он показывает коренные отличия интегративного об-ва от отд. индивида. Принципиальное различие заключается, в частности, в том, что переход об-ва из одной фазы в др. чреват внутр. потрясениями и жесточайшими конфликтами.

Каждый  тип культуры имеет свой закон  развития и свои «пределы роста»

Процесс флуктуации (колебание средних параметров) проходит ряд этапов: дезинтеграция-кризис-мобилизация  сил-новый социокульт. порядок

Смена систем может продолжаться бесконечно 

11. Концепция социальной стратификации и мобильности П.Сорокина. 

Соц. стратификация  – дифференциация опред. совокупности людей на классы и слои в иерархическом  ранге, что выражается в неравномерном  распред. прав и привилегий, власти и влияния.

Формы стратификации:

  1. экономическая – имущественное неравенство
  2. политическая – неравенство в обладании властью
  3. профессиональная – разделение по роду деятельности

Соц. стратификация  зависит от общества и его членов.

Соц. мобильность – изменение индивидом или соц. группой соц. статуса, занимаемого ими в соц. структуре общества.

Виды  мобильности:

  1. горизонтальная – переход индивида из одной соц. группы в другую, расположенную на таком же соц. уровне, при сохранении прежнего соц. статуса
  2. вертикальная – перемещение индивида из одного соц. уровня в другой (может быть восходящей или нисходящей)

Социальная  мобильность характеризует степень  открытости или закрытости или общества в целом, или отдельной общественной группы: открытое общество или группа характеризуется высокой социальной мобильностью, закрытое — низкой. Для количественной оценки этого явления был предложен показатель индекса мобильности / стабильности, который характеризует соотношение числа индивидов, занимающих мобильное и стабильное положение в конкретном обществе или группе. 

12. Гуманистические принципы и цели социологии П.Сорокина. «Кризис нашего времени» и его особенности. Альтруизм. 

Кризис  нашего времени

Если  индивид не обладает твердыми убеждениями  по поводу того, что правильно, а что нет, не верит в абсолютн. моральные ценности, не питает уважения к своим обязанностям и для него главное – поиск удовольствия и чувственных ценностей, то человек теряет всякий моральный рациональный контроль.

Периоды перехода от одной культуры к другой неизбежно порождают борьбу особой интенсивности.

В ряде обществ она проявляется в  виде войн.

Суть  его в том, что люди реагируют  на социальные и личные катастрофы в полярно противоположных направлениях (позитивная и негативная моральная  поляризация). В случае позитивной моральной поляризации имеет место альтруистическое перевоплощение, в случае негативной — поиск гедонистического, ориентированного на себя, удовольствия, ожесточение, агрессия, или тупая покорность судьбе, или самоубийство.

Созидательный альтруизм, бескорыстную, созидательную любовь, П.А. Сорокин рассматривал как важнейшее средство преодоления бездуховности современной цивилизации. Он отмечал, что ни демократические преобразования, ни создание международных инструментов типа ООН сами по себе не могут привести к предотвращению войн и конфликтов. Демократия может быть так же агрессивна, как и автократия. Только значительное увеличение степени альтруизма отдельных личностей, институтов или культур способно установить прочный мир и гармонию между людьми. Альтруизм, альтруистическая любовь, как отмечает П.А. Сорокин, является огромной силой, но при условии, что мы знаем, как её производить, аккумулировать и использовать. Сорокин описывает три типа альтруистических личностей:

1. «удачливые» альтруисты, проявляющие с детства незначительные эгоистические наклонности и удачно интегрирующие в себе ряд моральных ценностей;

2.«катастрофические»  или «поздние» альтруисты, ставшие  таковыми в зрелом возрасте  в результате дезинтеграции эгоистических  ценностей, чему способствуют пережитые ими социальные катастрофы;

3.«промежуточные»  альтруисты, находящиеся в постоянном  поиске морального совершенства.

 Функции  алтуралистической любви:

  1. остановка межличностной и групповой агрессии
  2. преобразование враждебных отношений в дружеские
  3. любовь порождает любовь
  4. умиротвор. междунар. конфликтов
  5. обеспечение физ., ментального и морального здоровья
  6. познавательные и этические функции
  7. воспитание, просвещение
  8. является основой свободы ценностей
  9. сохр. соц. порядка и созид. процессов

Информация о работе Эмиль Дюркгейм