Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:36, реферат
Эмиль Дюркгейм (1858–1917гг.) – один из самых известных и уважаемых французских социологов. Эмиль принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов. Э. Дюркгейм – профессор университетов Бордо и Сорбонны, основатель и издатель журнала "Социологический ежегодник" – первого
в мире специализированного научного журнала по социологии, оказавшего большое влияние на развитие французского обществоведения. Самые известные работы Дюркгейма – «О разделении общественного труда” (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).
Эмиль Дюркгейм
Основные принципы теории и методологии социологии
Эмиль Дюркгейм
(1858–1917гг.) – один из самых известных и
уважаемых французских социологов. Эмиль
принадлежит к числу гениев, чьё творчество
стало достоянием всего человечества.
Его вклад в историю мировой социологии
определяется не только его собственными
идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм
создал французскую школу социологии,
традиции которой до сих пор оказывают
серьезное влияние на стиль мышления французских
социологов. Э. Дюркгейм – профессор
университетов Бордо и Сорбонны, основатель
и издатель журнала "Социологический
ежегодник" – первого
в мире специализированного научного
журнала по социологии, оказавшего большое
влияние на развитие французского обществоведения.
Самые известные работы Дюркгейма – «О
разделении общественного труда” (1893), "Правила
социологического метода" (1895), "Самоубийство"
(1897), "Элементарные формы религиозной
жизни" (1912).
Идейно-теоретическими
источниками научной и
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм». Для понимания дюркгеймовского “социологизма” необходимо выделить два аспекта: онтологический и методологический.
В онтологическом аспекте социологизма можно выделить следующие исходные теоретические позиции:
1) Согласно Дюркгейму, социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна и «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономи-ческая), а потому развивается в соответствии с определенными законами.
2) Общество — это реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Социальная реальность автономна по отношению к индивидуальной, биологической реальности, воплощенной в отдельных индивидах. Теория социологии так или иначе базируется на философской антропологии. В этом плане человек, по Дюркгейму, — это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности — социальная и индивидуальная.
Из
онтологического аспекта социологизма
вытекают соответствующие методологические
принципы познания
социальной реальности. Первый и основ-ной
методологический принцип Дюркгейма:
поскольку общество есть часть природы,
постольку наука об обществе — социология
— подобна наукам
о природе в методологическом плане. Ее
познавательной целью является исследование
устойчивых причинно-следственных связей
и закономерностей. Поэтому в социологии
применимы методы познания, аналогичные
методам естественных наук.
Другой принцип методологии Дюркгейма связан с его учением о социаль-ных фактах. Социальный факт, по Дюркгейму, — это общественное явление, ситуация общественной жизни, рассматриваемые как социальное действие или результат определенной деятельности, а также словесные действия (мнения, взгляды, оценки). Действительность представляет собой совокупность социаль-ных фактов. К социальным фактам относятся формы общественного бытия, коллективные представления, мораль.
Методологический принцип Дюркгейма применительно к социальным фактам гласит: «Социальные факты следует рассматривать как вещи». Одни социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. Вместе с тем, объявляя общество доминирующей социальной реальностью, он факти-чески делал социологический способ объяснения единственно верным способом познания, исключающим другие возможности. Социология выступает у него не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода «наука наук», призванная обновить и социологизировать самые различные области знания — философию, этику, логику, историю, экономику и др.
Дюркгейм обосновал возможность (и необходимость) существования социологии как отдельной самостоятельной науки и предложил способы ее изучения.
Предметом социологии у Дюркгейма являются социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: во-первых, они сущест-вуют вне индивида, во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.
Позднее он обозначил понятие «социальный факт» термином «институт». Социология, согласно Дюркгейму, — это наука об институтах, их генезисе и функционировании.
Объясняя несводимость социальной реальности к индивиду, индивидуаль-ной жизни, Дюркгейм подчеркивал, что в процессе взаимодействий между людьми возникает новое качество, которое называется социальной жизнью. Например, очевидно, что «группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем это сделали бы ее члены, если бы они были разъединены. Если, следовательно, отправляться от этих последних, то мы не поймем ничего из того, что происходит в группе». Иллюстрируя эту свою мысль, социолог часто ссылался на пример химического целого как синтеза его составных частей.
Он разделил социологию на три основные сферы: социальную морфоло-гию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология аналогична анатомии, она исследует структуру общества, его материальную форму. В сферу социальной морфологии входит изучение географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, а также изучение народонаселения, его плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя социологию религии и морали, юридическую, экономическую, лингвистическую и эстетическую социологии. Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура отражает общий замысел строения социологической науки.
Концепция социальной солидарности
Проблема
социального порядка и
С точки зрения Дюркгейма, солидарность означает единство убеждений и действий, взаимопомощь и поддержку членов социальной группы, основанной на общности интересов и необходимости достижения общих групповых целей, и совместную ответственность. Она выступает оборотной стороной обществен-ного разделения труда. Вследствие все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимо-дополняющие функции, невольно составляя единое целое.
Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обусловливающий интенсивность социальной жизни, возрастание «физической плотности», «объема» общества. Все, что неразрывно связано с увеличением «моральной или физической плотности», а именно уровня социального взаимо-действия, непреодолимо ведет к разделению труда.
Дюркгейм, в духе социологической мысли XIX в., разделял общество на традиционное и современное. Традиционное общество, или доиндустриаль-ное, — это общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархии, малоподвижными структурами и основанным на традиции способом социокультурной регуляции. Под современным обществом понималось возникшее в ХГХ в. буржуазное общество.
В соответствии с этими типами общества Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности:
1) Первый тип — механическая солидарность, присущая традиционному, архаическому обществу. Она основывалась на неразвитости и сходстве состав-ляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, у человека отсутствует собственное «Я».
2) Второй тип — органическая солидарность, порождаемая разделением общественного труда и основанная не на сходстве, а на различии индивидов. Органическая солидарность предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Переход от механической солидарности к органической представляет собой не только исторический закон, но и является главным показателем прогресса.
Нижеследующая схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными типами обществ .
Общая схема
дюркгеймовского описания
механической и органической солидарности
в соответствии с определенными типами
обществ (по С. Люксу)
Механическая солидарность | Органическая солидарность | |
1.
Морфологическая (структурная) основа |
Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах) | Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах) |
Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе) | Организованный тип (слияние рынков и рост городов) | |
Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи) | Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи) | |
Относительно малый объем населения | Относительно большой объем населения | |
Относительно низкая материальная и моральная плотность | Относительно высокая материальная и моральная плотность | |
2. Типы норм (воплощенные в праве) | Правила с репрессивными санкциями | Правила с реститутивными санкциями |
Преобладание уголовного права | Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного) | |
З. а) Формальные признаки коллектив-ного сознания | Большой объем | Малый объем |
Высокая интенсивность | Низкая интенсивность | |
Высокая определенность | Низкая определенность | |
Власть группы абсолютна | Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии | |
3. б) Содержание коллективного сознания | Высокая степень религиозности | Возрастающая светскость |
Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность) | Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения) | |
Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого | Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости | |
Конкретность и легальный характер | Абстрактность и общий характер |
Рассматривая солидарность как высший моральный принцип и высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал моральным и разделение труда. Наличие социальных проблем и конфликтов он считал просто отклонением от нормы, вызванным недостаточной отрегулиро-ванностью отношений между основными классами общества. Поэтому и развивал идею создания профессиональных корпораций в качестве новых органов общественной солидарности, которые должны выполнять широкий круг общественных функций — от производственных до морально-культурных, вырабатывать и внедрять в жизнь новые формы, которые будут регулировать отношения между людьми и способствовать развитию личности.
Решающую роль в социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям («коллективным представлениям»), видя в них главные компоненты морали и религии. Этим проблемам была посвящена его последняя крупная работа «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии». Рассматривая «коллективное сознание» как источник и регулятор общественной жизни и общественного поведения, Дюркгейм распространял его и на происхождение и развитие философии и религии.
Религиозные представления — это коллективные представления, выраженные коллективные реальности, а обряды — это способы поведения, которые возникали только внутри собравшихся вместе групп и которые призваны вызывать, поддерживать или обновлять определенное умственное состояние этих групп. Религия — это солидарная система верований и обрядов, которые объединяют всех тех, кто их придерживается, в единое моральное общество, называемое церковью. Любое отношение к социальным ценностям и идеалам, без которых не может развиваться общество, — это религиозное отношение, поскольку это вопрос веры. Религию невозможно отбросить, показав ошибочность ее логических оснований или несоответствие очевидным фактам, поскольку любые верования или религиозные представления имеют глубокие социальные корни.
Проблема социальной солидарности стоит в центре работы «Самоубийство. Социологический этюд», которая органически сочетает теорию с конкретно-социологической постановкой. Самоубийство, по Дюркгей-му, — это каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Кривая самоубийств не является случайной, а подчинена известной закономерности. Дюркгейм рассматривал самоубийство в связи с изменениями в структуре общества и социальными условиями (семейными, религиозными, национальными).