Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:36, реферат
Эмиль Дюркгейм (1858–1917гг.) – один из самых известных и уважаемых французских социологов. Эмиль принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов. Э. Дюркгейм – профессор университетов Бордо и Сорбонны, основатель и издатель журнала "Социологический ежегодник" – первого
в мире специализированного научного журнала по социологии, оказавшего большое влияние на развитие французского обществоведения. Самые известные работы Дюркгейма – «О разделении общественного труда” (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (1912).
Он выделял три типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое.
Эгоистическое самоубийство коренится в разрыве социальных связей между индивидом и группой. Когда люди объединены и связаны любовью с той группой, к которой они принадлежат, то они легко жертвуют своими интересами ради общей цели и с большим упорством борются за свое существование. Кроме того, осознание цели, стоящей перед ними, заставляет их забыть о личных страданиях. В коллективе можно наблюдать постоянный обмен идеями и чувствами, и поэтому индивид не предоставлен сам себе, а является участником общей коллективной энергии и находит в ней поддержку в минуты слабости. Чем слабее внутренние связи индивида со своей группой, тем меньше он от нее зависит и в большей степени руководствуется своими личными интересами. Некоторые индивиды настолько связаны с жизнью общества, что, отрываясь от него, утрачивают смысл своей деятельности. Если разрываются узы, связывающие человека с жизнью, то это происходит из-за ослабления его связи с обществом.
Альтруистическое самоубийство — оборотная сторона эгоистического. И крайний индивидуализм, и недостаточно развитая индивидуальность приводят к одним и тем же результатам. Если общество не принимает человека, то у него может зародиться мысль покончить с собой, то же самое происходит в случае, когда общество полностью и целиком поглощает человеческую индивидуальность.
Во всех этих случаях индивид лишает себя жизни не потому, что он сам этого хотел, а в силу того, что он должен был поступить именно так. Если он уклоняется от исполнения долга, то его ожидает бесчестье и чаще всего религиозная кара. Если общество может принуждать к самоубийству, то индивидуальная личность в данной среде ценится очень низко. Для этого необходимо почти полное поглощение личности индивида той группой, к которой он принадлежит. В среде, где властвует альтруистическое самоубийство, человек всегда готов пожертвовать своей жизнью, но зато он так же мало дорожит и жизнью других людей.
Аномические самоубийства вызываются социальной дезорганизацией, в результате которой люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться к новым социальным условиям. Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся система ценностей: одни люди внезапно возвышаются, а другие теряют свое социальное положение, что порождает неустойчивость общества в целом и рост числа самоубийств. В момент социальной дезорганизации общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека. Этим объясняется резкий рост кривой самоубийств.
Работы
и идеи Дюркгейма оказали громадное влияние
на мировую, особенно французскую, социологию.
Его концепцию можно рассматривать как
определенный финал развития теории и
методологии классического позитивизма
в социологии.
Социальная солидарность
Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.
С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.
Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.
Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии.
Коллективное сознание практически полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает религиозный характер. Религия формирует собой общественную жизнь, состоящую исключительно из общих обрядов и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет убеждения сильной интенсивности с религиозными, что дает ему основание сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: «все, что социально, религиозно; оба слова суть синонимы».
Таким образом, единство общества, социальный порядок в примитивных обществах достигается через подавление всего того, что выходит за рамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь индивидов без остатка.
Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни - все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой новой солидарности - органической.
Профессиональная специализация людей, выполнение ими особых строго определённых функций наносит ущерб сплоченности и единству общества. Она обусловливает также различия индивидов, развитие ими индивидуальных способностей и талантов. Но вследствие все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее - осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества.
Э.
Дюркгейм, разумеется,
был далек от того,
чтобы не замечать
реальной дисгармонии
в современном
ему обществе, кризисных
явлений в экономике
и политике Европы
конца ХIХ века.
Он выделял три
основные «ненормальные»
формы разделения труда:
аномию, социальное
неравенство и неадекватную
организацию труда.
Преодоление «ненормальных»
форм разделения труда,
этих социальных патологий,
мыслилось Дюркгеймом
на пути мирного разрешения
конфликтов, уменьшения
борьбы и конкуренции
до приемлемых размеров,
установления свода
правил, жёстко регламентирующих
отношения классов,
введения справедливости
и равенства «внешних
условий», т.е. равенства
социальных возможностей
и воздаяния всем по
заслугам.
Итоги и выводы
Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические
теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично
оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах.
Известно, что разделение труда не только порождает социальную солидарность;
оно ведет к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами, Это обстоятельство справедливо подчеркивал Маркс.
Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком
случае не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более «нормальное» и универсальное явление, чем
социальный конфликт.
Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, социальный вопрос для него был
не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.
В эпистемологическом аспекте вклад Дюркгейма был не менее значителен, чем в
онтологическом. Он убедительно применил к сфере социологического знания принципы
научного рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился
родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. Вместе с тем он не отказался полностью от сравнительно-исторической и эволюционистской
методологии сравнивая между собой различные типы обществ и рассматривая сложные
общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц.
Дюркгейм разработал методологические принципы социологической мышления,
конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т. д. Он внес вклад в самые разные
отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения.
семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.
Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объектив-17
ную науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций. Безусловно, в его вере в науку было немало наивного и утопического. Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на глубокую логическую аргументацию и собственные
научные исследования Дюркгейма, сыграла огромную роль в становлении социологии, признании ее научного статуса и авторитета.
Дюркгейм внес важнейший вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение профессиональной
этики в современном обществе. Своей собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу обществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других.
Будучи противником растворения познавательных ценностей в иных, Дюркгейм одновременно был противником растворения социологического подхода в подходах,