Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:52, доклад
Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных и уважаемых французских социологов. Его вклад в историю мировой социологии определяется не только его собственными идеями и концепциями, но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую школу социологии, традиции которой до сих пор оказывают серьезное влияние на стиль мышления французских социологов, выбор ими предмета исследования и т.п.
Эмиль Дюркгейм
Э. Дюркгейм (1858-1917) - один из самых известных
и уважаемых французских социологов. Его
вклад в историю мировой социологии определяется
не только его собственными идеями и концепциями,
но и тем, что Э. Дюркгейм создал французскую
школу социологии, традиции которой до
сих пор оказывают серьезное влияние на
стиль мышления французских социологов,
выбор ими предмета исследования и т.п.
Отличительной чертой научных позиций
Дюркгейма стала концепция социологизма.
Согласно ей социальная реальность обладает
своей спецификой, автономностью, несводимостью
к другим разновидностям реальности (например,
физической, психической). Ей, следовательно,
присущи свои собственные законы, которые
и должна выявлять и изучать социология.
Отсюда вытекает одно из важных методологических
требований Э. Дюркгейма - социальное надо
объяснять социальным, исходя из социального.
Остриём своим эта концепция направлена
против бытовавшего во времена Дюркгейма
психологизма в трактовке социальных
явлений.
Качественная специфика общества обнаруживается
более отчетливо в его несводимости к
индивиду и индивидуальному сознанию.
По отношению к индивиду социальная реальность
объективна и независима в своем существовании.
Дюркгейм писал, что при рождении индивид
находит готовыми законы и обычаи, правила
поведения, религиозные верования и обряды,
язык, денежную систему и т.п., действующие
независимо от него.
Объясняя несводимость социальной реальности
к индивиду, индивидуальной жизни, Дюркгейм
подчеркивал, что в процессе взаимодействий
между людьми возникает новое качество,
которое называется социальной жизнью.
Социальная реальность в представлении Э. Дюркгейма складывается из социальных фактов двух родов – морфологических, к которым французский социолог относит демографические, технологические и экологические факты, и из коллективных представлений, т.е. фактов коллективного сознания. Именно последние особенно значимы для Дюркгейма, - в них раскрывается специфика общества. Дело в том, что коллективные представления, эти общие идеи и верования, связывают людей, формируют саму социальную ткань. Поэтому Дюркгейм считал коллективное сознание жизненным узлом всего общества.
В наиболее ярком виде эти
представления об обществе проявились
в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма.
Проблема социального порядка и беспорядка,
общественной нормы и социальной патологии
была одной из основных для многих первых
социологов, в том числе и для Дюркгейма.
Разработка французским ученым проблемы
коллективного сознания, социальной солидарности,
методологии структурно-функционального
анализа, разделения труда, а также исследование
самоубийств - все это различные способы
решения одной и той же проблемы общественной
гармонии.
С точки зрения Дюркгейма, социальная
солидарность - определенная целостность
общественной жизни, коллективность и,
одновременно, высший моральный принцип,
высшая и универсальная ценность, которая
признается всеми членами общества.
Отталкиваясь от типичной для социологии
ХIХ века идеи конструирования двух идеальных
типов общества, между которыми существует
историческая преемственность, Дюркгейм
выдвигает свою концепцию общества с механической
и органической солидарностью.
Механическая солидарность,
по мнению Дюркгейма, характерна для архаических,
примитивных и неразвитых обществ. Эти
общества характеризуются тем, что составляющие
их элементы или компоненты мало зависят
друг от друга, существуют почти автономно.
Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые
или сходные функции. В качестве их модели
можно рассматривать натуральное хозяйство.
Другая отличительная черта таких обществ
- слабое развитие индивидуального, личного
начала в человеке. В рамках таких обществ
объединяющим, интегрирующим фактором
может быть только коллективное, общее,
надындивидуальное сознание, выраженное
как в репрессивном праве, так и в религии.
Коллективное сознание практически полностью
поглощает индивидуальное. Особенность
механической солидарности – растворение
индивида в коллективе. Чем меньше развита
индивидуальность, чем меньше индивидуальных
отклонений, тем более интенсивно и ярко
выражено всё заполняющее коллективное
сознание и, следовательно, социальная
солидарность. Такое сознание неизбежно
приобретает религиозный характер. Религия
формирует собой общественную жизнь, состоящую
исключительно из общих обрядов и ритуалов.
Таким образом, единство общества, социальный
порядок в примитивных обществах достигается
через подавление всего того, что выходит
за рамки, объем коллективного сознания,
которое регламентирует всю жизнь индивидов
без остатка.
Постепенное развитие общественных связей,
увеличение средств и путей сообщения, рост городов
и народонаселения, обусловливающий интенсификацию
социальной жизни – все это ведет к усилению
разделения труда. Последнее, подтачивая
целостность коллективного сознания,
его всеобъемлющий характер, само становится,
в конечном счете, основой новой солидарности
–органической.
Профессиональная специализация людей,
выполнение ими особых строго определённых
функций наносит ущерб сплоченности и
единству общества. Она обусловливает
также различия индивидов, развитие ими
индивидуальных способностей и талантов.
Но вследствие все увеличивающейся специализации
труда индивиды вынуждены обмениваться
своейдеятельностью, выполнять взаимодополняющие
функции, невольно составляя единое целое.
Сознание этого, понимание того, что все
связаны системой отношений, вне которой
существовать не могут, вызывает чувство
зависимости друг от друга, своей связи
с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное
сознание, которое потеряло целостность,
дифференцировалось, сократилось, стало
более рациональным и ориентированным
на индивида, а именно разделение труда,
точнее - осознание его социальных следствий,
восстанавливает целостность общества. Э. Дюркгейм, разумеется, был
далек от того, чтобы не замечать реальной
дисгармонии в современном ему обществе,
кризисных явлений в экономике и политике
Европы конца ХIХ века. Он выделял три основные
«ненормальные» формы разделения труда:
аномию, социальное неравенство и неадекватную
организацию труда. Преодоление «ненормальных»
форм разделения труда, этих социальных
патологий, мыслилось Дюркгеймом на пути
мирного разрешения конфликтов, уменьшения
борьбы и конкуренции до приемлемых размеров,
установления свода правил, жёстко регламентирующих
отношения классов, введения справедливости
и равенства «внешних условий», т.е. равенства
социальных возможностей и воздаяния
всем по заслугам.
Проблеме самоубийств Э. Дюркгейм посвятил
специальную монографию. Его исследование
примечательно по нескольким причинам.
Во-первых, эта работа стала социологической
классикой. Во-вторых, на примере особого
и весьма индивидуализированного социального
феномена Дюркгейм показал эвристические
возможности своих методологических установок.
В-третьих, и это немаловажно, он продемонстрировал
способности социологии вносить свой
вклад в осмысление жгучих проблем современности.
Самоубийства Э. Дюркгейм рассматривает
как социальное явление, как коллективную
болезнь общества, а не как «индивидуальный
случай». Поэтому собственно предметом
его исследования становится социальный процент
самоубийств (отношение количества самоубийств
к численности населения). Э. Дюркгейм утверждал,
что изменение этого процента связано
не с индивидуальными психологическими
мотивами людей, не с теми кажущимися причинами,
которые часто выходят на первый план
при объяснении конкретного самоубийства,
а с социальными условиями. «Самоубийство
зависит главным образом не от внутренних
свойств индивида, а от внешних причин,
управляющих людьми». Поэтому, писал Э. Дюркгейм,
- «оставив в стороне индивида, его мотивы
и идеи, мы прямо спросим себя, каковы те
различные состояния социальной среды
(религиозные верования, семья, политическая
жизнь, профессиональные группы и т.п.),
под влиянием которых изменяется процент
самоубийств» .
Процент самоубийств является функцией
нескольких социальных переменных, взаимоотношений
в религиозных, семейных, политических,
национальных и иных группах. Распад или
усиление социальных связей, укрепление
или ослабление социальной дисциплины,
социальной интеграции - вот что на самом
деле является главной причиной самоубийств.
Итак, с точки зрения Э. Дюркгейма, единственными
причинами самоубийств могут быть только
социальные факторы. На примере исследования
того, как то или иное вероисповедание
влияет на самоубийство, Э. Дюркгейм демонстрирует
и доказывает эту свою идею. Католицизм,
например, более старая и традиционная
система верований и обрядов. Она обладает,
по сравнению с протестантизмом, гораздо
большей целостностью, силой убеждений,
непримиримостью к новшествам, разрушающим
общий дух. Все это обусловливает большую
сплоченность религиозной группы (церкви)
католиков. Протестантизм же связан с
упадком традиционных верований, проникнут
«духом свободомыслия» и критицизма. Его
возможность объединять верующих значительно
меньше, чем в католицизме, оттого и процент
самоубийств среди протестантов выше.
«Перевес на стороне протестантизма в
сфере самоубийств происходит оттого,
что эта церковь по существу своему менее
целостна, чем католическая».
Таким образом, вопрос о причинах самоубийств
сводится к вопросу о степени социальной
интеграции индивида и факторах, разрушающих
или поддерживающих эту интеграцию человека
в человеческое сообщество. «Число самоубийств,
- пишет Э. Дюркгейм, - обратно пропорционально
степени интеграции тех социальных групп,
в которые входит индивид». Семья, дети,
сельская жизнь – вот те социально интегрирующие
факторы, которые предохраняют индивида
от чувства социальной изоляции, следовательно,
и от возможности самоубийства. «Мы предохранены
от самоубийства лишь в той мере, в какой
мы социализированы», - заключает Э. Дюркгейм.
С другой стороны, более высокий процент
самоубийств среди военных по сравнению
с гражданскими лицами социолог считает
следствием избыточной, чрезмерной интеграции
военных и регламентации их жизни.
Интересна предложенная Э. Дюркгеймом
типология самоубийств с точки зрения
их причин. Социолог выделяет три типа:
эгоистическое, аномическое и альтруистическое
самоубийство.
Эгоистическое самоубийство. Его вызывает отделение, отчуждение
индивида от общества, социальных групп,
утрата социумом возможности регулировать
поведение человека, воздействовать, влиять
на него. «Если разрываются узы, соединяющие
человека с жизнью, то это происходит потому,
что ослабляется его связь с обществом».
Разрыв социальных связей, отсутствие
поддержки со стороны коллектива, состояние
разобщенности, ослабление уз, привязывающих
человека к обществу, утрата социальной
группой контроля за индивидом и его поведением
- таковы причины эгоистического самоубийства.
В этом контексте Э. Дюркгейм анализирует
эгоизм, показывает, что он и связанный
с ним крайний индивидуализм изолируют
человека от общества. Однако истинными
причинами самоубийства являются не они,
а именно «больное общество», «коллективное
бесчувствие», «социальная тоска», - это
и порождает индивидуализм. По мнению
Э. Дюркгейма, такой вид самоубийств распространён
среди интеллигенции.
Альтруистическое
самоубийство. Характеризуя этот тип
самоубийств, Дюркгейм пишет: «Если, как
мы только что видели, крайний индивидуализм
приводит человека к самоубийству, то
недостаточно развитая индивидуальность
должна приводить к тем же результатам.
Когда человек отделился от общества,
то в нем легко зарождается мысль покончить
с собою; то же самое происходит с ним и
в том случае, когда общественность вполне
и без остатка поглощает его индивидуальность».
Этот тип самоубийства социолог анализирует
главным образом на примерах «низших»
обществ. Он говорит о датских воинах,
которые считали для себя позором умереть
в своей постели или покончить свои дни
от болезни и в глубокой старости и потому
шли на самоубийство, о вестготских стариках,
бросавшихся вниз со «скалы предков»,
об индийских вдовах, кончавших жизнь
самоубийством после смерти мужей и т.п.
Конкретно речь идет о самоубийствах людей
больных, старых, жен после смерти мужей,
рабов и слуг после смерти хозяина и некоторых
других. «Во всех этих случаях человек
лишает себя жизни не потому, что он сам
хотел этого, а в силу того, что он должен
был так сделать. Если он уклоняется от
исполнения этого долга, то его ожидает
бесчестие и чаще всего религиозная кара».
[30, с. 198].
Аномическое самоубийство. Оно характерно для эпох быстрых
и бурных общественных перемен, например,
периодов экономических кризисов, когда
рушатся и теряют свое значение прежние
нормы, ценности, идеалы. Состояние общества
характеризуется аномией, то есть безнормием,
отсутствием общезначимой ценностно-нормативной
системы. Аномия порождает моральную неустойчивость
индивидов, она сопровождается неспособностью
людей адаптироваться к быстрым социальным
изменениям, неустойчивостью социального
положения индивидов, общественной и духовной
дезорганизацией общества.
Аномическое самоубийство рассматривается
Э. Дюркгеймом как бы с двух сторон. На общественном
уровне оно порождено социальной дезорганизацией.
«В момент общественной дезорганизации
– будет ли она происходить в силу болезненного
кризиса или, наоборот, в период благоприятных,
но слишком внезапных социальных преобразований
– общество оказывается временно неспособным
проявлять нужное воздействие на человека»
[30, с. 237]. На индивидуальном – определенными
свойствами торгового и промышленного
мира, его представителей, которых социолог
считает наиболее подверженными этому
типу самоубийства. Стремление к наживе,
необузданные стремления, неограниченные
желания, быстрые взлеты и падения, не
встречающие регламентирующего воздействия
со стороны общества нарушают моральное
и психическое равновесие человека, которое
часто и заканчивается самоубийством.
«В конце концов даже одно ощущение усталости
способно породить безнадежное разочарование,
ибо трудно не почувствовать всей бессмысленности
погони за недостижимым» [30, с. 243].
Выделив три типа самоубийств, Э. Дюркгейм,
указывал, что во многих конкретных случаях
происходит сочетание аномии и эгоизма,
эгоизма и альтруизма и т.п.
4. Макс Вебер
Макс Вебер (1864-1920) - одна из наиболее крупных
и популярных фигур в истории социологии.
Он считается основоположником теории
социального действия и понимающей социологии.
Широкую известность приобрели его исследования
религии, в особенности роли протестантизма
в становлении западноевропейского капитализма,
а также его анализ экономической рациональности.
С точки зрения Вебера, социология, как
и другие социогуманитарные науки, не
должна абстрагироваться от самого главного
и существенного в социальной жизни - от
человека как сознательного существа.
Поэтому исходный пункт социологического
исследования - индивид и его поведение.
Это элементарная «клеточка» социологии,
её неразложимый «атом».
Если исходным пунктом социологического
анализа, по Веберу, является индивид и
его поведение, то объектом социологии
становится социальное действие. Социальное
действие - чрезвычайно важная категория
веберовской социологии. Придавая ей первостепенное
значение, М. Вебер говорил, что сама социология
- наука, изучающая социальное действие.
Прежде всего надо сказать, что М. Вебер
различает действие и социальное действие.
«Действием», - пишет он, - следует называть
человеческое поведение (безразлично,
внутреннее или внешнее деяние, недеяние
или претерпевание), если и поскольку действующий
или действующие связывают с ним некоторый
субъективный смысл. Но «социальным действием»
следует называть такое, которое по своему
смыслу, подразумеваемому действующим
или действующими, отнесено к поведению
других и этим ориентировано в своём протекании».
Другими словами, «социальным является
такое действие, которое в соответствии
со своим субъективным смыслом включает
в действующее лицо установки на то, как
будут действовать другие, и ориентирует
себя в их направлении» .
Таким образом, социальное действие, по
Веберу, предполагает два момента: субъективную
мотивацию индивидов, без которой вообще
нельзя говорить о действии, и ориентацию
на другого (других), которую М. Вебер называет
также «ожиданием» и без которой действие
не может рассматриваться как социальное.
Что же такое «ориентация на другого»?
Разъясняя этот существенный момент социального
действия, М. Вебер пишет: «Социальное действие
может быть ориентировано на прошлое,
настоящее или ожидаемое в будущем поведение
других индивидов (месть за нападение
в прошлом, оборона при нападении в настоящем,
меры защиты против будущего нападения).
В качестве “других” могут выступить
известный индивид или неопределённо
многие и совсем неизвестные (например,
“деньги” означают средство обмена, которое
действующий индивид принимает при обмене,
так как ориентирует своё действие на
ожидание того, что в будущем при обмене
их примут в свою очередь неизвестные
ему и неопределенно многие другие)» [86,
p. 22.].
Таким образом, действия, ориентированные
на вещи или же связанные с природными
явлениями (люди раскрывают зонты, когда
начинается дождь), подражание и т.п. социальными,
по М. Веберу, не являются. Даже хозяйственная
деятельность человека не социальное
действие, если не принимает во внимание
других людей.
Введение этой характеристики – «ориентации
на другого» – необходимо М. Веберу для
того, чтобы перевести действие в плоскость
взаимодействия и тем самым преодолеть
тот «методологический индивидуализм»,
который сразу бросается в глаза при знакомстве
с социологией Вебера. Одновременно классик
указывает на то, каким образом, в какой
форме существуют коллективности (тотальности)
для социологической науки. Они рассматриваются
лишь в той мере, в какой они признаются
самими людьми, постольку, поскольку люди
ориентируют на них своё поведение. М. Вебер
поясняет, что существование таких общностей,
как «государство», «союз» с точки зрения
социологии означает не что иное, как большую
или меньшую возможность того, что индивиды
в своих действиях принимают во внимание
эти образования. Следовательно, с точки
зрения М. Вебера, социальность не существует
вне и помимо индивидов и лишь в той мере,
в какой индивиды ориентируют на неё свои
действия.
Представление о человеке как сознательном
существе реализуется у М. Вебера в понятии
смысла действия. В социологии «объектом
познания является именно смысловая связь
поведения».
Что такое смысл? Он прежде всего носит
субъективный характер, это то, что данный
субъект вкладывает в свои действия, то,
как он их осмысливает. «Действием называется
человеческое поведение в том случае и
постольку, если и поскольку действующий
индивид или действующие индивиды связывают
с ним субъективный смысл». Речь, следовательно,
не идёт об «объективном» смысле, который
могут в конечном счёте получать действия
индивида уже независимо от его собственных
намерений. Смысл всегда предполагает
субъекта, для которого он существует.
Во-вторых, смысл связан с теми целями
и задачами, которые ставит перед собой
субъект, с теми средствами, которые он
выбрал для их достижения.
В связи с этим формулируется и основная
задача социологии. М. Вебер считает, что
социология должна быть «понимающей».
Её цель - понять смысл социальных действий,
и тем она отличается от естественных
наук. «Социология, - пишет М. Вебер, - означает
науку, которая хочет истолковывающим
образом понять социальное действие и
благодаря этому причинно объяснить его
в его протекании и следствиях». Сознание
действующего индивида оказывается, таким
образом, необходимым для того, чтобы действие
выступило в качестве социальной реальности.
Изучить же её - значит понять смысл, который
вкладывают в свои действия индивиды.
Понимание - ещё одна важная в социологии
М. Вебера категория. На первый взгляд,
она чрезвычайно сближает социологию
с психологией. Однако на деле понятным
может быть только осмысленное человеком
действие. Другими словами, социологу
понятно может быть лишь то, что понятно
самому индивиду, т.е. тот смысл, который
субъект вкладывает в свои действия. «Непосредственно
наиболее понятным по своей смысловой
структуре, - пишет М. Вебер - является действие,
ориентированное субъективно строго рационально
в соответствии со средствами, которые
считаются (субъективно) однозначно адекватными
для достижения (субъективно) однозначно
и ясно сознаваемых целей». Такое действие
М. Вебер называет целерациональным, ибо
оно направлено к достижению ясно осознаваемых
самим действующим индивидом целей и использует
для достижения этих целей средства, признаваемые
адекватным им самим. Естественно, осмысленное
целерациональное действие не является
предметом психологии, а его понимание
психологическим, ибо цели человека не
могут быть понятыми, если исходить только
из анализа его психологической жизни.
Здесь мы подходим к ещё одной важной для
социологии М. Вебера категории, категории
идеального типа.
Целерациональное действие - это не некая
всеобщая модель действия, даже не преобладающий
в эмпирической действительности тип.
Это идеальный тип, который в чистом виде
редко встречается в действительности.
Идеальный тип, по мысли М. Вебера, это определённая
теоретическая схема, конструкция, модель,
созданная самим исследователем путём
выделения, заострения тех элементов действительности,
которые этот исследователь считает типичными.
Такими идеальными типами являются, например,
«господство», «капитализм», «церковь»,
«секта», «христианство» и т.п. Эти идеальные
типы - некие обобщения; в реальности же
исследователь имеет дело с индивидуальными
социальными явлениями, по Веберу, с социальными
действиями индивидов. Ещё раз напомним:
для М. Вебера субъектами действия могут
быть только индивиды, а не коллективные
образования.
Идеальные типы имеют значение лишь как
средства и инструменты социального исследования.
Так, целерациональное действие служит
образцом социального действия, с которым
соотносятся все остальные виды действия,
в особенности реально существующие. К
самим идеальным типам в связи с этим предъявляются
определённые требования. Поскольку цель
социологии - устанавливать общие правила
событий безотносительно к их пространственно-временным
характеристикам, то и идеальные типы
должны быть настолько «чистыми», чтобы
быть годными для исследования любой страны
в любую эпоху. Идеальные типы конструируются
так, словно социальное действие происходит
в идеальных условиях. Отклонение от идеального
типа всегда можно заметить, исследовать,
выразить в общезначимых понятиях только
с помощью идеального типа. Так, сам М. Вебер
выделяет по принципу сравнения с целерациональным
целую шкалу социальных действий:
1) более или менее приближённо достигнутый
правильный тип;
2) (субъективно) целерационально ориентированный
тип;
3) действие, более или менее сознательно
и более или менее однозначно целерационально
ориентированное;
4) действие, ориентированное не целерационально,
но понятное по своему смыслу;
5) действие, по своему смыслу более или
менее понятно мотивированное, однако
нарушаемое - более или менее сильно - вторжением
непонятных элементов;
6) действие, в котором совершенно непонятные
психические или физические факты связаны
«с» человеком или «в» человеке незаметными
переходами.