Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:06, реферат
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L'Année sociologique" (1896). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта.
Прикладная социология прошла несколько этапов развития:
1. С 1895 по 1920 г. наблюдался интерес к практическому использованию социологических знаний.
2. С 1920 по 1950 г. -- период господства эмпиризма в американской социологии.
3. С 1950 г. социология становится составной частью бизнеса, отказываясь от репутации исключительно университетской науки. Этот процесс протекает до сих пор.
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L'Année sociologique" (1896). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта.
Прикладная социология прошла несколько этапов развития:
1. С 1895 по 1920 г. наблюдался
интерес к практическому
2. С 1920 по 1950 г. -- период господства эмпиризма в американской социологии.
3. С 1950 г. социология
становится составной частью
бизнеса, отказываясь от
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) -- французский социолог «классического периода», оказавший огромное влияние на становление социологии как автономной науки. Его преподавательская деятельность началась в Университете Бордо, а затем он преподавал в Сорбонне (Париж).
Основные труды: «Общественное разделение труда» (1883), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
По мнению Дюркгейма, социология может стать наукой только при условии, если у нее будет собственный предмет и собственный метод.
Предмет социологии Дюркгейма -- это социальные факты, которые составляют особую социальная реальность, имеющую свои собственные качества и законы. Социальным фактом, по Дюркгейму, является любой социальный феномен, который:
- накладывает определенные
ограничения на действия
- является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации).
В таком понимании объекта
социологии выразилось негативное отношение
Дюркгейма к утилитаристской
традиции в английской социологии и
экономике, в соответствии с которой
любая деятельность рассматривалась
сквозь призму субъективных мотивов
и воли отдельного индивида. Примером
социального факта могут
В «Правилах социологического метода» Дюркгейм формулирует три основных положения, которым, по его мнению, должна следовать молодая наука.
1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:
- социальные факты являются внешними для индивидов;
- социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;
- устанавливаемые между
двумя или множеством
2. Второе правило состоит
в том, чтобы «систематически
отмежевываться от всех
- социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;
- она также должна освободиться
от всех предрассудков,
3. Третье правило состоит
в признании примата (
- источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
- общество представляет
собой автономную систему,
Соответственно в социологии
Дюркгейма уменьшается и роль
индивида в социологической теории:
индивид практически
Таким образом, на индивида с самого рождения оказывается сильное давление, которое является гарантом социальной стабильности. Дюркгейм выделял два типа такого давления. Во-первых, это принуждение, исходящее извне, то есть от окружающих индивида людей и общества в целом. Во-вторых, это давление интериоризированных (то есть перенесенных внутрь) норм, которые становятся как бы внутренними двигателями человека (здесь обнаруживается родство взглядов Дюркгейма с психоаналитической социологией, ср. понятие Сверх-Я).
Отказ от ценностей, их утрату Дюркгейм называл аномией. Аномия -- это такое состояние, когда общество утрачивает свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в ценности общества. В результате этого человек переживает состояние дезориентации, оказывается неспособным отличить «хорошее» от «плохого», «правильное» от «неправильного». Аномия может также возникать вследствие нарушения равновесия между потребностями и степенью их удовлетворения. В этом случае общество оказывается неспособным ограничить человека и контролировать его поведение Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995. - с.- 20..
Одной из наиболее известных работ Дюркгейма является «Самоубийство» (1897) -- книга, которая до сих пор считается основным и наиболее точным источником по данному вопросу. Еще в «Общественном разделении труда» (1883) Дюркгейм рассматривал самоубийство как результат разрушения коллективной совести (мыслей и чувств, разделяемых всеми членами общества) и господства частного интереса над общественным в индустриальном обществе. Под коллективной совестью Дюркгейм понимал набор обязательных для всех членов традиционного общества нормативов, управлявших жизнью данного общества и поддерживавших в нем состояние согласия. В «Самоубийстве» Дюркгейм показывает, что такое действие, как самоубийство, которое, казалось бы, совершается всегда по сугубо индивидуальным мотивам, социально детерминировано. В этой работе он выделил четыре типа самоубийства:
1. эгоистическое самоубийство, которое совершается по личным причинам;
2. анемическое самоубийство, вызываемое тем, что индивид ощущает отсутствие норм или их непереносимое противоречие;
3. альтруистическое самоубийство,
совершаемое членом группы
4. фаталистическое самоубийство
как результат чрезмерного
Затем Дюркгейм обратился
к статистическим данным, касающимся
самоубийств в разных обществах
и разных группах общества. Ему
удалось показать, что в современном
ему обществе наиболее частотным
типом оказывались
Дюркгейм изучал также
религию и политику. В работах,
посвященных религии, он высказал идею,
что религиозные верования в
примитивных обществах
Основное значение в своей
научной деятельности Дюркгейм придавал
изучению причин порядка и беспорядка
в обществе. Он разработал концепцию
коллективного сознания (совокупности
убеждений и мнений), разделяемых
всеми членами данного