Дюркгейм (Durkheim) Эмиль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 23:06, реферат

Краткое описание

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L'Année sociologique" (1896). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта.
Прикладная социология прошла несколько этапов развития:
1. С 1895 по 1920 г. наблюдался интерес к практическому использованию социологических знаний.
2. С 1920 по 1950 г. -- период господства эмпиризма в американской социологии.
3. С 1950 г. социология становится составной частью бизнеса, отказываясь от репутации исключительно университетской науки. Этот процесс протекает до сих пор.

Файлы: 1 файл

Dyurkgeym.docx

— 19.57 Кб (Скачать)

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал "L'Année sociologique" (1896). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта.

Прикладная социология прошла несколько этапов развития:

1. С 1895 по 1920 г. наблюдался  интерес к практическому использованию  социологических знаний.

2. С 1920 по 1950 г. -- период господства эмпиризма в американской социологии.

3. С 1950 г. социология  становится составной частью  бизнеса, отказываясь от репутации  исключительно университетской  науки. Этот процесс протекает  до сих пор.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) -- французский  социолог «классического периода», оказавший  огромное влияние на становление  социологии как автономной науки. Его  преподавательская деятельность началась в Университете Бордо, а затем  он преподавал в Сорбонне (Париж).

Основные труды: «Общественное  разделение труда» (1883), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные  формы религиозной жизни» (1912).

По мнению Дюркгейма, социология может стать наукой только при  условии, если у нее будет собственный  предмет и собственный метод.

Предмет социологии Дюркгейма -- это социальные факты, которые  составляют особую социальная реальность, имеющую свои собственные качества и законы. Социальным фактом, по Дюркгейму, является любой социальный феномен, который:

- накладывает определенные  ограничения на действия индивида

- является внешним, объективным  по отношению к нему (не является  результатом его субъективной  мотивации).

В таком понимании объекта  социологии выразилось негативное отношение  Дюркгейма к утилитаристской  традиции в английской социологии и  экономике, в соответствии с которой  любая деятельность рассматривалась  сквозь призму субъективных мотивов  и воли отдельного индивида. Примером социального факта могут служить  закон и норма. Сюда же можно отнести  язык, денежную систему, религиозные  верования и обряды, -- другими словами, все то, что человек после рождения находит уже готовым и что, соответственно, существует до него и помимо него. Именно социальные факты управляют индивидом.

В «Правилах социологического метода» Дюркгейм формулирует три  основных положения, которым, по его  мнению, должна следовать молодая  наука.

1. Первое правило состоит  в том, чтобы «рассматривать  социальные факты как вещи».  Это означает, что:

- социальные факты являются  внешними для индивидов;

- социальные факты могут  быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы  и безличны;

- устанавливаемые между  двумя или множеством социальных  фактов отношения причинности  помогают формулировать постоянные  законы функционирования общества.

2. Второе правило состоит  в том, чтобы «систематически  отмежевываться от всех врожденных  идей». Это означает, что:

- социология прежде всего  должна порвать свои связи  со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;

- она также должна освободиться  от всех предрассудков, которыми  обладают индивиды в отношении  социальных фактов.

3. Третье правило состоит  в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими  ее частями. Это означает признание  того, что:

- источник социальных  фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении  индивидов;

- общество представляет  собой автономную систему, управляемую  своими собственными законами, не  сводимыми к сознанию или действию  каждого индивида Касьянов В.В.  Социология. - Ростов-на-Дону, 2001. - с.-32..

Соответственно в социологии Дюркгейма уменьшается и роль индивида в социологической теории: индивид практически оказывается  не способным влиять на социальную реальность.

Таким образом, на индивида с  самого рождения оказывается сильное  давление, которое является гарантом социальной стабильности. Дюркгейм выделял  два типа такого давления. Во-первых, это принуждение, исходящее извне, то есть от окружающих индивида людей  и общества в целом. Во-вторых, это  давление интериоризированных (то есть перенесенных внутрь) норм, которые становятся как бы внутренними двигателями человека (здесь обнаруживается родство взглядов Дюркгейма с психоаналитической социологией, ср. понятие Сверх-Я).

Отказ от ценностей, их утрату Дюркгейм называл аномией. Аномия -- это такое состояние, когда общество утрачивает свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в ценности общества. В результате этого человек переживает состояние дезориентации, оказывается неспособным отличить «хорошее» от «плохого», «правильное» от «неправильного». Аномия может также возникать вследствие нарушения равновесия между потребностями и степенью их удовлетворения. В этом случае общество оказывается неспособным ограничить человека и контролировать его поведение Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995. - с.- 20..

Одной из наиболее известных  работ Дюркгейма является «Самоубийство» (1897) -- книга, которая до сих пор  считается основным и наиболее точным источником по данному вопросу. Еще  в «Общественном разделении труда» (1883) Дюркгейм рассматривал самоубийство как результат разрушения коллективной совести (мыслей и чувств, разделяемых  всеми членами общества) и господства частного интереса над общественным в индустриальном обществе. Под коллективной совестью Дюркгейм понимал набор обязательных для всех членов традиционного общества нормативов, управлявших жизнью данного общества и поддерживавших в нем состояние согласия. В «Самоубийстве» Дюркгейм показывает, что такое действие, как самоубийство, которое, казалось бы, совершается всегда по сугубо индивидуальным мотивам, социально детерминировано. В этой работе он выделил четыре типа самоубийства:

1. эгоистическое самоубийство, которое совершается по личным  причинам;

2. анемическое самоубийство, вызываемое тем, что индивид  ощущает отсутствие норм или  их непереносимое противоречие;

3. альтруистическое самоубийство, совершаемое членом группы ради  других ее членов,

4. фаталистическое самоубийство  как результат чрезмерного социального  давления и чрезмерной социальной  регуляции.

Затем Дюркгейм обратился  к статистическим данным, касающимся самоубийств в разных обществах  и разных группах общества. Ему  удалось показать, что в современном  ему обществе наиболее частотным  типом оказывались эгоистическое  и анемическое самоубийство, причем эгоистических самоубийств было больше среди протестантов, чем среди  католиков, что объяснялось ослаблением  социального контроля (разрушением  коллективной совести), а также индивидуалистическим духом протестантизма. Альтруистические самоубийства были более типичными  для социальных групп и обществ, в которых коллективная совесть  более сильна (например, в примитивных  обществах и в армии). Соответственно оказалось, что и среди горожан  уровень самоубийств выше, чем  среди жителей деревень, где общинный дух сохранился Дюркгейм Э. Самоубийство. - М., 1994..

Дюркгейм изучал также  религию и политику. В работах, посвященных религии, он высказал идею, что религиозные верования в  примитивных обществах обеспечивают их целостность, а символическим  воплощением их были сакральные объекты. В современных же обществах обнаружение  таких сакральных объектов проблематично, что и приводит к состоянию  аномии, грозящей общественному порядку.

Основное значение в своей  научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию  коллективного сознания (совокупности убеждений и мнений), разделяемых  всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда  члены общества (или другие группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).


Информация о работе Дюркгейм (Durkheim) Эмиль