Религиозные и социологические взгляды Эмиля Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:40, контрольная работа

Краткое описание

Важное место в социологической теории религии занимает концепция Э. Дюркгейма, известного французского социолога и философа, одного из основателей социологии религии. В трудах «Метод социологии», «О разделении общественного труда» излагаются его общесоциологические идеи; рассмотрению проблем социологии религии посвящено сочинение «Элементарные формы религиозной жизни».

Оглавление

1. СОЦИОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ Э. ДЮРКГЕЙМА..........................................................3
1.1 Религия как объект социологического исследования по Э. Дюркгейму..............................................3
1.2 Составляющие компоненты и функции религии по Э. Дюркгейму.........5
2. ТИПЫ И ВИДЫ ВЫБОРОК В СОЦИОЛОГИИ........................................7
2.1 Понятие выборки. Выборочный метод.......................................................7
2.2 Типы выборок................................................................................................8
2.2.1.Случайная выборка (вероятностная)....................................................8
2.2.2 Неслучайная выборка (невероятностная)..........................................10
2.2.3 Многоступенчатая и одноступенчатая...............................................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................12

Файлы: 1 файл

социология +375 44 735 19 66.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Кузьмина О.В. +375 44 735 19 66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

 

1. СОЦИОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ  ВЗГЛЯДАХ Э. ДЮРКГЕЙМА...................................................................................................3

1.1 Религия как объект социологического исследования по Э. Дюркгейму...............................................................................................................3

1.2 Составляющие компоненты  и функции религии по Э. Дюркгейму.........5

2. ТИПЫ И ВИДЫ ВЫБОРОК В СОЦИОЛОГИИ........................................7

2.1 Понятие выборки. Выборочный метод.......................................................7

2.2 Типы выборок................................................................................................8

2.2.1.Случайная выборка (вероятностная)....................................................8

2.2.2 Неслучайная выборка (невероятностная)..........................................10

2.2.3 Многоступенчатая и одноступенчатая...............................................11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.............................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОЦИОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ Э. ДЮРКГЕЙМА

1.1 Религия  как объект социологического  исследования Э. Дюркгейма

 

Важное место в социологической  теории религии занимает концепция  Э. Дюркгейма, известного французского социолога и философа, одного из основателей социологии религии. В трудах «Метод социологии», «О разделении общественного труда» излагаются его общесоциологические идеи; рассмотрению проблем социологии религии посвящено сочинение «Элементарные формы религиозной жизни». В области философии Дюркгейм стоял на позициях позитивизма, при анализе религии использовал данные истории, этнографии, других наук.

При определении понятий религии  Дюркгейм использовал метод истории: необходимо проследить тот исторический путь, на котором она постепенно формировалась. История позволяет разложить институт на его составные части, поскольку показывает их рождающимися во времени. Когда предпринимается попытка объяснить какое-нибудь человеческое явление, взятое в определенный момент, – религиозное верование, нравственное правило, правовое предписание, художественная техника, экономический порядок – надо начинать с нисхождения к его наиболее простой, первобытной форме.

Поскольку все религии сопоставимы, неизбежно существуют основные, общие для них элементы. Имеются в виду не внешние, легко обнаруживаемые черты, а внутренние, глубинные. Это – постоянные элементы, образующие в религии то, что есть в ней вечного и человеческого; они составляют объективное содержание идеи, которую выражают, когда говорят о религии вообще.

Дать общее определение религии  возможно отнюдь не путем наблюдения сложных религий, возникающих в  ходе истории. Каждая из них сформировалась из столь разнообразных элементов, что очень трудно отличить вторичное от главного, существенное от преходящего.

Рассматривая имеющиеся определения  религии, он подверг критике точку  зрения, согласно которой для всякой религии характерно понятие сверхъестественного. Но, по мнению социолога, эта идея весьма поздно появляется в истории религий; она совершенно чужда не только народам, называемым первобытными, но также и всем тем, которые не достигли известной степени интеллектуальной культуры. Идея сверхъестественного возникла недавно и предполагает противоположную идею, которая не содержит в себе ничего первобытного.

Не удовлетворяло Дюркгейма  и определение религии через  понятие божества; есть обряды без  богов и даже такие, от которых происходят боги. Не все религиозные свойства проистекают от личностей божеств. Существуют культовые отношения, не имеющие целью соединять человека с божеством. Следовательно, религия выходит за рамки идеи богов и духов.

Определяя религию, Дюркгейм прежде всего констатировал, что она главным образом представляет собой «социальный факт». Элементарные религиозные явления он разделял на две категории: верования и обряды. Первый – состояния сознания, они выражаются в представлениях; вторые – определенные способы действия. Чтобы охарактеризовать данное действие, нужно обозначить его объект, специфическая природа которого выражена в веровании. Определить обряд можно после того, как определено верование. Все известные религиозные верования содержат одну и ту же общую черту: классификацию реальных или идеальных явлений на два класса, два противоположных рода, обозначаемых обычно терминами «профанное» и «священное». Разделение мира на области, из которых одна включает в себя священное, другая – профанное, – отличительная черта религиозного мышления. Верования, мифы, догмы, легенды – это или представления, или системы представлений, выражающие природу священных явлений, свойства и способности, которые им приписываются, их историю, отношения между собой и с профанными явлениями.

Но под священными явлениями  не следует понимать только те личные существа, которые называются богами или духами; утес, дерево, родник, камень, кусок дерева, дом – словом, любая вещь может быть священной. Обряд тоже имеет эту особенность; не существует обряда, которому бы она в какой-то степени не была присуща.

Религиозные верования выражают природу  священных вещей и их отношение  либо между собой, либо с профанными вещами; обряды представляют собой, правила  поведения, предписывающие, как человек должен вести себя со священными вещами. Священный характер какого-то объекта не является ему самому внутренне присущим: он им наделяется. Мир религиозных вещей не образует особого аспекта эмпирически данной природы; он надстроен над ним.

Религиозные верования всегда являются общими для определенной группы, которая открыто признает свою приверженность им и связанным с ними обрядам. Они не только допускаются всеми членами данной группы в качестве личного дела, ни являются делом группы и создают ее единство. Составляющие ее индивиды чувствуют себя связанными между собой уже тем только, что у них общая вера. Общество, члены которого едины потому, что они одинаково представляют себе священный мир, его отношения с профанным миром и выражают это общее представление в одинаковых действиях, – есть то, что называют Церковью. Священное производится обществом, наделено особым моральным авторитетом и властью. Ему присущи два свойства: запретность, отделенность от всего прочего и способность быть объектом любви и уважения; священное – источник принуждения, запрета и одновременно предмет поклонения. Сферу профанного образует повседневная жизнь с частными интересами, обычными занятиями, эгоистическими наклонностями.

С помощью разделения священного и  профанного Дюркгейм осмысливал соотношение социального и индивидуального и на этой основе дал следующее определение религии: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т. е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую Церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды».

Религия есть особая форма выражения  общественных сил, которые стоят  выше индивидов и подчиняют их себе, она являет собой «систему идей, при помощи которой индивиды представляют себе общество, членами которого они являются, и темные, но интимные связи, которые они с ним имеют».

Коллективный способ жизнедеятельности, общество, составляет объективно существующую реальность, являющуюся причиной, объектом и целью религиозных верований и ритуалов. Источником религии Дюркгейм считал общественно-психологический процесс общения, коллективную психологию, возникающую на базе внеэкономической непроизводственной деятельности.

Дюркгейм специально подчеркивал наличие в религии систем знаков, эмблем, символов. По его мнению, эмблема используется в качестве связующего, собирательного центра любой группы. Выраженная в материальной форме, эмблема социального единства делает его более очевидным. Индивидуальное сознание остается закрытым для всех остальных; члены группы могут общаться только с помощью знаков, которые выражают их внутренние состояния. Использование эмблематических символов дает индивидам знать, что они едины.

 

1.2 Составляющие компоненты и функции религии по Э. Дюркгейму

 

Главный компонент религии по Дюркгейму  не ее догматическая связь, а практическая религиозная деятельность, выражающаяся в коллективном отправлении обрядов. Выражая определенные общественные потребности, религия выполняет необходимые общественные функции. Культ направлен на осуществление дуализма священного и светского в поведении людей. Соответственно все религиозные обряды подразделяются на два вида – негативные и позитивные. Цель первых – резко разграничив священное и светское, предотвратить осквернение священного. Это достигается путем самоотречения, самопожертвования, крайнего аскетизма. Задачей же позитивного культа является приобщение верующих к священному миру. В культовой практике

Дюркгейм выделял ряд функций религии, главной из которых считал создание и укрепление общественной солидарности. Религия посредством прежде всего культа конституирует общество как целое: подготавливает индивида к социальной жизни, тренируя послушание (дисциплинирующая функция), укрепляет социальное единство (сплачивающая функция), поддерживает традиции, верования, ценности (воспроизводящая, транслирующая функция), возбуждает чувство удовлетворенности, социальный энтузиазм (воодушевляющая, эйфорическая функция). Религия выполняла и выполняет также познавательную функцию. Нет религий, которые были бы ложными; все они по-своему истинны: каждая, хотя и по-разному, соответствует данным условиям человеческого существования. И все же познавательная функция стала присущей по преимуществу науке, она и другие области духовной деятельное постепенно оттесняют традиционные религии. Научные, экономические, политические функции отделяются от традиционно религиозных; область традиционной религии все более сокращается сравнению с областью повседневной жизни, развиваются нетрадиционные формы религиозности.

Основными Дюркгейм считал следующие социальные функции религии:

  • дисциплинарную, или функцию принуждения и контроля,
  • цементирующую, укрепляющую социальное единство,
  • воспроизводящую, при помощи которой осуществляется передача социально-культурного наследия новому поколению и его оживление,
  • эйфорическую, состоящую в создании радостного чувства социального благополучия. Религиозные обряды выполняют важнейшую социальную задачу – служат поддержанию и укреплению социальной солидарности общества, а на индивидуальном уровне укрепляют веру человека в свои силы.

На том основании, что религия  выражает истинно существующие отношения, Дюркгейм рассматривал отношения религии  и науки, считал вторую продолжением и совершенствованием первой. Отказ от гносеологического анализа форм общественного сознания привел к непониманию их специфики и утверждению их родства и преемственности. Религия объявлялась вечной, поскольку всегда будет существовать необходимость облекать отношения человека и общества в идеологическую форму.

Лишая понятие религии ее главного компонента – веры в сверхъестественное, в Бога, отстаивая расширенное толкование религии как системы верований и обрядов, касающихся любого социально значимого объекта, Дюркгейм, по существу, отождествлял религию с абстрактной идеологией, имеющей вневременный, вечный характер, идентично проявляющийся в любом типе общества.

Идеология действительно выполняет  интегрирующую, мобилизующую, регулирующую и организующую роль в обществе, а на уровне индивида способствует возникновению чувства уверенности, социального благополучия. Без идеологии невозможно никакое общество, и в этом смысле она будет существовать всегда, ориентируя и организуя социальное поведение людей.

Но отождествление идеологии с религией, которое совершал Дюркгейм, затушевало подчас реакционную роль религии в обществе. Принцип эволюционизма, согласно которому примитивные общественные формы содержат все черты явления, позволил Дюркгейму распространить вывод об интегрирующей роли религии на все общественные формации. Считая общество единственным объектом религиозного обожествления (причем общество, представляемое как воплощение гармонического согласия), Дюркгейм не вскрыл истинных причин этого обожествления, которое возможно лишь при определенном характере общественных отношений, выступающих в отчужденной от индивида форме. Объективные причины отчуждения общества от индивида, делающие возможным как сам факт, так и его иррациональное истолкование религией, остались нераскрытыми.

 

 

2. ТИПЫ И ВИДЫ ВЫБОРОК  В СОЦИОЛОГИИ

2.1 Понятие  выборки. Выборочный метод

 

Выборка – это подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее  делать более или менее точные выводы относительно совокупности в  целом.

Определившись с понятием выборки, необходимо определить еще несколько  понятий, касающихся выборочного метода.

Все множество социальных объектов, которые являются объектом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами, образует  генеральную совокупность. Любую генеральную совокупность характеризует какой-либо значимый признак или набор признаков, по которым мы можем отнести конкретный объект к данной совокупности. А выборочная совокупность – это уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздаёт анкеты, кого называют респондентами…Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.

Корректное определение генеральной  совокупности «включает ответы на следующие  вопросы:

  • какие именно объекты (элементы) составляют генеральную совокупность – отдельные люди, семьи, академические группы, предприятия, населённые пункты или целые государства;
  • какими признаками обладают элементы генеральной совокупности, насколько они доступны для определения;
  • какова численность генеральной совокупности;
  • как генеральная совокупность размещена территориально;
  • как генеральная совокупность ограничена во времени.

Следует различать единицы отбора и единицы наблюдения. Единицами  отбора являются единицы или группы единиц генеральной совокупности, которые отбираются на каждом этапе формирования выборочной совокупности и выступают единицами счёта. Единицы наблюдения – это отобранные единицы генеральной совокупности, характеристики которых непосредственно измеряются, то есть элементы сформированной выборочной совокупности. Если выборка проходит в несколько этапов (многоступенчатая выборка), то единицы отбора и единицы наблюдения могут не совпадать.

Информация о работе Религиозные и социологические взгляды Эмиля Дюркгейма